Киноафиша Москвы

Фильм «Кошка о девяти хвостах »

Il Gatto a nove code (1971, Италия, Франция, ФРГ)

0
Кино: «Кошка о девяти хвостах  »

В биоинституте убит охранник. На первый взгляд, из лаборатории ничего не пропало, но один ученый рассказывает своей невесте, что на самом деле кое-что исчезло. Вскоре погибают он, фотограф, который случайно заснял его убийство, невеста ученого. Погибают также те, кто пытается расследовать эту цепочку смертей.

Отзывы пользователей о фильме «Кошка о девяти хвостах »

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Слепой пенсионер Франко Арно (Карл Малден), бывший в прошлом репортером, совершенно случайно сталкивается с загадочным убийством. Живущая с ним девочка Лори, которую он когда-то приютил, рассказала ему о фотографии, на которой изображена смерть человека, которого она видела при странных обстоятельствах буквально на днях. А так как мсье Арно находит отдушину в своей жизни исключительно в разгадывании различных головоломок, он с радостью хватается за предоставленную возможность. В его расследовании помогает, понятное дело, не скучная полиция, а репортер Карло Джордани (Джеймс Францискус), который добавляет, что на днях кто-то вломился в институт, занимавшийся секретными генетическими исследованиями, с которым связан убитый, но ничего там вроде бы не украли. Подозрения ведут детективов-любителей прямиком к страшной развязке тайны, несколько раз споткнувшись о попадающиеся трупы.

После успеха первого фильма Дарио Ардженто – «Птица с хрустальным оперением – вопрос финансирования второй картины режиссера отпал довольно быстро. И режиссер, не долго особо сомневаясь, решил создать фильм, который (как и следующий, впрочем, тоже) развивает начатую в дебюте карьеры тему исследования неограниченных возможностей разрушения человеческой души и психики.

Сюжет фильма закручен более лихо, чем в «Птице с хрустальным оперением». В фильме постоянно появляются разные зацепки, как смеются сами горе-сыщики, будто девять хвостов у кошки. Но постепенно все эти ниточки обрываются насильственным образом – кто-то явно не хочет, чтобы слепой и зрячий, бывший и настоящий репортер, выяснили всю правду случившегося. Плюс к этому Ардженто добавил несколько побочных линий, раскрывающих гомосексуальные связи, наркотические пристрастия и, простите, инцест. Виновных много, даже больше, чем преступлений.

Фильм поставлен по сценарию, который написал Ардженто при помощи Луиджи Колло и Дардано Саккетти и является, в отличие от сюжета «Птицы...» действительно оригинальным сценарием, а не творческой переработкой нескольких историй. Впрочем, сами авторы признают, что идею с «двойной Y хромосомой» они почерпнули из британского триллера «Расшатанные нервы». Понятное дело, все это всего лишь намеки и реальные характеры и повороты истории придуманы самими авторами.

Так, к примеру, очень интересна побуждающая мотивация главного маньяка в картине. Убивает ли он потому, что является одержимым или потому, что боится, что все подумают, что он является одержимым. Не менее важна для творчества Ардженто и фигура слепого репортера на пенсии, который всецело удовлетворяет идеи режиссера о невозможности восприятия того или иного куска мира в следствии искаженности передающей среды или восприятия. В данном случае идея выражается в прямом смысле своего замысла через слепоту одного из главных героев.

Фильм провалился в американском прокате, несмотря на то, что делался с оглядкой на показ в США и представляет собой по тем временам жестокую картину, полную насилия и загадок. Впрочем, это можно постараться логически объяснить - в целом фильм не столь силен, как этого хотелось бы. Ардженто порой настолько увлечен самой историей и этической подкладкой, что буквально не успевает как следует проработать персонажей и свести все сюжетные линии воедино элегантно и без шероховатостей. В результате фильм так и норовит расползтись и требует от зрителя определенного рода усилий, а зритель подобного жанра фильмов на усилия не согласен по определению. То есть в фильме есть единственный недостаток, но он приходится на повествовательную структуру, что может сказаться губительно для части потенциальных зрителей подобного рода картин.

Сам фильм построен так, что его интересно смотреть даже зная, кто на самом деле убийца. Он напичкан головоломками и намеками, которые сложно уловить при первом просмотре. Очень интересно работает Ардженто и с монтажом. В отношении постановки режиссер пошел гораздо дальше по пути смелости и игры со зрителем, чем это было в его первом фильме, что еще более запутывает эту картину.

В самом начале фильма, после того, как Арно со своей подопечной проходят мимо машины, есть сцена, где резкими вклейками показывается труп мужчины. Из событий фильма пока сложно понять, то ли это его воспоминания, то ли его представление об услышанном. Несколько раз Ардженто использует субъективную камеру для того, чтобы показать события глазами убийцы. Например, в сцене, когда вор пробирается в здание института и «вырубает» охранника. Однако самое важное при такой съемке увидеть не получается – что украл вор и кем этот вор является. Понятное дело, это только на руку авторам.

В подобные игры с загадками и играми со зрителем Ардженто не прекращает играть до самого конца фильма. Попадаются даже несколько кадров, когда актеры нарушают канонические требования и говорят прямиком в камеру. Или момент, когда преследователи врываются в здание, чтобы спасти Лори, ловят убийцу и на вопрос, где же Лори, тот отвечает, что он ее убил, однако финальные титры стартуют с ее голоса, зовущей дядю. Что это – настоящий голос девочки или слуховая иллюзия, воспоминание, сказать доподлинно нельзя, живой девочку после сценой с ножом так и не показали, любая версия жизнеспособна.

Интересна и игра с названием. С одной стороны, все кажется простым – во время диалога Джордани и Арно те насчитывают девять ниточек, которые по мнению Джордани ведут к одному ответу. Но Арно, шутя, говорит, что это похоже на кошку о девяти хвостах, воспринимая эти события не как ключи к разгадке, а как часть самого преступления и в результате оказывается прав.

В подобные игры с загадками можно играть, конечно бесконечно, что делает фильм классическим представителем жанра «джалло», пусть и не являясь его признанным шедевром.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить