Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

2008, Россия, IMDb: 6

5.9
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Станислав Зельвенский
Фото Станислав Зельвенский
отзывы: 1318
оценки: 941
рейтинг: 20175
7
Победитель «Кинотавра», неспешное кино про жизнь

Тридцатилетний человек без свойств, Алексей Шультес (Читава), живет на московской окраине с мамой, по утрам бегает, по вечерам вполглаза смотрит футбол (не брезгуя и первым дивизионом), иногда навещает брата, отбывающего срочную, и знакомого реаниматолога. Днем он передвигается по городу общественным транспортом — там удобнее всего воровать бумажники. Иногда на заказ тырит ключи от автомобилей. Своей машины у Алексея нет, и домой он возвращается на такси — всякий раз выискивая в блокнотике собственный адрес.

Деньги Шультесу не очень, кажется, нужны — для него это скорее самый доступный способ социализации. Герой фильма — никто, лицо в толпе; ему придумана некая предыстория, раскрывающаяся ближе к финалу, но ее могло и не быть — ее как бы и нет, если разобраться. Шультес потихоньку растворяется в социуме, как таблетка, — и в конце концов пузырьки неизбежно исчезнут. Дебют Бакура Бакурадзе, получивший в июне главный приз на фестивале «Кинотавр», аскетичен до предела: элементарный монтаж, сцены часто сняты равнодушной статичной камерой, музыка — только если в кадре есть ее источник, диалоги, как правило, исчерпываются угрюмым молчанием. Понятно, что это художественный прием. Понятно и то, что это не аскетизм, скажем, Брессона (который неизбежно возникает по ассоциативной цепочке с фильмом «Карманник» — совсем не про то, впрочем) или Мельвилля, последовательно отсекавших в своем кино все лишнее, — а скорее остроумная уловка дебютанта, не вполне уверенного в своих силах. Добивается ли режиссер искомого эффекта? В общем, да. Хотя если уж совсем честно, иногда монотонность — это просто монотонность; что-то из показанного в фильме кажется лишним, а кое-чего из непоказанного все же не хватает.

Бакурадзе сознательно исключает из своего фильма моральный императив, столкновение взгляда сверху и взгляда изнутри — он смотрит сбоку и видит поэтому лишь полую сущность, человекоподобное. Отчего кульминация — отлично придуманная и сделанная — кажется несколько мошеннической. Это, с другой стороны, делает дебют даже более весомым: мало какое умение так пригодится в будущем режиссеру, как ловкость пальцев.

13
0
...
9 июля 2008
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото Kater
Фото Kater
отзывы: 166
оценки: 541
рейтинг: 793
7

На первом плане в процессе просмотра и после самая очевидная мысль: "Твою же мать, сколько опасных уродов ходит по Москве, внешне никак не отличимых от нормальных людей, хорошо, что у меня воровать нечего, а то вот недавно у коллеги случай был..."
Чуть глубже проявляется второй пласт выводов: очевидно режиссер позиционирует Шультеса как нынешнего Героя Нашего Времени. Интерьеры - до одури знакомы: развлекательный центр в Чертаново, станция метро Проспект Мира, электричка на Малоярославец, рынок, Вулкан удачи, Марьина роща. Телевизор - фоном, навязчивым бредом, и все равно, что показывают - футбол, сериал BBC, фильм про пионерлагерь. Время и место узнаваемы - и вот - типичный представитель, со своими законами о морали, нормах, со своими привязанностями и принципами, вполне собранный и аккуратный, немногословный (что с первого момента до последнего кажется плюсом). Что выросло, то выросло. И общество, и врачи принимают его как нормального, значит он нормальный и есть.
А там и третий слой рассуждений вскрывается: Зачем же он супергерой у автора? Провалы в памяти, но будущее видит, "работает" тонко, не поймать за руку. А не пойман - не вор. Многозначительно ли его молчание, несет ли он в себе глобальную идею, которую я не поняла, или ничего не несет? Зачем вообще нам про него рассказывали? Что-то важное мне, как зрителю, не досказали... Мелочи, конечно, но не осознав задачи автора, ради которой снималось кино, невольно возвращаешься к тому, что фильм просто из серии "а вот еще такой случай был.."
А не хотелось бы. Хорошее ведь кино. Жду качественной критики. Зельвенскому, кстати, большое спасибо.

