Фильм

Фильм Зеленый театр в Земфире

2008, Россия, IMDb: 7.5

7.4
7.5
1/21

Фильм-концерт

Фильм-концерт.

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 16 минут
Дата выхода20 февраля 2008
Дата выхода в России20 февраля 2008
Возрастное ограничение0+

Актеры

Земфира
Закончила сценарный факультет ВГИКа. По просьбе Киры Муратовой, снявшей молодую сценаристку в фильме «Увлеченья», написала несколько историй, одна из которых вошла в фильм Муратовой «Три истории». Участвовала в телепроекте Леонида Парфенова «Намедни». Валерий Тодоровский снял по ее повести фильм «Страна глухих». В 2002 году сняла свой первый фильм «Нет смерти для меня». Широкую известность приобрела после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман». В 2004 году сняла фильм «Богиня: Как я полюбила», где исполнила главную роль.

Рецензия «Афиши» на фильм «Зеленый театр в Земфире»

7

8 июня 2007 года останется в памяти синоптиков и метеочувствительных людей как день, когда в Москве показатели влажности воздуха и атмосферного давления менялись хаотично и безжалостно по отношению к барометрам и сосудам. Вечер этого дня оказался запечатлен десятью камерами и смонтирован в полнометражный фильм. За это нам следует благодарить Земфиру Рамазанову. Именно ее выступление в Зеленом театре привлекло под открытое небо съемочную бригаду, снимавшую фильм-концерт для кинотеатрального показа — таких не выпускали уже лет 20, со времен «Божественного безумия» с Бетт Мидлер и «Волшебства Queen в Будапеште».

Окна, как правило, моют в мае; оттого в июне город за окном видится особенно чисто и четко, незамутненно. То же ощущение — от цифрового изображения, спроецированного на 15-метровый в диагонали экран: «Зеленый театр в Земфире» снят на «цифру» и не переведен на целлулоидную пленку. Впечатление, что видишь июньский концерт не на экране, а сквозь свежевымытое окно, подсказано и парой деликатных спецэффектов. Песню «Прости меня, моя любовь» Земфира исполняет на сцене под дождем; на словах «Поймают в сети наши души» ее лицо застывает в секундном стоп-кадре за окном, генерированным компьютером; по окну барабанят слезы. Во второй раз это происходит, когда Земфира поет «Любовь как случайная смерть» — только на этот раз по окну-экрану стекает кровь. Режиссер фильма Рената Литвинова сообщила нам, что Земфира добивалась, чтобы по цвету и консистенции компьютерная кровь напоминала ту, что идет из разбитого носа. В то же время это весьма напоминает стеклянную пластинку, по которой растерли кровь из пальца — так делают медсестры во время забора крови на анализ. Слезы, кровь — продукты секреции, желез, что-то подкожное, нутряное, вполне в духе ранней Земфиры.

Но, вспоминая другого автора, рифмовавшего вазелин с любовью, Сирила Коллара, «кровь, моча, слезы, сперма и дерьмо отмываются водой и мылом». Наступает момент, когда весеннее брожение неприспособленного молодого организма проходит, и великие эстрадные дивы — а Земфира, безусловно, из их числа, — превратив все свои трещинки в песенки, которые терзают губы миллионов, прощаются со скарбом своих первых, самых звонких хитов. Большинство из них, по признанию артистки, она исполнила в Зеленом театре в последний раз. Пафос многих — «Созрела», «Трафик» — сбит танцевальными аранжировками: может, и не диско, но близко к «Love to Hate You»; в такт певица машет рукой, как когда провожают поезд. Очевидно, что Земфиру уже нельзя дернуть, сорвать, завести, — она сама завела всех, кого надо и не надо (судя по публике в зале). Ничто уже, кроме разве жары, не заставит ее снять маечку, никакие девочки и мальчики не принудят ждать звонка, как укола морфия, и совершать обратный чейндж на билет. «Я вижу отражение себя столько лет. Во мне — все слова… Во мне — города», — это ее сегодняшнее знание. В момент исполнения «Во мне», словно пасуя перед неуязвимостью человека, открывшего, что мир — это его собственное эхо, ладно смонтированный фильм резко тормозит — эпизод на эту песню представляет собой 3-минутный статичный план любительской видеосъемки выступления Земфиры на мобильный телефон, скачанный из интернета.

Вышло порывистое и капризное, как погода в Москве 08.06.07, кино о смене репертуара в переменчивый день, меченое чувством свободы, характерным для режиссера Литвиновой, которая уже в третьей своей — после документальной ленты «Нет смерти для меня» и псилобициновой «Богини» — постановке демонстрирует то небрежение иными интересами, кроме собственных желаний, которое есть синоним и истинного творчества, и истинного счастья.

20 февраля 2008
9

Я знаю, знаю. У этого произведения - больше концерта, меньше фильма - много недостатков. Просто что-то случилось, - честно, не помню уже! песне на третьей - и эта очевидная девчачья затея вдруг резанула таким нервом, что возможной осталась только такая оценка. А на шестой зал "Октября" (это примерно два часа назад) начал аплодировать. А к финалу я едва переводил дыхание.

