Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Изыди!

СССР, Россия, 1991
О фильме
  • Изыди! – афиша
  • Изыди! – афиша
  • Изыди! – афиша
  • Изыди! – афиша
  • Изыди! – афиша
Трагикомедия
16+
Дмитрий Астрахан
11 сентября 1991
11 сентября 1991
1 час 23 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Дмитрия Астрахана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Сергей Храмов
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 17
15 сентября 2017

Первая совместная работа Дмитрия Астрахана и Олега Данилова. Фильм снят по мотивам произведений Шолом-Алейхема, Александра Куприна и Исаака Бабеля. Последний в истории советский фильм, который претендовал на премию «Оскар» в номинации за лучший фильм на иностранном языке (не попал в число номинированных).
Краткое содержание фильма.

…В честь своей удачи Мотя Рабинович готовил угощение для всей деревни. Но то и дело перед его внутренним взором возникали видения катящихся по стране погромов. Казалось, всеобщее уважение односельчан надежно защищает его, а тут ещё выяснилось, что единственная дочь – рыжекудрая красавица – перешла в христианство, чтобы выйти замуж за милого длинноносого художника – сына сельского старосты, ближайшего друга героя. Даже полученное исправником указание об обязательной демонстрации верноподданнических чувств населения в форме еврейского погрома вылилось в очень смешную инсценировку в постановке самого Рабиновича и сельского старосты: с выпусканием пуха из старых подушек, битьем ненужной посуды и поджогом сортира в финале. Меж тем к видениям, мучившим героя, присоединились кадры с грузовиком, в котором под трёхцветным флагом (ещё не ставшим государственным флагом Российской Федерации) под тяжелый и мрачный вальс двигались к деревне погромщики. И самый никудышный мужик в деревне пьяница Трофим вдруг на полном серьезе мчался к дому Моти, размахивая топором с криком «Бей жидов!» и начинал нести околесицу про то, что они-то, клятые, и споили его, а заодно и всю Россию.
В финале показано, что Мотя с семьёй уже уезжают со всеми вещами, но в последний момент увидев толпу, идущую к его дому, герой хватал топор и мчался навстречу грузовику-кошмару. И тут случалось чудо – один за другим присоединялись к нему мужики, которые вместе с ним идут на смерть.

В чем особенность фильма? Каковы его выводы?
1. Если государство так или иначе попустительствуют еврейским погромам, то есть фактически само уничтожает и сжигает дома евреев, убивает их, включая женщин и детей, то такое государство обречено. Рано или поздно обречено. И гибель царской России тому лучшее подтверждение.
2. Почему русские преследуют евреев? В фильме это хорошо показано. Это в первую очередь элементарная зависть к умным и успешным людям, это неблагодарность за оказанную помощь (Мотя Рабинович помог одному русскому недорого купить корову, а этот русский один из первых схватил топор и побежал убивать евреев, услышав, что начался еврейский погром).
3. Если евреи работящие и умные, то почему их преследовали? Обратим внимание, что евреев преследовали не только в царской России, но и в других странах в течение тысячелетий. Ведь в других странах тоже происходили еврейские погромы (дело Дрейфуса во Франции в конце XIX века лучшее тому подтверждение). Но почему именно евреев?
Попробуем дать ответ, хотя это и не так просто. Причина преследования евреев – это, судя по всему, внутреннее подсознательное ощущение превосходства евреев над другими народами. Евреи, судя по всему, в глубине души считают себя «избранной расой», а раз так, то неизбежно они будут считать себя выше других, хотя внешне на словах могут и не признаваться в этом. Как это раскрыто в фильме? Несколькими эпизодами.
1. Когда у Моти дочь переняла веру (приняв христианство), первое возмущение у Моти было, что она предала их «бога». Но, простите, Бог один на всех, религии разные. Другими словами, если дочь у Моти и предала кого-то, то не Бога, а религию – Бога предать невозможно. Но евреи, как и другие народы, впрочем, этого не понимают, они отождествляют Бога с их толкованием и религией, то есть с Торой и иудаизмом. Разумеется, это более чем серьезная проблема, чем кажется на первый взгляд.
2. Евреи с удовольствием поят водкой русских, а сами при этом не пьют. Весьма показательный момент. Настоящие друзья, что называется, так не поступают. Другими словами, евреи за ширмой гостеприимства спаивают другие народы, делая их тем самым слабее. С этим, конечно же, евреи сами ни в коем мере не согласятся, но такой элемент всё же есть. Пусть это и будет сугубо личное мнение автора настоящей рецензии.
3. Обратим внимание, как в конце фильм главный герой Мотя Рабинович взял топор и пошел навстречу погромщикам. Спрашивается, зачем пошел? Просто невероятный момент.
Погромщиков намного больше, они лучше вооружены (топоры, цепи, кастеты и т.д.), а раз так, то их в любом случае не остановить. А как тогда поступать, если идут к тебе домой?
Бежать, другого выхода нет. Пойти с дракой на них – это всё равно, что погибнуть самому, во-первых, и, во-вторых, погубить из-за своей смерти свою семью и близких. Единственный шанс выжить в сложившейся ситуации – это бежать и как можно скорее.
Но что делает Мотя? Он берет топор и идет против погромщиков. Шансов выжить у него нет. После его смерти семейный бизнес разрушится, и как будет жить его семья, неизвестно. Таким образом, своим необдуманным поступком Мотя не только себя погубил, но и своих близких. Но неужели Мотя это не понимал? Раз еврей, то, наверное, он далеко не самый глупый, и в то же время такой безрассудный поступок. Почему?
Что подпитывало пойти Мотю на собственную смерть?
Внутренняя подсознательная гордыня, которая проявилась как неумение признать разрушения своей благополучной судьбы.
«Молока не разбавлял, людей не обманывал, за что мне это всё?» - резонно сокрушался Мотя, покидая свой дом.
С человеческой точки зрения Мотя прав, но в жизни случаются моменты, на которые человеческой логикой невозможно найти ответ, а если пытаться, то может оказаться еще хуже. И примеры тому есть.
Именно так произошло с древним Израилем, который восстал против Рима в 66 году нашей эры. Шансов победить во время того восстания против могущественного Рима на тот момент у евреев не было, но они подняли восстание. В результате в 76 году нашей эры Израиль был полностью разрушен, еврейское государство уничтожено, а евреям, чтобы выжить, пришлось расселиться по всей Земле в прямом смысле слова. Лишь спусти почти 2.000 лет у евреев снова появилось собственное государство (в 1948 году). Вот это и есть реальная цена тех евреев, которые когда-то восстали.
А почему они восстали тогда? Рим, завоевывая новые территории, был очень лоялен к народам этих территорий: им разрешалось сохранять свой язык, свою культуру, свои обычаи и религию… Главное – платить вовремя налоги Риму. Всё, больше Рим ничего не требовал от евреев. Но евреям этого было мало – они, «избранные», а платят налоги каким-то язычниками. Такого быть не должно! Наверное, так примерно рассуждали евреи перед восстанием.
Что из этого вышло, мы теперь знаем.
Но, судя по всему, именно эта причина и заставила Мотю Рабиновича взять топор и пойти против погромщиков. Гордыня, подсознательная и глубоко скрытая, и есть главная причина всех бед евреев…

С уважением, Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары.
28-31 июля 2017 года.

0
0

Подборки Афиши
Все