4
0
...
23 июля 2008
Фото Сергей Наан
Фото Сергей Наан
отзывы: 114
оценки: 103
рейтинг: 693
7

Дроби складываются только с общим знаменателем. Этот фильм имеет достаточно редкий для сегодняшних ритмов, посему смотреть его в кино крайне рисковано. Очень атмосферное и депрессивное кино, не каждый захочет задыхаться полтора часа в такой безнадюге. По стилистике и звуковому фону фильм напомнил мне отечественный "Отрыв", столь же сильно погружение, фильм проживаешь, осознавая, что халков и бэтменов ты в жизни встретишь вряд ли, а вот таких шультесов вокруг тебя - пруд пруди.
Жизненный, откровенный и до боли человечный фильм. Мне вот во время и после просмотра почему-то фильмы Сокурова вспоминались..

2
0
...
4 сентября 2008
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов
отзывы: 934
оценки: 1078
рейтинг: 668
3
Memento с щипачом. Слабовато.

Алексей Шультес – не простой карманник. А с историей болезни. Сперва кажется, что он просто педантично записывает все важные данные в органайзер, но в конце фильма высняется, что делает он это после тяжёлой черепно-мозговой травмы. Кино же является вялой чередой эпизодов с ограблениями, встречами с младшим братом, прогулками с малолетним коллегой и непродолжительным половым актом при участии кассирши из «Азбуки вкуса». Скорее, это кино не об амнезии, а об антигедонии (беспросветное существование здоровенного инструктора по бегу, проводящего каждый свой вечер с бутылкой пива и футболом по телику в квартире со смертельно больной матерью). Польза от фильма? Только для лохов: помочь понять, по каким схемам работают карманники.

0
0
...
30 июня 2009
Фото Kabal
Фото Kabal
отзывы: 106
оценки: 109
рейтинг: 486
7
Фильм-медитация про вора-карманника

Россия нулевых, Москва. Тихий приятный человек в дешевом спортивном костюме бежит на одном пятиминутном плане и в зыбком утреннем рассвете решает, что ему сегодня делать. Сначала он будет прокручивать белье в стиральной машине, потом обворовывать торгашей у вокзала, потом жевать беляшики вблизи метро Чертановская и лавировать по чахоточным столичным закуточкам, зажатым между грязными бетонными хрущевками. В конце дня – свернувшись калачиком в электричке, будет ехать через весь город к себе домой, где ждут больная мать и включенный телевизор. Его лицо, как всегда, бесстрастно и непроницаемо – это в значительной степени помогает незаметно шарить по чужим карманам. Он типичный щипач: бумажник и документы выкидывает, деньги – оставляет.

Последнего победителя фестиваля Кинотавр, фильм «Шультес» следует рассматривать не столько как историю городского одиночества (хотя кино и об этом тоже, безусловно), а скорее как набор трагикомических зарисовок в духе картин Роя Андерссона. Печальные московские сумерки здесь соседствуют с грязными рабочими районами, улицы по периметру облеплены какими-то рекламными щитами, ржавыми киосками и игральными салонами «Вулкан Удачи». За бог знает сколько лет Москва в большом кино получила совершенно неожиданный для себя ракурс: город, в котором люди еще не умерли, но уже и не живут. В происходящем на экране нет ни ритма, ни особой пружинистости. Актеры что-то неразборчиво бормочут себе под нос, камера статична, музыка – мелодия из телефона: «Лёша я или не Лёша?».

Основной сюжет начинает раскручиваться примерно на 40-ой минуте картины. До этого момента режиссер Бакурадзе тратит время на то, чтобы мы могли ассоциировать себя с главным персонажем. Даже не конкретно с ним, а с миром, в котором он живет. Внутренний мирок вора-карманника здесь показан с безукоризненной обстоятельностью. Нашлось место и для мрачной истории а-ля «Машинист», и для антероградной амнезии, которой страдал Леонард Шелби еще в нолановском «Мементо» (вместо поляроидных снимков - маленький блокнотик). Но главное отличие Лехи Шультеса в том, что он не ищет правды и не ищет движения. Его жизнь трагически оборвется, но именно на том месте, когда он всем собирался объяснить, почему не хочет быть «подключен» к московским улицам, как Нео в свое время к Матрице.

8
0
...
19 августа 2008
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 413
рейтинг: 390
7


Выжив в автокатастрофе, Алексей Шультес вследствие черепно-мозговой травмы теряет связь с внешним миром. По крайней мере, способностей его памяти уже не хватает на то, чтобы поддерживать долгосрочные отношения с кем-либо кроме матери. Для всех остальных у Шультеса есть блокнот, куда он записывает помимо номеров телефонов еще и имена с адресами, включая собственный. Единственным заработком для него становятся карманные кражи, а более ли менее постоянным другом — маленький вор-подельник. Однажды в своем пустынном мире, располагающемся где-то в параллельном пространстве многолюдной Москвы, Шультес останется совсем один, и теперь любое столкновение с живым человеком, случайно оказавшимся в этом пространстве, может повлечь за собой трагедию.

В 2008 г. «Шультес» победил на Кинотавре, что обеспечило Бакурадзе место в первом эшелоне российских режиссеров. Кино это целиком и полностью вписывается в фестивальный формат, в ту его часть, где обитают аскетичные картины о бренности всего сущего. Далее остается лишь выяснить, есть ли сущности в самом фильме, или же «Шультес» — это документальное упражнение в форме, за тихими кадрами которого не скрывается ничего кроме наблюдения за очередным оторванным от мира человеком.

На самом деле, картина получила крайне противоречивые отзывы. Кто-то увидел в Бакурадзе начинающего большого российского автора сродни Звягинцеву, другие упрекнули его в слепом копировании фильмов Брессона и Нолана. Рядовым зрителям так и вовсе ловить нечего. За событиями, происходящими в «Шультесе» уследить так же трудно, как поймать за руку карманника. Бакурадзе использует довольно распространённый сюжетный формат, когда герой день за днем повторяет одни и те же вещи (выходит на пробежку, едет в метро, ворует, смотрит телевизор), но в силу каких-то обстоятельств привычный ход вещей нарушается, и герою приходится действовать в непривычных для себя образом. То, что герой еще и слабо адаптирован, дает повод к размышлению о человеческой природе.

«Шультес» — это фильм о прерванном контакте, об электричестве, которое начинает поступать в мозг с перебоями. Если замыкание и происходит, то очень эпизодично. Бакурадзе и способ изображения выбирает соответствующий. Его Москва пустынна, маленький человек бредет среди огромных жилых комплексов, и, чем больше город, тем менее значим для него человек. Подобный ракурс позволяет Бакурадзе отыскивать волшебные моменты, например, когда Шультес сидит с мальчиком, и тот пытается заставить его послушать скачанную им странную, но всё объясняющую песню со словами «Леша ли я или не Леша». Под сомнение ставится сама основа существования — самоидентификация, которая во многом выстраивается за счет воспоминаний и соответствующей причинно-следственной связи, наполненной уникальным для человека смыслом. Что останется от человека, если у него нет воспоминаний?

А что если наше существование зиждется на воспоминаниях других людей? Шультес смотрит запись девушки, которую он на днях обокрал, и она признается в любви некому молодому человеку. В этом чувстве она обретает смысл, и все рутинные действия ей начинают казаться особенными. А вот нет никого, и что тогда? Пока еще есть люди, которые могут подтвердить существование Шультеса, контакт еще не оборван. Потом, может так случиться, что раз и всё.

«Вот был город как город, а стал затопленный батискаф,

Словно все тебя бросили, так и не разыскав».

(Вера Полозкова)

0
0
...
29 мая 2013
Фото egortut
Фото egortut
отзывы: 199
оценки: 267
рейтинг: 359
7

мелодия звонока главного героя лучше всего характеризует содержание фильма

п.с. не очень веселый фильм о москве и о сегодняшнем среднестатистическом жителе мегаполиса

1
0
...
17 сентября 2011
Фото hasisin
Фото hasisin
отзывы: 117
оценки: 274
рейтинг: 211
5

Тихий грустный фильм, как знающие люди подсказывают - по мотивам "Постороннего" Альбера Камю. Возможно, не читал Камю, не люблю.
По сюжету - вывернутый наизнанку и хорошенько проглаженный фильм Криса Нолана "Мементо", распространенный тип экзистенциального боевика типа "герой с дырой". Совестливый вор - как бы сурово ни подавать, все равно получится сусально. Забавно, что в момент, когда герой переживает что-то вроде раскаяния, просматривая видеозаписи своей жертвы, я, наоборот, начинаю понимать, что никакой трагедии не произошло, что таких и надо грабить. Возможно, это потому, что достаточно сдержанный и тихий до этого фильм вдруг становится болтливым и пошлым.
Отдельные удачные кадры (Шультес на стадионе среди разноцветных кресел, красиво заснятая лесополоса, Шультес на остановке, вписанный в сложную геометрическую фигуру) застывают секунд этак на пять, что, по-моему, в корне неправильно. Отсылки к Китано вряд ли уместны - у него в самых статичных кадрах большое внутреннее напряжение всегда присутствует, и паузы ритмически оправданы.
А в целом - неплохой фильм, вполне европейского уровня - куда наш кинематограф, к сожалению, и стремится.

