Акт насилия














Размеренную жизнь участника войны Фрэнка Энли нарушает приезд в его город Джо Парксона, прошедшего вместе с ним через немецкий концентрационный лагерь.
Спокойная жизнь Фрэнка Энли (Ван Хефлин), в которой он порядочный семьянин, отличный работник и уважаемый ветеран войны, прерывается появлением его сослуживца Джо Парксона (Роберт Райан), явно не настроенного на ностальгические разговоры за кружечкой пива. Парксон хочет отмстить бывшему другу за его жестокий и аморальный поступок в плену у немцев. Сначала добродушная жена Фрэнка Эдит (Джанет Ли), а затем соседка по незнанию наводят охотника на свою жертву. Хромающий, но все равно опасный, он пытается нагнать Фрэнка, но на одной ноге у него явно мало шансов. Фрэнк уезжает в Лос-Анджелес, но и здесь его снова настигает Парксон. В этой постоянной беготне он опускается на дно, где его подбирает проститутка Пэт (Мэри Астор). Она приводит измученного Фрэнка к человеку, который умеет решать все проблемы. Разбитый алкоголем Фрэнк Энли изливает всю историю, и соглашается на сделку. Но на следующее утро, протрезвев, он понимает, что сделал неверный шаг и решает все исправить.
Классический триллер с несчастливым концом построен не на привычных концепциях, где есть плохие и хорошие, или положительные антигерои, а на нечто более сложном: к действующим лицам сложно приклеить какой-либо ярлык, их поступки неоднозначны и в силу этого кажутся более жизненными. Фред Циннеман удачно вплел в историю болезненную для него тему фашизма, которая дружно соседствует с основным нуаровским мотивом; получилось даже лучше чем у Уэллса в «Чужестранце» и без использования кадров военной хроники. Вечно бегущий Фрэнк Энли никак не может догадаться, что его новая ситуация ничем не отличается от той в концлагере, вроде бы и есть ради чего жить, но любое его решение приведет либо к убийству либо к собственной смерти. Для динамичности всему происходящему Циннеман даже решил титры сдвинуть в самый конец, а фильм открыть суровым и хромающим Райаном. Тяжелая история о выборе, слегка хромающая как Парксон (еще тот архетип), содержит аж три героини, которые могут запутать не только зрителя, но и остальных участников. Эдит – милая жена, в исполнении молодой Джанет Ли, эротично выговаривающей Лос-Анджелес через букву «г», Пэт – умиротворенная блудница (Мэри Астор, которой, скорей всего, не приходилось долго вживаться в образ) и Энн – подруга (не жена!) Парксона, проколесившая всю страну в поисках любимого. Когда пытаешься их уложить по полочкам для удобного восприятия, кто-нибудь да и норовит не уместиться.