Фильм

Фильм Джози Уэйлс — человек вне закона

The Outlaw Josey Wales (1976, США), IMDb: 7.8

Предоставлено пользователем: Дима Котов
1/7

Вестерн Клинта Иствуда с ним же в главной роли

В классическом вестерне «Джоси Уэйлс — человек вне закона» Клинт Иствуд предстает в роли отважного героя, напоминающего его знаменитого Человека Без Имени, впервые появившегося в культовой картине «За пригоршню долларов».

СтранаСША
ЖанрыВестерн
РежиссерКлинт Иствуд
Продолжительность2 часа 15 минут
Дата выхода29 июня 1976
Американский киноактер и кинорежиссер. Прославился ролью в сериале «Rawhide», шедшем с 1959 по 1966 год, и приобрел уже совсем культовый статус как исполнитель главных ролей в трилогии Серджо Леоне «За пригоршню долларов» — «На несколько долларов больше» — «Хороший, плохой, злой». В 1971 году первый раз сыграл еще одну культовую роль — детектива Гарри Каллахана — в фильме Дона Сигела «Грязный Гарри». В том же году дебютировал как режиссер и в этом амплуа проявил себя феноменально, поставив за свою долгую карьеру более двадцати фильмов, из которых нужно выделить старорежимный вестерн «Джосси Уэйлс — человек вне закона», авиационный экшен «Огненный лис», байопик Чарли Паркера «Птичка», почти камерную драму «Таинственная река» и две военные эпопеи — «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы». В 1992 году Иствуд снял вестерн «Непрощенный», который принес ему два «Оскара» — за режиссуру и за лучший фильм года. Второго «Оскара» за лучшую режиссуру Иствуд получил в 2004 году за картину «Малышка на миллион».
7

Долгожданное возвращение Клинта Иствуда как режиссера к жанру, который его прославил, совпал с переходом на новую студию и ознаменовал творческий всплеск на ранней стадии его собственного творческого, пусть и не такого значительного, как это будет гораздо позже. Классический вестерн о фермере по имени Джоси Уэйлс, спокойно промышляющего на собственной земле и никого не трогающего. Однако после того, как банда поддерживающих Север солдат под названием "Красноногие" убивает всю его семью и сжигает его ранчо, он превращается в самого непримиримого и неуловимого повстанца, то тут, то там наносящего непоправимый урон армии. Но вот война закончена и повстанцам предлагают сдаться, на что они соглашаются, не подозревая, что все это обернется обычной бойней, а стоят за этим "Красноногие". Джоси удается спастись из этого ада и он клянется добраться до бандитов и отомстить по всей строгости. По пути ему встретятся кучка таких же как он изгоев - семейство Лоры Ли, которую Джоси спасает от изнасилования (Сандра Лок, подружка Иствуда в те годы, что интересно - в его фильмах ее часто пытаются изнасиловать); Маленький Лунный Свет - индианку, которую он забирает у обижавших ее бандитов в салуне, где она вынуждена была работать; старый индеец - Одинокий Уотти (Дэн Джордж) - старик, потерявший все, кроме чести и чувства юмора. Вместе им предстоит попытаться построить собственное будущее, но прошлое не желает отпускать свою цепкую хватку и за свободу и счастье придется расплачиваться свинцом и кровью.

По большому счету, это первый отличный фильм Клинта Иствуда и один из лучших (по крайней мере долгое время именно его можно было считать лучшим) в карьере режиссера. До некоторой степени это перенесение на американскую природу тематики и атмосферы фильмов Серджио Леоне, но уже с интересовавшими именно Иствуда темами (в том числе и межрасовой дружбы). Более того, вестерн оказался гораздо ближе к тем каноническим картинам с Уэйном, чем этого можно было бы ожидать. Построение нового общества и сопротивление зла ради него - тема невероятно близкая золотому веку жанра. Там, где у Леоне герои оставались без имен, в американском вестерне убийцы становились легендами. Так что картину "Джоси Уэлс - человек вне закона" можно с легкостью рассматривать и как один из больших американских вестернов.