0
0
...
7 марта 2009
Фото Василий Авсеенко
Фото Василий Авсеенко
отзывы: 281
оценки: 2251
рейтинг: 131
5

Ну очень медленно, и очень про московскую (очень много Чертаново...) текучку мелкокриминальную… Разочарован :( слишком "ни о чем", слишком запутано… слишком не досказано…

0
0
...
15 августа 2008
Фото Bondurant
Фото Bondurant
отзывы: 199
оценки: 549
рейтинг: 94
7

Однозначно - это фильм, чтобы подумать. Ведь надо уметь так снять, чтобы зритель после просмотра не понял: хорошо или не хорошо, качественно или нет?Меня охватило такое чувство.А значит - все нормально. Практически.Бакур Бакурадзе снял картину для фестиваля, а поэтому оно такое "необычное". Он взял отсек все лишнее,свел до минимума и показал русскую жизнь такую, какая она есть. И Гела Читава великолепен. По продолжительности всего фильма присутствовали спокойствие и страх за героя. И если кто-нибудь закричал или где-нибудь взорвалось - так можно было и заикой остаться. Такая вот российская тишина и приземленность.
P.S. Не хотелось разбирать картину по косточкам - долго и местами нудновато.

1
0
...
30 ноября 2008
Фото leluvi
Фото leluvi
отзывы: 72
оценки: 551
рейтинг: 56
3

Пустой фильм. Набор давно знакомых приемов для выражения банальных мыслей. Урезать бы наполовину - была бы хорошая короткометражка. И неприятно было неуважение автором зрителя в невозможности расслышать больше половины и без того скудного текста. Но осталась надежда на потенциал этого молодого человека вырасти в режиссера.

0
0
...
19 мая 2010
Фото Йулия Добрюлия
Фото Йулия Добрюлия
отзывы: 22
оценки: 28
рейтинг: 37
7

Тоже смотрела фильм в "Закрытом показе".
Отношение? Весьма противоречивое. Точно знаю - второй раз не посмотрю. И не потому что фильм так уж плох и пуст, а потому что...
По многим "потому что".
Потому что я не вижу смысла тратить долгие минуты, наблюдая как герой сидит. Ест. Спит. Бежит. Смотрит телевизор. Смотрит на мать. Просто смотрит...
Потому что не хочу напряженно вслушиваться сквозь посторонний шум, что там герой буркнул с акцентом себе под нос в разговоре с другим героем.
Потому что и одного просмотра вполне достаточно, чтобы оценить силу таланта оператора.
Выше писали, что "убогие актеришки" спрашивали: "Про что кино?". Актеришки-то они, может, и убогие, но вопрос-то задали верный и резонный. А ответа хоть сколько-нибудь вразумительного так и не получили. Ответ: "Кино о том, что человек не меняется" - это отговорка, отмазка и... свидетельство, прости Господи, того, что авторы кино и сами не совсем поняли, что сказать хотели зрителю. Я тоже хочу понять - о чем кино?
Нет-нет, я совсем не говорю, что фильм плохой. Я - кинолюбитель, и моя оценка фильму положительная. Я рада, что в России хотя бы пытаются снять "умное" кино, которое заставляет думать. Но нужно не только заставить думать зрителя, нужно дать ему возможность еще и ДОДУМАТЬСЯ, понять мысль автора. Хотя бы уловить ее. Но мне не дали такой возможности.
Я могу видеть на фильм тремя взорами - человека с медобразованием, обывателя у телеэкрана и любителя умного кино.
На "ЗП" присутствовал некий писатель, который тоже имеет медицинское образование. Его позиция по отношению к фильму и режиссеру была довольно агрессивна. Но, говоря о том, что он видит типичную унылую жизнь человека с психическим расстройством и это едва ли может быть интересно, он был прав. Да, зарисовка на тему "неделя в психиатрической больнице" - это интересно, но не в данной ситуации.
Более того, многие моменты фильма понятны мне, потому что я хорошо знаю, что такое амнезия, как она проходит, по каким причинам бывает. Я общалась с людьми, больными амнезией, я знаю их много лучше, чем десятки тысяч зрителей фильма. Поэтому я могу понимать мотивацию поступков героя и догадываться о том, что хотел сказать таким образом режиссер. А что же делать простому обывателю? Как он видит?
С точки зрения обывателя - долгий-долгий-долгий фильм, в котором ничего не происходит и очень плохо слышно. Главный герой вызывает сначала неприязнь и отвращение, а в конце фильма - сострадание. Общий смысл становится ясен ближе к развязке, но многие ли до нее дотерпят? Или это такой своеобразный способ фильтрации зрителя?
Очень к месту было замечание Гордона о том, что встреча главного героя с ограбленной им девушкой в реанимации - это "Карлсон в кадре". В таком кино "Карлсона" быть не должно.
Пожалуй, наиболее верно охарактеризовали смысл фильма "прошультесно" настроенные критики. Они сказали - это о потере памяти, о потере связи человека и культуры, о человеке, который живет одним днем...
Режиссер таких фраз не говорил, но, если, снимая фильм, он имел в виду именно это - я его работу готова уважать.

0
0
...
3 декабря 2008
Фото Ktotodrugoj
Фото Ktotodrugoj
отзывы: 17
оценки: 17
рейтинг: 36
1

„А Васю можна?!!!”

„- Скажите а трудовые резервы бегут?
- Все бегут!”


Хотелось бы знать, кто выдал дипломы авторам фильма – режиссеру Б.Бакурадзе (окончил, между прочим, ВГИК), оператору, звукорежиссеру и актеру, исполнившему главную роль. Это же полная профнепригодность!!! Кошмар какой-то... Только не надо рассказывать про скрытые режиссерские задумки в виде дергающегося беспрерывно кадра, разфокусировки изображения, отвратительного звука и невнятного бормотания актеров! „Метры” отечественного кинематографа говоря об этом фильме, высказались, что зритель де должен трудиться, чтобы его понять... Простите, но от его качества так укачивает, что не то, что трудиться, вешаться хочется!
Если актер, которого зовут Леша Шультес, периодически говорит с грузинским акцентом, если тело мертвой матери, которую выносят накрытой простыней, в 2 раза меньше героини и при этом отчетливо дергается, если звук настолько отвратителен, что половину текста вообще нельзя услышать – является признаками авторского кино и пропуском на фестивали мирового уровня, то может быть кинематограф уже умер?!!!


3
0
...
3 января 2009
Фото Simorene
Фото Simorene
отзывы: 27
оценки: 73
рейтинг: 28
7

Медленно, монотонно, каждый кадр растянут во времени и в пространстве. Камера еле ездит, герои подолгу сидят не двигаясь, плохой звук. Вначале ощущение, что ты смотришь документальное кино или плохо снятый репортаж, потом - что сходишь с ума. Потом приходит понимание, что по-другому это снять нельзя.
Это - реальность, в которой ничего не происходит, вязкое болото. И заснять это болото более живо, чтобы показать, что это болото, нельзя. Более прямого пути нет.
Если терпеливо пережить все стадии, предшествующие пониманию, попадаешь внутрь, обращаешься в эту веру - веру в настоящее. Прошлого нет, будущее неясно, есть только здесь и сейчас. Спустя 2 минуты, сейчас превратится в уже было и исчезнет. Потому что прошлого нет.

О чём фильм - о здесь и сейчас, очень чётко.
И неважно, что это конкретно, и как это с точки зрения морали и общества. Эти вопросы вообще отходят назад, ибо они появляются уже в прошлом.

Лучшая характеристика состояния после - летаргия.
Ты убаюкан. Спи, родной, пусть тебе приснится твое прошлое, возможно, оно станет будущим.

0
0
...
17 марта 2009
Фото Павел
Фото Павел
отзывы: 17
оценки: 18
рейтинг: 27
7

А мне понравилось! Смотрел по первому каналу, потом зачем-то посмотрел его обсуждение с Гордоном. Фильм не выдающийся (по второму разу смотреть не буду), но вполне себе европейский, кадры красивые, но вполне себе подсмотренные у других, Москва отснята жестоко точно, но похожа на типичный мегаполис. Убогие актеришки (фамилии их не беру себе в голову), у которых мозги так же заплыли целлюлитом, как и животы, все пытались допытаться: про что кино? Все хотелось их спросить: а про что Черный квадрат?
Идея про потерю памяти главным героем, мягко скажем не нова, но амнезия в нашем обществе далеко не так редка. Студенты РГГУ 1989 г рождения не знают как расшифровывается СССР! (это я как бывший преподаватель говорю). И совсем не так страшна, как нежелание зрителей на протяжении всего фильма вслушиваться в детально записанные бытовые шумы (шум печки в машине, бряцание ключей по приборной доске), чтобы отделить от них голоса героев. Режисер вообще с зрителем не церемонится. Ничего не разжевывает и в рот не кладет. И правильно делает. Не понял, не услышал, не успел прочитать надпись на оборотной стороне фотографии - твои проблемы. Фильм такой, потому что жизнь такая. Не понял, не услышал, не успел - твои проблемы. Фильм такой, потому что общество такое. Будьте честными, увидьте немного шультеса в себе.

