Фильм

Фильм Король Генрих V

Henry V (1989, Великобритания), IMDb: 7.5

6.7
7.5
Предоставлено пользователем: Naddi Abdrashitova
1/3

Экранизация одноименной пьесы из цикла исторических «Хроник» Шекспира, рассказывающей о том периоде Столетней войны, когда в 1415 году 28-летний король Англии Генрих V вторгся во Францию. Дебют Кеннета Браны в качестве кинорежиссера и одна из его лучших актерских работ.

СтранаВеликобритания
РежиссерКеннет Брана
Продолжительность2 часа 17 минут
Дата выхода4 октября 1989
Возрастное ограничение14+
Британский актер театра и кино, режиссер, сценарист, продюсер. Изучал драму в Королевской академии драматических искусств. Ему еще не было 20 лет, а критики уже называли его «новым Оливье». Был одним из создателей труппы Театра Ренессанса, которая гастролировала по всему миру с классическим репертуаром. Кеннет Брана дебютировал в фильме «В разгар лета» (1987). Мировую известность ему принесли многочисленные экранизации пьес Шекспира: «Генрих V» (1989), «Много шума из ничего» (1993), «Гамлет» (1996). Во всех этих фильмах Кеннет снимался сам и снимал свою жену Эмму Томпсон. «Генрих V» принес ему номинацию на «Оскар» за режиссуру и лучшую мужскую роль. В 1991 году Кеннет Брана покорил Голливуд триллером «Снова мертвая». В качестве режиссера снял такие фильмы, как «Друзья Питера» (1992), «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994), «Волшебная флейта» (2006). Несмотря на большую занятость в кино, параллельно всегда занимался театром.
7

Полуисторическая лента, в основе которой лежит одно из основополагающих шекспировских произведений, посвященных сражению французских и английских войск во Франции, так называемой Битве при Азенкуре. За полвека до этого один великий актер, Лоуренс Оливье, уже экранизировал «Генриха Пятого», и вот другой великий актер – Кеннет Брана, решил пойти тем же путем. Итак, на одном из заседаний короля Генриха Пятого в окружении верных рыцарей и духовенства, он объявляет, что считает территорию Франции своей по праву и должен обладать не только ей, но и дочерью нынешнего короля. Это направление мышления приходится по нраву многим и вскоре под флаги Генриха встает довольно внушительное войско. Впрочем, кампания на практике оказывается более тяжелой, изнурительной и кровавой, чем то представлялось. Английский король переживает со своим войском все невзгоды и тяготы, в отличие от томящейся в ожидании в своих чистых пологах французской знати. И вот приходит время для решающей битвы. Англичан значительно меньше, но их ведет в бой Генрих Пятый, большой полководец и просто хороший парень, которому верят его солдаты.

Главный костюмированный исторический фильм года, по крайней мере, по мнению американской киноакадемии, был на момент выхода на самой передовой позиции в своем жанре. Для рыцарских сражений грязь и кровь на поле сражения уже сменяли те неуклюжие романтические скачки, что доминировали в историческом кино в те годы, поэтому даже сейчас эпическая битва, которая занимает практически всю заключительную треть фильма, не выглядит сильно устаревшей, нелепой и наивной. Конечно, фильму не удалось избежать сравнения с картиной Оливье 1944 года, и не только потому, что изначально актер выступил в роли режиссера, но и даже потому, что костюмы для нового фильма делала та же студия и она старалась тщательно воссоздать костюмы из фильма Оливье.

Сама идея снять довольно молодого актера Кеннета Бранну в роли короля Англии на деле выглядит сомнительной только на первый взгляд. Пусть на экранах кинотеатров он только начинал свой путь, но для театралов он стал уже чем-то, сравнимым с Оливье, произведя неизгладимое впечатление своей игрой в пьесе «Оглянись в гневе» - ключевой постановке для британского театра. И Генрих у него получился весьма и весьма достойный, а несколько сцен в его исполнении – хладнокровные размышления на троне, терзания в ночном лесу, пламенная речь перед войсками (которую в той или иной степени повторяют практически все полководцы в кино от самого Генри Пятого, до Арагорна), неуклюжее шарканье перед французской принцессой. Все эти моменты дали понять, что в этом симпатичном и милом молодом человеке скрывается талант тщательной огранки.

К Бранне же, как режиссеру, претензий чуть больше, чем к Бранне, как актеру. Местами темп фильма работает на холостом ходу (особенно несколько сцен в первой трети), сам Бранна частенько перетягивает на себя акцент внимания в кадре, само повествование шероховато и вот-вот распадется на эпизоды. Впрочем, нельзя забывать, что Кеннет Бранна в тот момент был очень молод и мало кто в его возрасте снимал подобного уровня кино, а в историческом жанре – и того меньше. Да и, когда армия переплывает пролив и вторгается во Францию, все принимает бодрые формы и смотреть дальше – одно удовольствие. Удивительно, но и дальнейший опыт Бранны, как режиссера, покажет, что более активные и полные действия фильмы у него выходят почти идеально.

С другой стороны, очень интересен и тот момент, где фильмы Оливье и Бранны расходятся – в их эмоциональном содержании. Там, где Генрих Лоуренса Оливье был ближе к шекспировским традициям и пылал страстью к славе, сражениям и победам, Генрих Бранны более серьезен к пониманию того пути, которым он ведет свое войско. Битва показана жестоким и кровавым месивом, где убивают даже детей, а романтических сторон и вовсе нет. Впрочем, и до реализма Кеннет Бранна доходить не собирается – определенный уровень литературности тут имеет место быть. К тому же, режиссер добавил сюда довольно горькое замечание о том, что героические усилия поколения Генриха Пятого были, мягко говоря, уступлены следующим поколением англичан, что придает повествованию окончательно иной образ, поданный совсем другой интонацией.

25 октября 2012
Все отзывы
Читайте также
25 мультфильмов для взрослых
25
мультфильмов для взрослых
21 октября 2021
В какой последовательности смотреть серию «Хеллоуин»
В какой последовательности смотреть серию «Хеллоуин»
21 октября 2021
Рецензия на «Основание»: вольная экранизация сай-фай-эпика Азимова, которой нужно дать время
Рецензия на «Основание»: вольная экранизация сай-фай-эпика Азимова, которой нужно дать время
20 октября 2021
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
Самый полный гид по фильмам Джона Карпентера («Хеллоуин», «Побег из Нью-Йорка») — лучшего жанрового режиссера на свете
20 октября 2021