Я чрезвычайно сейчас субъективен, я был на июньской Z. До конца года слушал-смотрел других, и так и остался раздираем при мысли - а какой же концерт был в 2007-м главным - Энтони Хегарти или Земфиры? Ведь эта их ненормальная эмоциональность, это когда только ты и он/она на сцене, пусть вокруг беснующаяся толпа, льёт как из ведра, твоя подруга застряла в пробке - всё пусть. Мне по прошествии долгих месяцев не нужно особых усилий, чтобы воскресить в себе тогдашние переживания, настолько прекрасные.

Вот самое главное, что есть в этом фильме - тот же драйв происходящего, голос и естественность главного персонажа, грозовые июньские тучи на горизонте и фейерверк, шарахающий по ледяному после дождя кислороду Зелёного театра. Литвинова немного перебирает с яркой кислотой на плёнке (или как правильней, на "цифре"?), иногда превращая концерт в один большой выход Боно в недавнем "Через Вселенную", но вовремя спохватывается, потому что все эти взрывы и разрывы - это такая непристойная бледность по сравнению с голосом и непонятной даже русскому уху лирикой Земфиры. В конце концов, остаётся одна она. Земфира шпарит хиты (я ужасно ждал ее версию наутилосовской "Казановы", спетую на память Илье Кормильцеву - нет, не случилось) один за одним, Вазелин, Анечка, Мальчик-ноль, Набоков в метро, Дежа вю, Ракеты, ПММЛ, итогом полтора десятка из в два раза больше спетого. Красиво. "Красиво" - это же тоже из её.

А больше всего боялся за остальное, за некое интервью певицы, что случится нелепость, и Литвинова забредёт как с ней часто это бывает в дебри искусственных слов и жестов, - но этого тоже не случилось. Эта часть оказалась совсем крохотной, три или четыре вставки между музыкой, Земфира говорит "Ну это какое-то самое глупое интервью", "Ну вот и ищи этот смысл жизни", или вот перл про гладкие лица красивых людей: "Страшно! Гладкие лица - это ж такая ноша!" - всё с иронией и живым взглядом, это приятно смотреть и слушать, словно ты на приятельских посиделках с неординарным человеком. А потом ещё немного музыки. Всё получается. И к тому же в Москве, кажется, потихоньку наступает весна.

23 февраля 2008
9

Кино - искусство, которое уводит тебя в другие миры, отвлекает от своих проблем, музыка - наоборот, всегда погружает в себя, очерчивая, оттеняя твою боль или счастье. Когда кино и музыка вдруг сталкиваются лбами.. тут-то и происходит отвал башки, эмоциональный взрыв. Да если еще это помножить на любовь к исполнителю.. Я думала, что закурю прямо в зале, или выбегу на улицу на середине фильма. Сердце рвет.
Земфира - это такая силища. Ее тексты, ее музыка, ее облик. Ей все идет. Когда она двигается на сцене, как паяц, взмахивает худыми ногами, когда рассказыват, кто она такая есть, глядя прямо в камеру, когда ничуть не смущаясь смотрит салют в свою честь. Силища. Высочайшее требование к себе, а значит и к другим тоже. Высота. Мощь.
Все это передано в фильме с помощью десятка камер и даже, если верить титрам, съемкам с чьего-то мобильного телефона. Ну, а главное - основательный, умный монтаж, уместные спецэффекты, крупноплановая черно-белая эстетика сцен интервью.
Да нет, главное, конечно же - песни. "Все, возможно, могло быть иначе, если б не эти аранжировки".

21 февраля 2008
9

я люблю ее. "на мой взгляд она прекрасна" (с)
ее долго ждали, и она вернулась. не просто показалась, а поразила.

этот концерт запомнился всем. наизнанку все чувства, все эмоции.
безумие. такое близкое и даже родное.

я ходила на этот фильм два дня подряд. первый просмотр ввел меня в транс, от которого можно было избавиться только посмотрев фильм еще раз.
зал аплодировал. люди вставали со своих мест и начинали подпевать. мы снова оказались там - в июне, под дождем, на самом долгожданном концерте.

захлестнуло сразу же, с первых нот. хватает только ее взгляда и ты снова улетаешь.
я улыбалась вместе с ней, плакала под песни, от которых все сжимается внутри.

ее глаза. ее взгляд. ее жесты.
завораживает. сносит напрочь.

я помню каждый звук этого концерта, помню все в красках. не хватало одного - ее лица. теперь есть возможность увидеть все ее глазами. мимика, взгляд, безумные танцы и... улыбка.

29 февраля 2008
7



документальный киноконцерт удивителен и силён своими хлёсткими наэлектризованными монологами ... запечатлённым теперь навсегда в историю нашей эпохи фактом прекрасной душевной и физической формы певицы Зэ ... какой-то непередаваемой но всё же передавшейся камерам и режиссёру необыкновенной всеобще счастливой переполняющей воздух атмосферой тем июньским вечером в Зелёном ... ну и её ПЕСНЯМИ само собой по умолчанию! БРАВО! АПЛОДИСМЕНТЫ!