1
0
...
29 ноября 2008
Фото Саймон
Фото Саймон
отзывы: 7
оценки: 5
рейтинг: 26
9

Отличный фильм. Ни секунды не задумывался, дебют это или не дебют, грузин исполнитель главной роли или не грузин - неважно. Вообще все - неважно. Если половину всего, что происходит в нашей жизни, забыть, ничего не изменится. Для того, чтобы записать координаты вех нашего существования, хватит тощего детского блокнотика и огрызка карандаша, и тщательно зачеркнутые записи в этом блокнотике не вызовут удивления. Леша или не Леша - какая разница, если всегда есть кассирша Лариса, которая не удивлена тому, что ее не помнят. Даже свой адрес можно спросить по телефону, не озадачив при этом таксиста.
И операторская работа вторит основной мысли фильма. Все прочно стоит на месте, как фотография с движущимися фигурками, осуществляющими движение лишь для того, чтобы застыть в следующем кадре с ничего не выражающим лицом.
Справедливости ради стОит сказать, что попытка всколыхнуть болото посланием к любимому, записанным на видео, есть именно то, что и было записано на камеру - подпевание чужой песне. Хочется шультесам, которыми стали все мы, хотя бы раз не убежать от страшной реальности, а развернуться и ввязаться в драку. Но что правда, то правда - после этой попытки будет конец фильма.

2
0
...
7 февраля 2009
Фото pompey ivanov
Фото pompey ivanov
отзывы: 15
оценки: 14
рейтинг: 25
9

Не мог оторваться от этого кино.
Тягучее и размеренное, меланхоличное и взрывающее.
"Две жизни" Леши. Карманник, посещающий раз в год специалиста по травмам мозга. И то что "до". Все это смешивается и образует калейдоскоп. Леша не помнит ничего "до".Все это ему приходится записывать в маленький блокнот. Продавщица в магазине узнает его - все верно, в книжечке ее данные, адрес. Ограбленная в метро девушка и позже увиденная в реанимации про смерти - его любовь из жизни "до".
Везде двойственность. Воровство "на жизнь" и лекарства маме на первый взгляд просты и бесхитростны до понимания. Но в случае с Олей превращают жизнь людей в ад.
Город вокруг - то серость, то агрессивная среда, джунгли для выживания, где все средства хороши.
В фильме постоянно что-то происходит, зритель успевает почти овладеть профессией Леши.
В конце круг его жизни замыкается.

0
0
...
19 июля 2014
Фото Леша Упатов
Фото Леша Упатов
отзывы: 18
оценки: 167
рейтинг: 24
7

скука, порожденная одиночеством (а может и наоборот), причем скука самая страшная для человека, как в пьесах Чехова, с фатальными последствиями (сумасшедствие, обжорство, стервозность, само- и просто убийство и т.п.), не то чтобы преследует и не дает жить Шультесу: он с ней как-то вроде бы свыкся. на этом "вроде бы" и построен фильм. хроническая амнезия главного героя служит лишь подспорьем для сюжета, костью для зрителя: вот вам неожиданные загагулины в фабуле, товарищ зритель. кушайте.

потеря памяти - на самом деле диагноз - нет, не нашего времени - а человечества вообще. чтобы жить и думать (а значит и помнить) постоянно о людях (об их чувствах, желаниях, пожеланиях), с которыми тебя столкнула судьба - на это способны единицы. в фильме эта забывчивость материализована буквально и доведена до максимума: Шультес постоянно забывает свой домашний адрес, не говоря уж о женщинах, с которыми спал. но это все "фишки". главное-то в другом. в конце концов, Шультесу вся эта нескончаемая рутина (в сущности - обычная жизнь, чего тут такого) надоедает, и он не находит ничего лучше, как найти приключения на свою ж. уверен, что это чувство знакомо многим мужчинам: мечтаешь, чтобы с тобой произошло что-то из ряда вон выходящее, пусть даже с неприятными последствиями для тебя. а жизнь идет себе и идет. и будет идти, если свою навязчивую идею "не испугаться трех здоровых лбов и получить нож в живот" не начать воплощать в жизнь. и получить нож. есть в этом что-то гордое, большое, человеческое. хоть и глупо, конечно. ну а куда ж без этого. таковы, как говорится, люди.

хороший фильм.

2
0
...
28 ноября 2008
Фото Igor Ryzhov
Фото Igor Ryzhov
отзывы: 14
оценки: 611
рейтинг: 21
7

