Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Визит дамы

СССР, Россия, 1989Смотреть в
Реклама
О фильме
  • Визит дамы – афиша
  • Визит дамы – афиша
  • Визит дамы – афиша
  • Визит дамы – афиша
  • Визит дамы – афиша
Трагикомедия
0+
Михаил Козаков
30 июня 1989
30 июня 1989
2 часа 24 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Михаила Козакова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
30 сентября 2012

Советский кинематограф 80х всё чаще обращается к языку притчи. Тенгиз Абуладзе начал свою притчевую трилогию Мольба - Древо желания - Покаяние, ещё в 1967 г. и снял третий фильм в 1984. В прокат он вышел в 1987 г. Тогда же блеснула картина, которую тоже можно назвать притчей - "Забытая мелодия для флейты". В 1988 г. выходят притчи "Убить дракона", "Фонтан". В 1989 г. на экранах появляются "Город Зеро" и "Визит дамы".

Для притчи характерно отсутствие привязки ко времени и месту, её действие происходит в городе без имени, в стране без имени (или с вымышленными) и в непонятно какое время. В сюжете притчи обязательно присутствует невозможное, оно же - чудо, оно же - чертовщина или мистика. Перечисленные выше притчи это подтверждают, вероятно потому, что притча задаёт вопросы вечные и общие для всех людей и обществ, независимо от географической широты и долготы.

Последняя из упомянутых притч - "Визит дамы". Поставлена Михаилом Козаковым по пьесе Дюрренматта, 1957 г. "Визит старой дамы" («Der Besuch der alten Dame»). История о городке Гюллене, находящемся в глубокой депрессии. Жители города прозябают и деградируют, не переставая вспоминать о светлых страницах прошлого этого, теперь никому не нужного городка, когда здесь якобы останавливались Гёте и Брамс.

В город приезжает американская миллиардерша, когда-то родившаяся здесь, но 30 лет тому покинувшая город. Она сулит подарить городу миллиард американских долларов, половину - мэрии, половину - прямо горожанам. Все вне себя от счастья, но она ставит условие. 30 лет назад один из жителей города, теперь - добропорядчный, но разорившийся лавочник, с женой и двумя детьми, обрюхатил её. До того момента они встречались по взаимной, и, как оба думали, глубокой любви. Но узнав о беременности подруги, Альфред Илл испугался. За бутылку водки купил двух свидетелей, которые в суде показали, что это они вдвоём "переспали" с девушкой.

Иск о признании отцовства Альфреда Илла был отклонён, после чего ей ничего не оставалось, кроме как покинуть город, и начать карьеру в борделях Гамбурга. Там она и встретила богатого армянина, который в неё влюбился, на ней женился, и на ней же скоро скончался, сделав миллиардершей её саму.

Госпожа Клэр Цаханассян ставит условие - вы получаете миллиард, но за жизнь подонка.

Бургомистр произносит в ответ пламенную речь: " мы живём в Европе и мы - христиане". Собравшиеся горожане начинают бурно хлопать. Госпожа Цаханассян говорит: "Ничего, я подожду".

Ей конечно удаётся купить город. Объявленная жертва - Альфред Илл, видит, как его соседи начинают неожиданно легко отдавать друг другу товары в долг. Они надеются, что кто-нибудь-таки убьёт беднягу, и миллиард наверняка будет получен. При этом, со своим соседом неизменно дружелюбны и "поддерживают" его. Он пытается бежать, но быстро понимает, что у него ничего из этого не выйдет.

Бургомистр оказывается человеком совести. Это значит, из тех, кто совершает подлости без всякого удовольствия. Он предлагает госпоже Цаханассян купить все предприятия города. Но тут выясняется, что весь город давно уже скуплен этой его бывшей жительницей, и бедственное положение города - не в последнюю очередь результат её стараний.

Долги горожан друг другу быстро достигают критических значений. На открытом голосовании, на закрытом заседании, когда суть условия гостьи не произносится, но все о нём знают, видные горожане голосуют единогласно за его принятие. Американка в надежде спрашивает: "но есть хоть кто-нибудь против? Хоть один?" И видит, что такого нет. Она выписывает чек. Почти сразу же объявляют о том, что наш уважаемый Альфред скоропостижно скончался от избытка чувств. Гостья страшно кричит. В последних кадрах видно, что она увозит тело когда-то ей любимого человека из города в своём поезде.

Персонажи этой истории абсолютно бессильные люди. Они никак не пытаются изменить свою жизнь, покинуть этот, всем уже опротивевший, город, лишь ждут чуда. И когда оно начинает перед ними маячить, всё их прежнее дружелюбие, неравнодушное отношение к соседу, очень быстро оказывается ширмой безразличия. Важно, что безразличие друг к другу эти слабые люди испытывают безо всякой американской гостьи - всегда. Просто привыкли вежливо друг с другом здороваться и "интересоваться делами". Но всё это не настоящее, у них нет сил что-то сделать для самих себя, не говоря уж о заботе о ближнем, тем более, дальнем.

Екатерина Васильева исполняет роль Клэр Цаханассян. Возможно - одну из лучших в её карьере. Едва ли это простая задача, воплотить образ американской мультимиллиардерши немецко-еврейского происхожения, с армянской фамилией, меняющей 7го мужа и покупающей за деньги смерть когда-то любимого человека, таким понятным и почти родным.

Трудно представить, чтобы кому-то захотелось пересмотреть этот фильм ещё раз. Слишком тяжело, слишком актуально, слишком о большинстве из нас сегодня, хоть и снят в 1988 г., хоть и по пьесе 1957 г.

2
0
9
Piramida Leonova
12 отзывов, 32 оценки, рейтинг 11
28 декабря 2009

Прекрасный фильм с увлекательнейшей интригой, тонким юмором и, конечно, с долей грусти, как все подлинные высказывания о человеческой сущности. Все-таки фильмы, созданные по настоящей литературе (а Дюрренмат, несомненно, замечательный писатель), здорово выигрывают на фоне самопальных сценариев. Ну и вдобавок прекрасная игра прекрасных актеров. Обязательно рекомендую посмотреть тем, кто фильм еще не видел.

0
0

Подборки Афиши
Все