Наверное, самый амбициозный из ранних фильмов Фассбиндера, в котором он, вооружившись визуальной выразительностью французской «новой волны» и цитатами из Библии, попытался создать нечто мощное по посылу. Что делать, если люди уже больше не могут жить так, как жили? Устроить революцию, звучит ответ на этот вопрос. Но как? В этом мнения начинают расходиться. Группа молодых людей, в которой узнаются лица представителей мюнхенского анти-театра, в том числе и самого Фассбиндера, решившая, так или иначе, свергнуть церковные и светские устои современного мира, пытается стать единственно возможным ответом на самые важные вопросы. Дело происходит в 15-м веке и вращается вокруг пастуха, которому явилась Дева Мария и который начинает проповедовать перед массами. Впрочем, довольно скоро в повествование врываются самые разные персонажи, каждый из которых хочет использовать ситуацию и пастыря по-своему. Кажущиеся библейские мотивы звучат лишь мелодией в полифонии левацких убеждений, анархических лозунгах и всего того, чего в начале 70-х было много и на полном серьезе. Сейчас, конечно, эффект уже совсем не тот.
Наиболее близкий по букве и духу годаровскому творчеству фильм раннего Райнера Вернера Фассбиндера. Фильм буквально насыщен не только библейскими цитатами, но и кусками из работ Маркса и Рохи. Бесконечные диалоги и споры, происходящие на фоне метафор и символов, конечно, вводят в состояние близкое к трепету, но, в конце концов, разум сдается и включает функцию «мне на этой лекции немного скучно», ибо Фассбиндер, вопреки всей своей чудесной выразительности, изобретательности и изящности, звучит не совсем убедительно. А уж попытку провести параллель между христианством и коммунистическими лозунгами – это или маразм, или такая уж тонкая шутка, что и не сразу доходит. На самом деле, из этого фильма становится понятно, что если автор в те годы и задавался правильными вопросами, ответы видел он несколько в далекой от реальности среде. Впрочем, вот как раз в правильность политического образа мышления режиссера, пусть и такого сильно завязанного на нем, как Фассбиндер, вдаваться не хотелось бы.
Настоящая же проблема в том, что режиссер, из-за желания донести как можно ярче и мощней своей политический, социологический, религиозный мессидж, жертвует, как слоном, эстетической элегантностью, что в случае с творчеством Фассбиндера вообще весьма неверная жертва, приводящая как минимум в патовую ситуацию, причем не самого игрока-режиссера, а зрителя. Буквально все оборачивается тем, что сидишь и внимательно слушаешь эти наполненные смыслом беседы, совершенно не вникая в них и не понимая, как ты вообще сюда попал и где же обещанное кино. Конечно, все зрители разные, как разные и все режиссеры, и кто-то посчитает это эссе молодого немецкого режиссера заслуживающим внимания и интересным, но в данном случае хочется, скрепя сердце, и признавая все заслуги Фассбиндера перед кинематографом и политическими движениями левого толка того времени, признать, что любим мы его не за это.