(нам перфекционистам как всегда разумеется есть к чему придраться ... но это в основном не столь существенные вопросы к технологии съёмки монтажу и эстетике кадра)


23 февраля 2008
9Фильм, раскрывающий глаза, обнажающий нервы

Этот фильм «Зеленый театр в Земфире». Жанр музыкальных фильмов западные режиссеры используют очень часто. Из последних фильмов можно назвать фильм Мартина Скорсезе «Роллинг Стоунз: Да будет свет». У нас опыт подобного направления не встречался до определенного времени. Пока одна из самых непредсказуемых женщин, режиссер Рената Литвинова не решила снять фильм о своей подруге, одной из самых ярких звезд российского шоу-бизнеса Земфире. В основу фильма были положены съемки 2007 года в Зеленом театре. Десять профессиональных камер снимали это действо не останавливаясь, сотни мобильных телефонов у фанатов неотступно следили за Земфирой.
То, что Земфира одна из лучших певиц не обсуждается. Литвинова-режиссер давно сказала нет рамкам и границам современного кинематографа. Большой фильм концерт смотрится на одном дыхании.
Я задыхаюсь от нежности,
От твоей - моей свежести,
Я помню все твои трещинки,
Пою твои - мои песенки.

Каждую песню Земфиры просматриваешь как клип. Большой зеленый шар на фоне серого неба, начинающаяся гроза, музыканты на сцене, Земфира в мужских ботинках лихо отплясывала под музыку своих песен.
Мне кажется мы крепко влипли
Мне кажется потухло солнце
Прости меня моя любовь

Сидишь смотришь концерт, раз… и уже черно-белые кадры монологов певицы и режиссера. Литвинову не видно, но слышно в монологах Земфиры. В ее понимании своей жизни. Земфира на мой взгляд предстает в этих ее словах маленькой и беззащитной. О чем позже будет разговаривать Рената Литвинова с музыкантами певицы. Земфира только кажется сильной, волевой, безжалостной. Фильм не только о ее творчестве, о ней самой во всех проявлениях.
Ты белый и светлый,
Я, я тёмная тёплая.
Ты плачешь - не видит никто,
А я, я комкаю стёкла, дура.

Земфира – истеричная сумасбродка, городская сумасшедшая. Она гениальна в своем безумии. Она "не терпит, когда чужие подходят близко, ближе, чем на 50 сантиметров, ведь каждый сантиметр нужно отвоевывать годами". Она искренняя в своем желании говорить. Заслушиваешься, кажется тебя гипнотизируют.
Ее никто не ждет
Не хочет ее тела
Ей проще не сказать
Ей проще быть немой

Литвинова – гениальна в своем видении мира. Она воспринимает Земфиру как человека, к которому нужно прислушиваться. В каждой песни мы слышим свои переживания. Не зря заслушивали до дыр кассетные записи с первого альбома Земфиры. Литвинова любит Земфиру, как фанат любит своего кумира. Один великий человек рассказывает о другом, не менее великом. Литвинову видно в диалогах с Земфирой, всю ее, к какой мы привыкли видеть эту «жеманную, нервную, гламурную».
И побегу по своим...
Обратный change на билет
Я буду ждать, ты звони
Мои обычные в шесть.
Я стала старше на жизнь
Наверное нужно учесть...

Творчество – это такое проявление собственного эгоизма. Исцеление собственных комплексов – только через творчество. Мы все гениальны в своих творениях, даже если строгие критики отмечают полностью противоположное мнение. Земфира поет так, что где-то внутри начинает плакать душа. Искренность настоящего человека, который дарит всю себя через собственные песни – именно то, чего так не хватает нам, как обывателям. Литвинова делает свои фильмы шедеврами, которые пересматриваешь из-за серости окружающего мира. К ней обращаешься как к психоаналитику, за раскрытием собственных внутренних идей. Литвинову обожают и ненавидят. Ее боготворят. Она как Богиня из собственного фильма пришла к нам, чтобы открыть глаза.
С тобой.
Мне так интересно, а с ними не очень.
Я вижу что тесно, я помню что прочно
Дарю - время, видишь я горю,
Кто-то спутал
И поджег меня.

«Я знаю, кто я – я на своем месте. Я это знаю, я в этом уверена, - говорит Земфира. – И в этом есть моя самая большая правда и сила. Уверенность в том, кто я и что я. И петь я буду очень долго...».
Что добавить… Земфира и Рената Литвинова – две женщины – идола современной реальности. Одна в музыке, другая в кинематографе. Вдвоем – синтез внутренних противоречий и внешней игры в черно-белое. Либо одно, либо другое. Либо нравится, либо нет. В этом они Женщины – Звезды нашего периода.

Макс Хомяков (Магнитогорск).

17 ноября 2008
Все отзывы
Читайте также
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
5 новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
5
новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
5 новых мультфильмов про Бэтмена (и один про его лучшую подругу — Женщину-кошку)
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость