Фильм

Фильм Стычка в ночи

Clash by Night (1952, США), IMDb: 7

6.8
7
Предоставлено пользователем: igor
1/3

После десятилетнего отсутствия циничная молодая женщина возвращается домой, в небольшой рыбацкий поселок. Чтобы как-то закрепить свое положение, она выходит замуж за основательного и надежного рыбака Джерри. Но спокойной ее жизнь от этого не становится: она влюбляется в лучшего друга своего мужа и должна принять нелегкое решение.

СтранаСША
ЖанрыДрама, Нуар
РежиссерФриц Ланг
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода5 июня 1952
Возрастное ограничение12+
7

Довольно интересный и стилистически необычный эксперимент Ланга с тем, что вскоре заполнит американский кинематограф – современная бытовая социальная драма. Вернувшаяся домой Мэй (Барбара Стенвик), обнаруживает, что городок и люди за десять лет ее отсутствия довольно сильно изменились. Ее братишка встречается с ветреной красоткой Пегги (феноменальной красоты Мерлин Монро) и работает вместе с добрым и сильным итальянским иммигрантом Джерри Д’Амато (Пол Дуглас), которому Мэй сразу нравится и он решает за ней приударить. Девушка же пребывает в состоянии разочарования от жизни, ничего не хочет и всячески объясняет добродушному Джерри, что она совсем не та, кто мог бы шагать с ним по жизни плечом к плечу. Однако знакомство с другом Джерри Эрлом (Роберт Райан) неожиданно будоражит ее внутренний мир и, испугавшись своих чувств к этому неотесанному и грубому моту и алкоголику, она соглашается выйти замуж за Джерри. Но от чувств не убежать, и вокруг и без того непростых отношений внутри семейства Д’Амато начинает вращаться новый виток конфликта.

Фильм зачастую относят к нуарам, однако скорее по инерции, чем опираясь на какие-то художественные и тематические особенности картины. Это, конечно, почти самый настоящий социальный реализм с обилием натурных съемок на природе и довольно вызывающим сценарием, в котором на прочность пробуется крепость одной из главных составляющих базиса американской кинематографической морали – семьи. Достаточно заметить, что диалоги построены скорее на манер бродвейской постановки, чем резанных и резких фраз из нуара. Не в последнюю очередь еще и потому, что в основе сценария лежит действительно театральная пьеса, пусть и переработанная для фильма почти до основания. Однако важность диалогов над визуальной составляющей «Стычки в ночи» однозначно видна.

Более того, продюсерами проекта изначально планировалось поставить на фильм режиссером Николаса Рэя, который, собственно, и считает одним из главных специалистов того времени по такому кино. Но в результате снимать фильм стал Ланг, что и привело к этакому повисанию «Стычки в ночи» между старым и новым кинематографом. Это проявляется почти во всем. С одной стороны, классическая постановка в стиле Ланга, прямо как из учебника, с другой, обилие натурных съемок и необычность диалогов. Демаркационная же линия проходит и промеж героев. С одной стороны старомодные и классические Барбара Стенвик и Пол Дуглас, а с другой, сумбурные, горящие, неуправляемые герои Монро и Райана.

Соответствующим же образом смещены и драматургические акценты в истории. Намек на насилие (который был бы поставлен как минимум в середину сценария, будь это действительно нуар) вспыхивает ближе к концу, и то в виде, достаточном только для того, чтобы показать эмоциональную заряженность Джерри на события, случившиеся с его семьей. Никакой центростремительной точкой истории эта вспышка гнева не является, и не стала бы ей, даже завершись она убийством. Ланг вообще снял очень зрелый, взрослый и взвешенный фильм, который черпает свои силы, скорее, в пронзительности «кухонных драм» и движется за счет психологического конфликта главной героини, который заливает отношения всех остальных героев.

Есть тут, впрочем, и свидетельства того, как стиль Ланга уступает некоторые позиции оригинальной пьесе. Особенно это видно в отношении функции часов, которые у режиссера редко связаны с каким-то внутренним состоянием героя, но тут звенящий будильник – прямой образ, символизирующий закипающего Джерри. Опять же, как было отмечено, в фильме необычно много сцен, снятых вне студии, что было внесено в сценарий, в том числе и ради того, чтобы как-то нейтрализовать высокий уровень эмоций в кадре. Благодаря новым веяниям в актерском ремесле и драматургическому новаторству, Ланг меняет и свой психоаналитический стиль на новый, более эмоционально реалистический.

Там, где раньше внутренние переживания персонажей обычно выражались посредством вытеснения их в какие-то культурологические образы, теперь герои непосредственно сами выплескивают их в момент катарсиса, поливая друг дружку всем тем, что они думают друг о друге, что тоже несколько необычно для Ланга, который предпочитает подавать какие-то подавленные психологические нюансы посредством дистанцирования их символизмом. Впрочем, на тот момент драматургические и постановочные эксперименты картины «Стычка в ночи» так и останутся пробой пера в современном американском бытовом реализме. Уже в своем следующем же фильме Ланг вернется как к излюбленной тематике, так и стилистике нуара, расчехлив все то, что он недалеко убрал.

3 декабря 2012
Все отзывы
Читайте также
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость