Драма |
Дени Аркан |
17 мая 1989 |
1 час 59 минут |
Интересная сатирическая притча Дени Аркана, почти у нас неизвестная.Библейские события перекликаются с современностью и повторяются в виде театральной инсценировки жизни Христа, постепенно выходящей из рамок спектакля и затягивающей в себя актеров.
Фильм действительно неровный, эмоциональными вершинами можно назвать сам спектакль, органично содержащийся внутри фильма и финал.
Параллельно «библейскому» действию идет зарисовка жизни Монреаля — церковники, журналисты, адвокаты, актеры — обычные люди, плохие и хорошие, как во время оно.
Несколько эпизодов, кажется, отсылают к новелле о Великом инквизиторе из карамазовых.
Братья Карамазовы вообще достаточно обильно присутствуют и цитируются — скажем повторением изгнания торговцев из храма является изгнание из театра, где как-раз ставится шедевр Достоевского, рекламщиков, снимающих рекламу пива.
Идея, что библейские и нынешние времена ничем не отличаются, и нового Христа будут ждать свои Мария, Пилат, Магдалина, апостолы, свои крестные муки, смерть, сошествие в ад, воскресение и вознесение не нова.
Но воплощена она Арканом как всегда оригинально, с долей юмора, цинизма и трагизма.
Сюжет, который несложно предугадать любому, знакомому с историей христианства лично мне показался не трагическим, а, скорее, саркастическим, особенно посмертные «чудеса» с исцелением слепых и умирающих.
Бессмысленно перечислять все те мелкие моменты, которые всплывают и осознаются уже после просмотра, режиссер рассеял по ткани фильма огромное количество отсылок и шифров, которые осознаются постепенно. Лучше это просто увидеть.