"Шультес" ладно скроен и крепко сшит. Бакурадзе четко держит ритм и внимание зрителя. Фильм, мягко говоря не переполненный событиями и диалогами, смотрится на одном дыхании. Возможно, не в последнюю очередь еще и потому, что в нем показан и великолепно передан наш быт. Самый простой современный московский быт. Чертаново. Пражский рынок. Панельные многоэтажки. Метро. Электричка. Такси. Палатки с шаурмой. И вовсе не чернуха, нет, никаких перегибов - жизнь показана так как она есть. Или по крайней мере так как я ее знаю. Содержание фальши 0,0%.
Главный герой - вор-карманник, страдающий амнезией. Однако амнезия здесь совсем не главное. Т.е. она конечно сыграет свою роль в развитии сюжета, но не на ней держится сценарий, поэтому все сравнения с "Мементо" К. Нолана неуместны (с равным успехом можно сравнивать, например, "Затойчи" с "Рэем" из-за того,что в обоих фильмах главные герои - слепые).
Главное же в "Шультесе" собственно сам Алексей Шультес - наш доморощенный современный московский Мерсо, точно также как герой А. Камю не плачущий на похоронах матери и не знающий добра и зла. Он проживает день за днем, делая то, что умеет. А умеет он, причем весьма неплохо, таскать из карманов незадачливых сограждан кошельки да ключи от машин. Как и Мерсо, Шультес вскоре после похорон матери занимается сексом с малознакомой девушкой. Как и Мерсо, вскоре он (возможно) убивает, и (возможно) погибает. Все это он делает без злого умысла, вообще без какой-либо цели и без сожаления.
В линии отношений Шультеса с малолетним подельником Костиком, этаким чертановским Оливером Твистом, С. Соловьев усмотрел чаплинские мотивы, а мне больше припомнился "Совершенный мир " К. Иствуда, хотя Костик в отличие от иствудского Базза такой же злостный и вполне себе добровольный преступник, как сам Шультес.
Главное, что я лично вынес из картины "Шультес", так это то, что не стоит вешать куртку на спинку стула в кафе, а ключи от машины не оставлять без присмотра.

3
0
...
25 января 2009
Фото demosfenich
Фото demosfenich
отзывы: 17
оценки: 167
рейтинг: 19
3

Главный недостаток фильма - осознанность киноязыка. Неглупый, судя по всему, человек, Бакурадзе надевает скользкую маску неторопливой глубокомысленности: то ли чтобы скрыть недостаток мастерства, то ли склеивая таким образом лихо сделанные сцены (особенно эффектно смотрятся подробности мелких краж), то ли, что наиболее вероятно, в расчете на фестивальный успех. Его амбициозность, наверное, можно понять, но два часа наблюдать нудное (к тому же с явной злобой в сторону Москвы) лицемерие - увольте.

3
0
...
11 августа 2008
Фото Егор Лем
Фото Егор Лем
отзывы: 10
оценки: 10
рейтинг: 14
9

В девяностые годы наша страна получила героя своего времени. Это был немногословный Данила Багров из «Брата» Алексея Балабанова. С тех пор прошло десять лет и положение изменилось. Разборки и перестрелки ушли в небытие. А бывшие бандиты перешли в другое качество. Кто в загробный мир, а кто в политику. Сменилась эпоха, и возникли новые идеалы, стремления. Нам стал нужен новый герой, олицетворяющий всё то, что творится в стране.

И он появился так же неожиданно, как и в свое время «Брат». Им стал Алексей Шультес из картины дебютанта Бакура Бакурадзе. Картина получила Гран-при на фестивале Кинотавр. Неслучайно, ибо фильм знаковый и своевременный.

Шультес, бывший спортсмен, страдающий провалами в памяти, ведёт тихую и спокойную жизнь вора-карманника в огромной Москве. День за днём ничем не отличается. Ничто не способно вызвать эмоций у Алексея. Он апатичен ко всему происходящему. Ни смерть матери, ни трагедия девушки, к которой оказался причастен Алексей, никоим образом не сказываются на герое. Правда, до поры до времени.

Шультес листает свои школьные фотографии, как в первый раз. Постоянно ищет друга и не может найти. Ничто не может стать его жизненным якорем, который поможет зацепиться за грунт и крепко встать на ноги и найти свое место в жизни. Амнезия только усугубляет положение вещей. Для героя всё как в первый раз, мир не спешит принять Алексея в свои объятия. Одиночество становится его уделом. Не найдя себя в жизни, Шультес и не хватается всеми руками за неё. В неподходящий момент, перестав бороться, осознав свою ненужность и бессмысленность бытия.

Фильм обладает мощной экзистенциальной энергетикой. Нет ничего страшнее, чем жизнь. Бакурадзе не вдается в ненужную патетику, предоставив на суд зрителей и критиков кусок обычной жизни. Той жизни, которой живём все мы. И многие из нас также не могут найти свое предназначение, скатываясь на алкогольное или наркотическое дно. Окружающий нас мир, как город Москва в фильме, также неприветлив к нам. Выживает не сильнейший, а самый приспособленный. Каменные джунгли стали злее. Даже, несмотря на то, что в стране наметилось улучшение обстановки по всем фронтам, люди остались по прежнему брошены на произвол судьбы. Каждый наедине с самим собой. И многих волнует не страх смерти, а страх жизни. Смерть — это избавление от этого страха.

Шультес — лермонтовский герой нашего времени, проводящий всё время в поисках себя. Это не тот гангстер в 90-е, привыкший решать все проблемы с помощью оружия, это всего лишь обычный незащищённый человек. Очень уставший от своих долгих поисков. Кстати, отмечу один интересный факт. Фильм продюсировала компания Сергея Сельянова «СТВ». Которая в своё время выпустила «Брата». Один герой сменил другого. Кино быстро отреагировало на ситуацию, показав нам настоящий портрет России. И это разительно отличается от того, что нам обычно показывают по телевизору.

Приведу еще один интересный факт — режиссер вышел в игровое кино из Кинотеатра. doc — студии-проекта, на которой снимается документальное кино России. Кино современное и своевременное. С прекрасной операторской работой. Некоторые сцены не отличишь от документалки. Мощный дебют и лучший фильм Россиии 2008 года.

0
0
...
14 марта 2009
Фото Дмитрий
Фото Дмитрий
отзывы: 5
оценки: 9
рейтинг: 12
1

Редкосная гадость!
Еле досидел до конца сеанса, т.к. был с друзьями! Народ уходил посреди сеанса! Впечатление ужасное, настроение после фильма "0"!

0
0
...
24 августа 2008
Фото Marina
Фото Marina
отзывы: 5
оценки: 73
рейтинг: 11
9

Какое впечатление произвёл на меня "Шультес"...
С мазохистским упорством смотрела я этот фильм. Я не могу сказать, что он мне понравился - это как сказать " Мы празднуем годовщину со дня смерти поэта..."
И смотреть его ещё раз я не буду...
Потому что мне через край ХВАТИЛО ЭМОЦИЙ!
Мне было жутко.
Как будто Бог (или кто другой - см. по убеждениям), создавая серию, последний экземпляр включил, а душу вдуть забыл. Вот она и витает вокруг - "Лёша я или не Лёша"...
Шультес - клинический случай?
Да в нём ещё хоть что-то будит одному ему понятные эмоции...чувство допга (а вы можете с уверенностью сказать что важнее...?): мальчик, брат, мать ( да-да, мать, которую надо достойно проводить), девушка в реанимации ( в неё, мир её чувств даже потянуло!).

Но вдумчивый взгляд вокруг себя покажет любому из нас море здоровых (ли?) индивидуумов, ведущих ещё более заунывный, безэмоциональный образ жизни, не отвечающих ни за свои поступки ( а есть ли они?), ни за " безпоступие".
...Нет эмоций, нет мыслей (потребительские в счёт ли?), НЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Всем известная фраза известной актрисы: "Как страшно жить"...
Я ТАК НЕ ХОЧУ!!!
***
Понравился ли мне " Шультес"...?...

3
0
...
23 декабря 2008
Фото nichikovv
Фото nichikovv
отзывы: 15
оценки: 40
рейтинг: 9
7

В пятницу в рамках закрытого показа на Первом, посмотрел "Шультест" Бакура Бакурадзе, победителя "Кинотавра". Фильм скажу вам на любителя - тут вся "фишка" не в эмоциях, не в сюжете, не в актерской игре, а в картинке и противоречивости. Это изумительная операторская работа. А противоречивость во всем - в образе жизни героя, в сюжете и в эмоциях - их нет, но они возникают у зрителей, к которым этот фильм направлен (которые его понимают). Вчера было много сказано профессионального об этом фильме - одни говорили, что искусства а нем нет, другие - наоборот, это высшее искусство. Я знаю одно - при просмотре фильма зритель должен думать - это главное требование к пониманию о чем и о ком фильм.

0
0
...
30 ноября 2008
Фото dimedrolll
Фото dimedrolll
отзывы: 3
оценки: 14
рейтинг: 6
7
how to disappear completely

фильм на протяжении полутора часов рассказывает (показывает) нам, как отдельно взятый человек убивает свое время, себя и, косвенно, некоторых людей. ни больше, ни меньше.
субъект с русским именем и грузинской фамилией передвигается по промозглым придаткам мегаполиса, словно навсегда застывшим в трагическом межсезонье. как нож режет воду...
сам того не замечая, он растворяется в окружающей среде. тема растворения, исчезновения, насколько я понял, — центральная в этом фильме. неслучайна мелодия на мобильнике главного героя. "Леша я или не Леша"... разницы никакой. ни на вкус, ни на цвет. нет разницы между добром и злом, между верхом и низом, нет, собственно, вообще никакого верха и никакого низа, — это только слова, нацарапанные на лестнице в обшарпанной парадной... нет разницы между жизнью и смертью, между не-бытием и -бытием. урна с прахом матери растворяется на полке в шкафу среди спортивных кубков...
ну и... не знаю, что еще...
Саша Соколов, если позволите:
"...человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути <...>, то есть исчезает частично, а потом уж исчезает полностью".

4
0
...
22 августа 2008
Загрузить еще