Фильм

Фильм Семейная тайна

Un secret (2007, Франция), IMDb: 6.8

6.7
6.8
1/32

Драма про еврейского мальчика, который узнает подробности жизни своих родителей во время немецкой оккупации.

Драма про еврейского мальчика, который узнает детали о жизни своих родителей во время немецкой оккупации.

СтранаФранция
ЖанрыДрама
РежиссерКлод Миллер
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода3 октября 2007
Дата выхода в России5 февраля 2009
Официальный сайтСемейная тайна
Возрастное ограничение16+
5Непреднамеренное кощунство

Чтобы правильно понять замыслы создателей этого фильма нужно, очевидно, прочитать книгу, по которой он поставлен. Я ее не читал, но подозреваю, что, возможно, там есть ответ на самый важный вопрос: что вынудило Ханну совершить этот страшный поступок?

Из фильма это глубоко непонятно, поскольку даже нервного срыва у героини не было, а было взвешенное, заранее продуманное решение. А чтобы принять решение, которое заведомо губит твоего собственного ребенка, нужно иметь такие причины, что не дай нам Бог. Объяснять это мотивированной ревностью к Тане – это бред, особенно на фоне тех полных любви писем, которыми обменивались Ханна и Максим накануне трагедии.

В итоге исходя из фильма, во всем получается виновата именно сдуревшая ни с того ни с сего Ханна. И по хорошему счету, ни Максим, ни Таня ничего такого уж страшного до ее ухода не делали, да и после него вели себя как обычные в меру грешные люди. Ничего особого. По этой причине совершенно непонятен обвинительный пафос большей части фильма, когда Максим и Таня подспудно подозреваются в каких-то туманных, но страшных преступлениях.

Я, честно говоря, вначале думал, что они были коллаборационистами, и сдавали в гестапо еврейских детей. А в реальности не только обвинять их не в чем, но и пожалеть стоит, прежде всего, именно их.

Однако основная претензия к «Семейной тайне» совсем не в этом. А в том, зачем самую обыкновенную, ничем не примечательную историю о блудливом муже поместили в контекст настоящей трагедии миллионов людей?

Фильм позиционирует себя как напоминание об удаляющемся от нас страшном прошлом Европы. Однако загвоздка состоит в том, что выбранный сюжет не имеет к этой трагедии почти никакого отношения.

Что жизнь Ханны, Максима, их детей и Татьяны рушится из-за нацизма? Да нет! Согласно фильму ее разрушает Ханна своим странным и совершенно непонятным (из фильма) поступком. Это сравнимо с такой ситуацией: на ваш дом надвигается ураган, вы это знаете, вас об этом уже десять раз оповестили и затеребили предложениями об эвакуации. Но в самый последний момент вы, вопреки всякой логике, решаете остаться в доме. Естественно, через какое-то время ваш дом уничтожает ураган, и вы погибаете. Спрашивается, кто в этой ситуации виноват: ураган или вы?..

В итоге вместо истории о трагедии французского еврейства получилась занудная, переполненная неуместным эротизмом мелодрама, балансирующая почти на грани кощунства к памяти погибших людей. В итоге те, кто знает и помнит о нацизме, не найдут в фильме ничего интересного. А те, кто не знает и не помнит о нем, не смогут получить никакого вразумительного ответа, что же в те годы произошло, и каков был масштаб трагедии. Фильм, по хорошему счету, ни о чем. И мне глубоко непонятно, зачем такие фильмы снимают.

11 февраля 2009
9

Потрясающий фильм, заставляющий задуматься....замечательная игра актеров, позволяющая проникнуться происходящим на экране.
Задуматься о чем?....Хоть времена оккупации уже давно прошли, мы ставим "клейма" друг на друге: "еврей", "хохол" и т. д. и т. п. Национальность человека становится как ругательство....А ведь национальность - это то, чем человек должен гордиться. Вот и в фильме героиня своими руками решила судьбу свою и маленького сына, признавшись в том, что еврейка и отправившись в концлагерь.
Несомненно поражает великолепная игра Сесиль Де Франс и Патрика Брюэля...очень страстно и, действительно, здорово.


9 февраля 2009
7

Тайна - это то, что скрывают по определенным причинам. Тайна - это то, что следует знать не всем. Тайна - это то, что мешает жить счастливо. Тайна -это..
Кажется, каждый кадр фильма буквально пропитан этим неразрешенным вопросом - "А всегда ли нужно знать правду?". А всегда ли она необходима и жизненно важна? Всегда ли справедлива? И с самого начала режиссер как будто трижды стучит зрителям по голове - да, да, да! Да, в любых ее формах и проявлениях. Да, в любых условиях и при любой погоде. Да, всегда, в любом месте - будь то Париж 50-х, или оккупированная Франция времен Второй мировой.
Отчасти, он и прав: скрываясь, герои потеряли то, что им дорого - семейное тепло, спокойствие, счастье, в конечном счете. Возможность жить в семье и гордиться этим. Причем потеряли настолько глубоко и окончательно, что, как это ни печально, воспоминания - это все, что есть светлого и радостного в их внешне уютной, но далеко нерадостной жизни.
Честность прежде всего с самим собой - вот что остается единственным достоверным мерилом в этом прогнившем насквозь мире. В этом-то вся и сложность.