Интересно, что снимать фильм начинал совсем не Клинт Иствуд. Переехав на студию Warner Bros, он наметил своей первой картиной экранизацию книги о Джоси Уэлсе неизвестного писателя Фореста Картера, в чьих венах текла кровь чероки. для создания сценария позвал молодого Филипа Кауфмана, так как был очень впечатлен работой, что проделал тот для вестерна "Великий налет на Нордфилд, Минесота" в 1972 году. Вскоре было решено поставить Кауфмана и на пост режиссера, тогда как сам Иствуд, понятное дело, сыграет главную роль. Однако все оказалось не так просто.

Дело в том, что работа Филипа Кауфмана как режиссера резко контрастировала с тем, как привык снимать кино Клинт Иствуд. Филип мог приехать на съемки даже не представляя, что он будет снимать, и потратить целый день на какое-нибудь дерево или холм. Визуальная составляющая интересовала его в разы сильней, чем какой-то сюжет. Иствуд же принимал импровизацию на сцене только от актеров и подобным ходом работ был страшно недоволен. Особенно его выводила нерешительность молодого человека, который мог часами выбирать ракурсы и пробовать разные варианты сцен. Но время шло, а ответственный перед студией Иствуд попадал все в большие и большие растраты, после чего не выдержал и взял фильм в собственные руки, отправив Кауфмана искать место для одной из сцен, а когда тот вернулся, то понял, что он больше не режиссер на этом проекте. Впрочем, из всего этого не следует, что Филип Кауфман - плохой режиссер. Позже он доказал совершенно противоположное. Но факт остается фактом - с Иствудом он сработаться не сумел, в силу противоположности подхода к съемочному процессу.

Весь фильм, несмотря на довольно интересную и захватывающую историю, держится в основном на роли Иствуда и очень нестандартных и странных, но от этого не менее сильных, ролях второго плана. Особого упоминания достоин настоящий индеец Дэн Джордж, номинировавшийся на Оскар за роль второго плана в фильме Артура Пенна "Большой Маленький Человек". Во время съемок "Джоси Уэйлса" Дэну Джорджу было 76 лет и Иствуд, дабы не загружать человека диалогами, попросил его просто вести себя естественно в кадре. Получилось чудесно, органично и смешно. Очень выразительными получились и главные негодяи в исполнении Билла МакКинни и Джона Вернона, сыгравшими Тейлера и Флетчера соответственно. Но главной фигурой, конечно, был сам Иствуд, убедительно показавший эволюцию простого человека от невинного и спокойного фермера, до яростной Немезиды, не знающий на своем пути преград.

Как результат, фильм стал первым в истории Клинта Иствуда, на который обратили внимание даже киноакадемики, номинировав его за музыку к фильму. Довольно приятно отзывались о картине и представители пишущей прессы, а некоторые даже включили его в списки лучших вестернов всех времен и народов.

27 июня 2011
5

Сравнение "Джози Уэйлса" с фильмами "долларовой трилогии" напрашивается само собой. И оно явно не пользу первого. Конечно, Иствуд здесь всё такой же немногословный, метко стреляющий, отпускающий иногда мрачные шутки, ну и конечно симпатичный. Я бы даже сказал, некоторая зрелость во внешности несомненно добавила ему очков. Вместо сигар из фильмов Леоне здесь есть фирменный плевок - хорошая находка Иствуда-режиссёра. Но вот далее, с сюжетом, есть сложности. Он не имеет единой направленности, все события фильма вытекают последовательно друг из друга, и ты не ждёшь, чем закончится всё повествование, потому что непонятно, чего собственно ждать. Невозможно испытать особенного напряжения от интриги, сильных переживаний за ситуации, в которые попадают герои. Всё сделано вроде бы и правильно, по-вестернному, но без драйва. И если бы не обаяние главного героя, можно было бы считать фильм совершенно проходным среди собратьев по жанру.

22 марта 2010
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про призраков
Лучшие фильмы про призраков
3 декабря 2021
«Кинотавр-2021»: российские «Паразиты» и хоррор про Медею
«Кинотавр-2021»: российские «Паразиты» и хоррор про Медею
3 декабря 2021
9 фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
9
фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
3 декабря 2021
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
«Маска», «Смертельная битва», «Охотники за привидениями» и «9 1/2 недель»: так ли были хороши видеокассетные хиты?
2 декабря 2021