Режиссер Сергей Тарасов, большинство фильмов которого сняты в историческо-приключенческом ключе («Цена сокровищ», «Черная стрела», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и др.), на этот раз решил не только остаться в настоящем, но и, судя по названию, заглянуть в будущее.
В его новой работе «Ностальгия по будущему» (экранизация романа пермского сенатора Виктора Добросоцкого) мы видим историю, которая началась в 70-ые годы и продолжается до сегодняшнего дня. Небольшой провинциальный городок, проселочные дороги и покосившиеся домики. Мальчик Витя влюблен в свою одноклассницу Настю. Она в него – тоже. Они часами просиживают вдвоем на заброшенной пристани, он носит ее портфель. Дальше – поцелуи украдкой, выпускной, песни под гитару и предложение руки и сердца. И вот Витя в нарядной рубашке, с букетом синих цветов идет торжественно сватать невесту у её единственной родственницы – старенькой бабушки, с которой Настя жила после смерти своих родителей.
Не трудно догадаться, что помолвка не состоялась. Настя скрыла от Вити свою смертельную болезнь и вместе с бабушкой сбежала в Кисловодск, на воды. Конечно, там не вылечат ее опухоль – такие операции делают только за границей. Зато Витя ничего не узнает и не будет страдать по поводу ее скорой смерти.
Дальше пересказывать эту love-story скучно и бессмысленно. Что и говорить, оригинальностью сюжет не отличается. Равно как и другими достоинствами. Первых пяти минут фильма даже самому неискушенному зрителю вполне хватит для того, чтобы предугадать концовку и ключевые события: конечно, вместе они не будут; конечно, Настя выживет; конечно, они с Витей еще встретятся. Не обойдется и без дядюшкиного наследства, невероятных успехов в работе, молитв, героических драк и патетических речей о величии России.
Безусловно, пропитать жизнью сюжет, состоящий из штампов – задача не из легких. Но ведь банальность – не приговор, иначе тема любви, встреч и расставаний была бы исчерпана еще при Шекспире. Каждая история особа, если рассказать о ней искренне, суметь заразить любовью. Жаль, что ни Тарасову, ни Добросоцкому в «Ностальгии по будущему» это не удалось.
Хотя окончательно и бесповоротно назвать фильм наигранным и топорным было бы нечестно. Всё-таки есть в нём проблески искренности. Её можно найти в кадрах о школьных годах героев. Смущенные взгляды, грустные глаза, неловкие движения – все эти тонкие проявления чувств, во «взрослой» части фильма получившиеся такими непростительно пошлыми и искусственными, у советских выпускников далекого 75 года, напротив, кажутся естественными и чистыми. Смотришь на них, таких молодых, робких, и веришь, и любишь, и понимаешь их. Денис Васильев идеально вписался в образ влюбленного советского школьника, а его партнёрша Мария Андреева совершенно очаровательна в своем самоотверженном порыве спасти любимого от страданий. Видимо, эту маленькую часть фильма спас от провала тот неуловимый дух советского кино, который режиссёру удалось-таки уловить.