11 февраля 2009
9

"Семейная тайна" Клода Миллера

Причин быть недовольным жизнью у владельца небольшого магазина и большого любителя спорта Максима Гринбера (Патрик Брюэль) должно быть не очень много. Бизнес налажен, а дома его ждет красавица-жена и модель-пловчиха Таня (Сесиль Де Франс), которая сводит с ума всех посетителей бассейна мужского пола. Вот только сын Франсуа получился не таким, как хотел Максим: главное увлечение семьи - спорт - его не интересует, по большей части он дружит с воображаемым братом и вообще, похоже, родился только для того, чтобы не дать забыть прошлое, которое тщательно скрыто под покровом времени.

Клод Миллер любит и, что самое главное, умеет снимать такое кино - кино про скелеты в шкафу у взрослых и, казалось бы, довольных жизнью людей. Ученик Франсуа Трюффо, он всегда смотрит на истории этих самых взрослых глазами подростка, и этот прием более чем убедительно заставляет зрителя не остаться равнодушным, а вынести свою оценку и задуматься об увиденном после окончания сеанса. Сегодня не часто можно встретить такой эффект от фильма, не смотря на то, что прием этот не является редкостью и давно используется в кино. Что интересно в случае с Миллером, так это то, что сам режиссер как будто бы остается в стороне и уличить его в субъективности практически невозможно. Как он этого добивается - непонятно.

Главные герои фильма - парижская семья евреев времен фашистской оккупации. Большая часть семьи послушно пришивает звезды Давида к своей одежде, успокаивая себя тем, что они остаются евреями даже в такое тяжелое время. Максим же против этого - он не собирается унижаться и готов даже отречься от веры, если понадобится. Кто в данной ситуации поступает правильно? Его жена Анна (Людивин Санье), которая при проверке документов не может преодолеть свою гордость и сознательно показывает удостоверение с обрекающей на смерть надписью "еврейка" или он, пытающийся скрыться от фашизма в тихой и заброшенной деревеньке? Нам придется ответить на эти вопросы.

Клод Миллер один из тех режиссеров, которые с годами становятся только лучше. В разное время он был рядом с Марселем Карне, Робером Брессоном, Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, помогая им снимать их шедевры. Миллер даже снял незаконченную работу Трюффо - "Маленькая воровка" с Шарлоттой Гензбур, таким образом отдав дань уважения своим великим учителям. Но он никогда не ставил на время, в котором жил и просто учился снимать хорошее кино. Наверное поэтому сегодня он настолько мастерски владеет киноязыком и уверенно сводит в одном кадре лучших французских актрис и актеров.

"Семейная тайна" (Un Secret) вышла в европейский прокат в позапрошлом году и стала настоящим чемпионом по числу номинаций на премию "Сезар". До нас же эта картина добралась только сейчас, хотя могла и вовсе не добраться - такое кино у нас обычно показывают поздно вечером на телеканале "Культура" и сразу выпускают на DVD. Потому что это не то кино про войну, которое обычно собирает полные залы и мощную прессу. Но именно это кино и нужно смотреть, потому что оно и есть настоящее.

8 ноября 2009
7

Так получилось, что мне уже давно интересна тема фашизма и преследования евреев в Европе во время Второй мировой войны. Много читала об этом и видела в кино, но вот о выживании евреев именно во Франции в этот период никогда ничего не слышала. Видно, акценты при обсуждении этой темы ставятся другие. Поэтому было особенно интересно посмотреть, как это было, в фильме «Семейная тайна». Хотя до просмотра не знала, о чем этот фильм.
Но и не только освещением этой темы фильм интересен. Он и она, он и другая, они и ребенок…
Очень точно показано и отношение к происходящему посторонних – сестры и соседки. Одна категорически осуждает, другая старается не судить и принять все как есть. В чем житейская мудрость и состоит.
Прекрасный фильм, неспешный, неторопливый, при просмотре которого погружаешься в события, как будто при чтении хорошей книги. Впрочем, и неудивительно: это экранизация романа, написанного по реальным событиям.
Прекрасные актерские работы, очень необычная Людивин Санье, запомнившаяся «девчоночьими» ролями в «Бассейне» и «8 женщин».
Но фильм на любителя, понравится не всем. В чем-то перекликается с «Искуплением» и, пожалуй, "Долгой помолвкой". Может быть, темой войны, любви и разлуки? И тем, что они европейские, а это уже в некотором роде характеристика.

11 февраля 2009
Все отзывы
Читайте также
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость