Фильм

Фильм Вечность

The Entity (1982, США), IMDb: 6.6

Предоставлено пользователем: Наталья :)
1/3

Жизнь молодой женщины Карлы Моран превратилась в сплошной кошмар, после того как однажды ночью она проснулась от того, что кто-то невидимый избивал и насиловал ее. Чтобы разобраться, что же все-таки произошло, Карла обращается к врачу-парапсихологу.

СтранаСША
Продолжительность2 часа 5 минут
Дата выхода30 сентября 1982
7

Странный и даже бизарный фильм, который даже на фоне 80-х (когда странных и бизарных лент выходило, наверное, больше, чем нормальных) выделяется... э, как бы выразиться поточнее - непостижимостью? The Entity ("Существо" или "Сущность") был снят в 1981 году Сиднеем Фьюри, автором одного из лучших шпионских триллеров "Досье Ипкресс". В главной роли снялась известная нам всем Барбара Херши. И, собственно, в первые минут 15-20 ничего уникального в фильме нет, хотя талант рассказчика триллера Фьюри дает о себе знать. Он рассказывает историю матери-одиночки и ее детей (сын лет 16-ти и две дочки). Женщину внезапно и довольно быстро для хоррора атакует нечто, насилуя ее - причем, то, что это было именно изнасилование, становится ясным лишь позже, "с ее слов". Пытаясь избавиться от атак, она едет к подруге, потом возвращается, насилие со стороны нечто продолжается, нечто начинают чувствовать и дети, и подруга, и муж подруги (а как не почувствовать, если в комнате разом выбивает все стекла прямо на твоих глазах, или какая-то молния ломает руку, когда ты попытался воспрепятствовать насилию?). Далее - традиционно: поход к психиатру, мадам, у вас истерия, здравствуй Фрейд и Юнг, плюс подключается парапсихология, ну и т.д. С "Полтергейстом", снятым примерно тогда же, фильм ничего общего практически не имеет. Вообще - другой жанр и другая атмосфера ужаса. А потому, видимо, что "Полтергейст" придуман, а "Сущность" - нет.

Уже где-то на 15-й минуте меня посетила уверенность, что такого в здравом уме обычный человек не напишет, и наверняка, это, как говорят в таких случаях, "основано на реальных событиях". В вики по фильму об этом пара строк, зато случай был настолько экстраординарным для своего времени (август 1974 года), что о нем можно много прочитать на всевозможных сайтах о призраках, полтергейсте, инкубах и прочей парапсихологии. Вот тут краткое изложение с фоткой реальной несчастливицы, Дорис Битер во время атаки - на этот раз электродугой (в фильме представлена так себе - все-таки начало 80-х не располагало сегодняшними возможностями спецэффектов).

Правда - и это важно - у реальной Карлы Моран (т.е. Дорис Битер) в детях ходили три мальчика. Два маленьких и один тот самый, уже почти взрослый. Сцена насилия в ванной - реальная, Фьюри ее снял великолепно, Хичкок не смог бы лучше. Дорис/Карла рассказала психиатру, что ее лодыжки держали во время изнасилования чьи-то руки, но не того, кто насиловал ("он очень сильный и большой, и его сила пугает, а эти маленькие, но тоже сильные"). Я знаю, о чем вы подумали. Психиатр тоже не идиот. В ход пошли теории истерии, автоматически подтягивая за собой некую реальную ситуацию эдипова комплекса или даже, о ужас, насилия сына над матерью, которая фантазией пытается вытеснить реальность. К несчастью - а, наверное, и к счастью (уж очень это даже напечатанным звучит отвратительно! - Карле такая теория тоже не понравилась, она с доктором прекратила всяческие консультации) довольно скоро призрак не то чтобы материализуется, но наглеет и борзеет до того, что насилует Барбару Херши на глазах ее детей. Еще пара прекрасно поставленных сцен как бы доказывают, что теория об истерии - не стопроцентно состоятельна. Хотя те же доктора до последнего отстаивают ее, а уверенность в паранормальном и его проявлении ("своими глазами видел!", да) самой женщины, ее детей, подруги и потом исследователей паранормального объясняют... ага, вы догадались, массовой истерией. Понятно, что как массовой истерией, так и постоянными ссылками на некий другой мир или реальность, можно отфутболить все "но" и закрыть тему. Проблема в другом - и Фьюри, в общем, не выдает себя за отгадчика кроссвордов или разрушителя городских легенд. Он экранизируют написанную по реальным фактам книгу, в прокат фильм выходит, когда Дорис с детьми жива, и где-то в Канзасе. По ссылке выше можно прочитать, что след Дорис потерялся как раз в 80-90х. Никто, вроде бы, не знает, что с ней и ее детьми, и где она. Но знают, что преследования продолжались и на момент, когда ее жизнь еще отслеживали (и пока фильм снимался - тоже).

Фильмов об одержимости/истерии существует немного, хороших вообще по пальцам можно пересчитать. Но "Существо" не совсем из их категории, хотя местами близко к "Одержимой" Жулавски - особенно в моментах проявления чуждых сил на теле женщины, скажем так (и Барбара Херши играет это не хуже, чем Изабель Аджани). А все потому, что в "Существе" героиню некое зло преследует, а не являет себя через нее. Существо в фильме в своем поведении не напоминает и суккубов/инкубов, те, кажется, приходили во время сна. Да и не наглели, насилуя женщину на глазах детей или ухажера. Между прочим, в сцене с ухажером зрителю должно быть сильно не по себе. В начале показывают обнаженную Херши, она прекрасна, у нее замечательное тело, виват 80-м. В сцене, где ее насилуют, она буквально приклеена невидимым существом к кровати. Опять-таки, традиционный образ - но это тоже из реальных событий. И в отличии от традиции, где заранее видишь невидимого дьявола, тут видишь всего лишь некрасиво распластанную женщину, которой нечто (или истерия?) мнет груди. Также, как в сцене, где этот "дух" доводит ее до оргазма. И если вы думаете, что вот эти сцены как-то там эксплуатационны или эротичны ("о, сиськи Барбары Херши!"), то жестоко ошибаетесь. Отталкивающее впечатление, неприязнь, тревога и жалость к несчастной - вот примерные чувства, что зрителя преследуют. Это пожалуй даже микс странных чувств, сопровождающий зрителя весь фильм. Чувство неспокойствия, дискофморта и тревоги (и уверенности, что все будет плохо). Сам Фьюри отказывается считать свой фильм хоррором, и я согласен с ним (хотя вот Скорсезе считает фильм Фьюри одним из самых страшных фильмов в истории кино): он считает его скорее "supernatural suspense movie". Я бы тут даже не делал акцент на сверхъестественном.

Потому что лента не пугает, она тревожит. И тревожит она не фактом неких паранормальных сил или дьявола, а беспомощностью и беззащитностью женщины, которой не в силах помочь не психиатрия, не паранормальная психиатрия, ни ухажер, ни подруга, ни дети. Вообще - никто. При этом у реальной Дорин, детали которой перебрались в фильм лишь частично, в этом смысле целый букет бэкграунда, "агитирующего" за болезненность и истеричность героини. В анамнезе: отец-священник, который трогал девочку не по-отцовски; алкоголизм; злоупотребление таблетками/наркотиками; ранний секс и раннее замужество (16 лет, первая беременность, муж такой же мальчик, погиб в 16); в финансовом смысле семья неблагополучна, денег мало, но Карла вызывает уважение тем, что в фильме, во всяком случае, она пытается нести на себе троицу детей, учиться, работать и сохранять при этом время для отношений. Не помогло. Призрак выбрал именно ее. Почему? "Я ему просто понравилась", отвечает Карла (и Дорин, кажется). От этих продолжающихся преследований поехать крыша может у кого угодно, и вот как раз в следствии их можно и спиться и сторчаться. Тревога в фильме лишь накручивается на катушку, ни разу не давая возможности разрядить ее - чувствуешь какое-то бессилие перед лицом удушения. А героиня чувствует в конечном счете смирение перед лицом неизбежного - даже собирается с ним "примириться", представляете? Недурная иллюстрация ужасов семейного насилия и проблем неблагополучных семей, не так ли?

Случай с Дорин все-таки оказывает подавляющее впечатление еще и потому, что на тот момент - в 1974 году - его объяснить не смогли. Ни научным, ни ненаучным образом. Еще через 100 лет рационализаторский ум общества назовет Дорин никогда не существовавшей и припишет всю историю в разряд городских легенд. До последней ей осталось, наверное, уже совсем ничего (интернет довершит дело мистификации одновременно с демистификацией - на сайтах скептиков будут вешать одно, на сайтах о призраках - другое). Часть проявленного в фильме насилия обыкновенна: следы, укусы, синяки (см. феномен стигмат в случаях истерии). Часть - объясняется и так и сяк. Часть - не объяснима вообще. Но главное в фильме, на мой взгляд - это образ запуганной и обреченной женщины (истерички или одержимой, whatever), которой никто не в состоянии помочь, и которая на всю жизнь фактически осталась "беглянкой". Короче говоря, Фьюри снял, по-моему, великолепное кино вот примерно о том, о чем я написал. Поэтому если вы встретите фильм в каких-то хоррор-списках, имейте в виду, эта лента не скрасит вам мирный вечерок, как не скрасит вам его Жулавски. Кинематографически - работа превосходна, любимый оператор Де Пальмы (Stephen H. Burum) здесь в своей лучшей форме, Фьюри умеет взвинчивать атмосферу, только саспенс-музыка показалась лишней, очень б-муви какой-то, наверное, продюсеры заставили. Но если вы хотите увидеть фильм о том, что такое бесконечное преследование сильным - слабой, с которым нет ни у кого никаких сил справиться, и при полном понимании, что слабая обречена, и лучше бы она дала удушить себя подушкой, то "Существо" это тот самый фильм. Он не страшный и не жуткий, кишков и крови тут нет, графичного изнасилования, кстати, тоже, экспло-сцены отсутствуют как класс. Он тревожный. Психиатрически-тревожный. Расшатывающий вестибулярный аппарат нормы у зрителя, и этой дурноте не поможет никакой счастливый финал.

14 октября 2015
Все отзывы
Читайте также
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
10
возвышенных хорроров, опередивших свое время
10 возвышенных хорроров, опередивших свое время
«Межсезонье» — зубастое российское кино про взявшуюся за оружие молодежь
«Межсезонье» — зубастое российское кино про взявшуюся за оружие молодежь
«Межсезонье» — зубастое российское кино про взявшуюся за оружие молодежь
16 отличных, но малоизвестных жанровых фильмов
16
отличных, но малоизвестных жанровых фильмов
16 отличных, но малоизвестных жанровых фильмов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость