Фильм

Фильм Испанский узник

The Spanish Prisoner (1997, США), IMDb: 7.2

6.9
7.2
Предоставлено пользователем: Елена Ястребова
1/3
СтранаСША
ЖанрыТриллер
РежиссерДэвид Мэмет
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода8 сентября 1997
7Американский Кулибин

Очень обидная история... Фильм Дэвида Мамета «Испанский узник» многие зрители и кинокритики определяют как лучшую ленту 1997 года. И это в сравнении с Китано, Киаростами, Линчем, Миядзаки, со многими другими большими режиссерами (у которых были, уж поверьте, далеко не худшие работы в обойме). Однако отыскать в рунете хотя бы одну мало-мальски содержательную рецензию на «Испанского узника» невозможно – не написали, не перевели. Такая ситуация просто удручает, ведь Мамет снял великолепное, самое настоящее кино – обо всем и ни о чем. Мы такое любим!

Итак, перед нами клубок (детективный, драматургический, из шерсти – не важно), и он постепенно разматывается, выписывая причудливые узоры. Иногда он подпрыгивает, иногда замирает. Может даже показаться, что он издевается над нами или же, наоборот, к нам льнет. В конечном счете, для клубка все завершается понятным образом. А вот мы, так внимательно следившие за его игрой, обнаруживаем себя накрепко привязанными к стулу – теми же самыми нитями. Мало того, мы еще и благодарны за участие в эксперименте: «спасибо, клубок!».

Нечто подобное со зрителем проделывает Дэвид Мамет в «Испанском узнике». Право слово, ничего сверхъестественного тут нет – американский режиссер и сценарист (обладатель Пулитцеровской премии за пьесу «Glengarry Glen Ross») в совершенстве владеет драматургией. Ну владеет и владеет. Интересно же совсем другое: делая абсолютно мэйнстримный детектив вроде «Его Зовут Коломбо» (с аферой, убийством, расследованием), Мамет умудряется вести диалог с великим кинематографом. Причем, на самом достойном уровне – без поддавков и оговорок.

В пересказе сюжет выглядит довольно непримечательным: изобретатель Джо Росс (Кэмпбелл Скотт) разработал некий проект, способный совершить прорыв в своей области. За это гениальное изобретение, существующее лишь на бумаге и в единственном экземпляре, крупная компания готова выложить хорошенькую сумму (в долларах и с множеством нулей). Но как только стороны оговаривают все нюансы, с Джо знакомится крупный предприниматель Джим Делл (Стив Мартин). За короткий срок он вписывается в друзья к «американскому Кулибину» и, как не сложно догадаться, хитроумно его кидает.

Витающая над историей туманность отнюдь не случайна – Мамет не вникает в детали сделки, не удосуживается рассказать о сути изобретения, более того, неизвестна даже стоимость заветной красной тетради, в которой хранятся все расчеты и формулы. Да это и неважно, потому что в центре фильма бедолага, который верит людям… Его обманывают так изысканно, что «друзья Оушена» покажутся малыми детьми по сравнению с мошенниками, взявшимися за это дело. Шансов спастись у несчастного Джо нет – он не чувствует подвоха до самого конца. Клубок из разноцветных нитей для него (как и для простых зрителей) мерно разматывается – с изобретателем приключается жизнь. (Что ж, бывает!). Однако для более глазастых и насмотренных афера высветится много раньше.

В детективном мире Мамета в какой-то момент словно проступает второе дно: из «Испанского узника» выглядывает «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони. Сначала предметно – в виде большого самолетного винта на стене (а мы помним, что точно такой же аксессуар очень волновал героя «Blow up»), потом в виде специального красноватого освещения для проявки снимков: в таком свету маметовский персонаж оказывается как бы случайно. Наконец, уже без стеснения нас отправляют к классике: Джо Россу тычут под нос фотографиями, на которых реальность предстает совсем другой, нежели ему казалось – вышедшей из-под контроля.

На такую аллюзию можно посмотреть двояко. С одной стороны, да – американский режиссер воспроизводит уже неоднократно нами виденное (типа, не удивили!). С другой стороны, ситуация несколько иная. Если «антониониевский фотограф» получил шанс стать полноценной частью иной/параллельной/тающей реальности (в последнем эпизоде «Blow up» он кладет фотоаппарат на газон и кидает невидимый мяч мимам), то в трактовке Мамета у человека даже нет возможности ввязаться в игру – у него эту возможность купили. Интересная параллель: когда предприимчивый аферист знакомится с Джо, то хочет заполучить его задрипанную мыльницу за штуку баксов, ибо все сегодня имеет свою цену. А то, что бесценно – все равно – имеет свою цену!

Вырисовывается множество смыслов, к которым зрелище Дэвида Мамета без особых умозаключений получится свести. Это кино о неуправляемости жизни, о власти денег, о «все лгут», о «миром правят невидимые силы» и т.д. Остановится на чем-то конкретном едва ли получится – стрелочка барабана застопорится для вас на секторе «банкрот». Но есть мысль, которую важно озвучить, ибо она просто кричит от нетерпения.

Главный герой вылезает на экран сильной личностью, а прячется за титрами недодавленным насекомым. Его путь – это путь человеческой слабости, который проходит любой: ты богат, но найдется кто-то богаче; ты крут, но найдет кто-то круче; ты мужчина, но столкнешься с «еще более мужчиной». Довольно неутешительно и честно.

Дойдя до грани отчаяния, герой Дэвида Мамета поступает по нашим меркам опрометчиво – как бедняк, как размазня, как слабый мужчина – он открывается всем ветрам. Больше не борется, не сопротивляется... Ему говорят «иди, мы тебя сейчас пристрелим», и он идет. Если бы сказали «прыгни с крыши», он бы тут же сиганул вниз. И это кульминация фильма! У изобретателя Джо просыпается своего рода детский интерес к собственным истязаниям, и среди нескончаемых бед именно в слабости он находит спасение. Потому что когда полтора часа вас избивают, то чего, собственно, роптать о сломанном носе – прочитайте про себя любимое стихотворение, авось вас убьют или вытащат из заварушки. Зато будет финал.

По сути, подобный опыт имеет христианские корни, хотя в случае «Испанского узника» у героя и веры никакой не остается. Только слабость, которая неожиданно спасает. Могла бы убить, но спасает.

Проверять справедливость этой мысли, бросаться под автомобиль, после прочтения рецензии не стоит.

Даниил Смолев

10 декабря 2009
Все отзывы
Читайте также
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость