Москва
5.2

Фильм
Каменная башка

Россия, 2008Смотреть в
Реклама
Драматический триллер Филиппа Янковского про страдающего амнезией боксера

Драматический боевик про потерявшего память боксера от режиссера «Статского советника» и «Меченосца».

  • Каменная башка – афиша
  • Каменная башка – афиша
  • Каменная башка – афиша
  • Каменная башка – афиша
  • Каменная башка – афиша
Боевик, Драма
16+
Филипп Янковский
18 сентября 2008
18 сентября 2008
1 час 34 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Филиппа Янковского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
15 сентября 2008

Егор Головин (Валуев), бывший чемпион по боксу, живая копия великана с острова Пасхи, потерял в автокатастрофе любимую жену и большую часть содержимого своей большой головы. Новую информацию голова не держит, оперативной памяти хватает в лучшем случае с утра до вечера, от прошлого остались пара воспоминаний в расфокусе, мутный поляроид какой-то женщины и общая инерция. По инерции он каждое утро ест растворимую лапшу (но тарелку не моет, забывая, что больше ее помыть некому). Ходит в спортзал, но поднимать руки, когда его бьют в лицо, не хочет. Подлец-директор Наиль Семенович (Кищенко) мечтает выпустить его против действующего чемпиона с красивой фамилией Кривуля и, чтобы как-то вывести из ступора, подселяет ему в квартиру честную проститутку Таню (Фандера), которая первым делом моет все скопившиеся тарелки из-под лапши, а после невероятно технично притворяется покойной женой несчастного. Покойницу звали Катя, конечно.

Любой фразе, где есть слова «кинорежиссер Филипп Янковский», суждено быть прерванной взрывом веселого смеха; и это, с одной стороны, не очень вежливо, с другой — ну а кто виноват. «Катю-конечно» из «Меченосца» и козлиную песнь в финале снятого с широко закрытыми глазами «Статского советника» люди, следящие за развитием отечественного кино, будут помнить Филиппу Олеговичу до гроба — такое не забывается. Святая вера продюсера Сергея Сельянова в молодого режиссера всегда казалась чем-то вроде упорства сказочного идеалиста, не оставляющего надежд выстрогать живого мальчика из полена. Но, разрази меня гром, кажется, полено только что сказало «ой».

«Каменная башка» — это, с одной стороны, безошибочно узнаваемый Янковский-мл. — с синюшным светом, претенциозными ракурсами и скрежещущими паузами между репликами. Вместе с тем это, странным образом, терпимого качества триллер и прямо-таки дьявольски эффективная мелодрама. В конце люди плачут.

50 процентов заслуги, конечно, на боксере Валуеве, который не столько играет, сколько присутствует в кадре, но делает это очень бескомпромиссно и трогательно: такое тотальное сопереживание из артистов кино последний раз вызывал Кинг-Конг. Испортить такую фактуру — это как неудачно снять Empire State Building: невозможно, в природе просто нет таких ракурсов. Плюс сценарий, подписанный артелью из четырех авторов (и местами подозрительно напоминающий «Шультес» Бакурадзе, снятый той же студией «СТВ»): если в природе может быть история, предназначенная именно для того, чтобы ее снял Филипп Янковский, — вот она.

На Янковского принято ругаться плохим режиссером, но дело, кажется, не в качестве работы, а в индивидуальных особенностях киноязыка, в его странных дефектах. В «Каменной башке» пару раз звучит слово «энтропия» — в клиническом, медицинском контексте, и, кажется, это диагноз не только персонажу фильма, но и его постановщику. Герой Валуева, который, взвалив себе на плечи игровой автомат, тотчас забывает, зачем он это сделал, и начинает задумчиво ходить кругами, в чем-то похож на режиссерский метод Янковского, чье обращение с киношным синтаксисом всегда повергало в недоумение: так удивительно были смещены и перепутаны в его фильмах все возможные акценты, точки и запятые (он, видимо, единственный в мире режиссер, которому, когда в кадре врач указывает на таблицу проверки зрения, кажется правильным сфокусировать камеру не на буквах, а на враче). Можно гадать, чем стала бы «Башка», если бы тот же сценарий и того же Валуева дали в руки крепкому профессионалу, но, по правде, даже хорошо, что этого не случилось. Трагедию большого человека, робко пытающегося продолжать движение в условиях тотального распада и дегенерации всех внутренних связей, надо снимать именно так. И очевидная склонность режиссера иногда забывать, что произошло в его фильме минуту назад, дарит «Каменной башке» то, над чем другие одаренные авторы безуспешно бьются годами, — безупречное единство формы и содержания.

В первую очередь это очень грустный фильм.

51
0

Отзывы

5
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 698
22 сентября 2008

Я не отношусь к тому большинству, которое резко зачморило Филиппа за фильм "Меченосец" При всей своей несуразности тот фильм я принял, ибо идея мстителя типа Zorro мне близка с детства. Ну нравится мне когда злодеев кромсают, тем более такие заточенные изгои как Саша, а не сытые бэтмены-олигархи, вот такая вот инфантильность, признаю.
"Каменная башка" никаких чувств кроме удовлетворённого любопытства у меня не вызвал. Посыл напыщенной искромётной душевности я принял, тягу сытого успешного Филиппа к мрачным и драматичным сторонам жизни уважаю, но восхищаться нечем, по мне - так перебор. А всё дело в том, что не могу я Валуева (при всем моём уважении) воспринять как человека из нашего мира, которому нужно сопереживать, чисто внешне его персонаж у меня по программе не проходит, налицо - гротеск, тем более когда он весь фильм кушает лишь экспресс-лапшу, заливая её холодным молоком. А на контрасте с Фандерой всё и вовсе становится печально. Ну не могу я видеть и принять в этой роли Фандеру, не её это роль, от нее за версту разит богемным эксклюзивом и "измученностью нарзаном", на мой взгляд, такой контраст недопустим, рябить в глазах начинает. Если мы смотрим СКАЗКУ про красавицу и чудовище, то это одно, а за жизнь - не катит. Если бы на месте Валуева был простой малоизвестный актёр, а на месте Фандеры не менее простая заурядная девушка, то я бы, глядишь и поверил, глядишь и расчувствовался бы, а так - извиняйте, НЕ ВЕРЮ,
не искренне как-то получилось, грубова-то, как слезоточивый газ на похоронах.

13
0
5
alzhu
83 отзыва, 233 оценки, рейтинг 311
21 сентября 2008

Новая картина Янковского вновь поставила передо мной казалось бы давно забытую диллему - бить или не бить в кинотеатре. "Каменная башка", похоже, просто магнит для редких качеств швали с дефицитом внимания, громким противным голосом и мнимым чувством юмора. Я сижу на любимом втором ряду, слушаю дикий вульгарный женский смех на галерке и пытаюсь смотреть кино, прочувствовать творческий замысел режиссера Янковского, а в голове крутятся типичные для интеллигенции на московских кинопоказах вопросы... Крикнуть грубость или терпеть? Идти драться или вызвать охрану? Может, врезать кавалеру падшей женщины локтем по кадыку (у меня отличный удар правым локтем), схватить за волосы его подругу и тащить извивающееся визжащее тело до самого выхода? Что у меня из колюще-режущего в сумке? Можно ли в наш прогрессивный век бить женщин? Не опущусь ли я до уровня того же быдла и, если все-таки опущусь, - стоит ли оно того? Как пронести бейсбольную биту в кинотеатр? Почему эти люди еще живы? Неужели они не понимают, что смеяться над новым русским кино - это как смеяться над больным ребенком? В итоге пришлось-таки вызывать охрану, ибо "Каменная башка" - не тот фильм, ради которого стоит бить быдлу морду. Тем не менее, хороший и, что совсем уж чудо, - в тренде.
Во-первых, Янковский видел Аронофски. Не "Рестлера", конечно, но "Реквием" точно, - теперь хип-хоп монтаж узаконен на русской почве. Жалко, что русского Клинта Мэнселла Сельянов не нашел и вместо "Квартета Кроноса" играет невразумительно-пафосно-унылые сублиматы Глеба Матвейчука. Жена режиссера Янковского Оксана Фандера пытается играть всех кинопроституток разом, от, в первую очередь, жены режиссера Феллини Джульетты Мазины в "Кабирии" до Джулии Робертс в "Красотке", однако в итоге получается 40-летняя побитая жизнью и мужчинами Миша Бартон. Главный аттракцион - конечно же, новая девушка на ресепшн Егор Головин. Валуев в общем-то и не играет - просто живет в кадре, как это делают животные. Шагреневая кожа просто физически не дает ему переигрывать, а переизбыток соматропина обеспечил яркую фактуру лица и впечатляющие габариты, - даже если его просто посадить на стул в пустой комнате (что Янковский периодически и делает), на него все равно будет интересно смотреть. Фильм проблематикой (тесные взаимоотношения боевых видов спорта и оргпреступности) напоминает малозаметную итало-швейцарскую картину "Вне ринга", которую показывали на ММКФ летом. Только если там участие в нелегальном деле воспринималось главгероем как моральное падение, коррупция души, проституция опять же, то здесь герой Валуева воспринимает свои отношения с касселистым Наилем как само собой разумеющееся. Так было и так будет во веки веков. У фильма действительно сильная кульминация в сельяновской эстетике, хотя и закончить его стоило минуты на три раньше. И, возвращаясь к дилеммам, еще никогда потребность в бейсбольной бите по эту сторону экрана не была столь ощутимой.

6
0
5
scenarist
50 отзывов, 120 оценок, рейтинг 349
26 сентября 2008

Если кратко: этот фильм стоит посмотреть ради Николая Валуева. И не потому, что он хорошо играет: он, вообще, не играет. А просто, чтобы полюбоваться, какой же он в жизни этот русский громила.

По хорошему счету, больше смотреть в фильме не на что:
- сюжет банальный и почти во всех поворотных моментах притянут буквально за уши (вся последняя четверть фильма - это вообще сценографический абсурд);
- профессиональные актеры (за исключением, может быть, лишь Оксаны Фандеры, хотя и для нее это совсем не вершина) играют все как один ниже среднего;
- все остальное тоже так себе.

До фильма-настроения "Каменная башка", на мой взгляд, тоже не дотягивает: слишком уж вся его грусть напускная и с явными признаками дилетантизма. Не верю я этой игре актеров, просто не верю, а потому и настроения никакого он не оставляет. Наверное, кому-то при его просмотре повезло больше, от того они его и хвалят. Мне, увы, не повезло.

Да, и еще одно: "Каменная башка" фильм крайне не патриотичный, вышедший как будто из самой чернушной глубины 90-х. Это особенно печалит, учитывая, что его, насколько я понял, планируют активно показывать на Западе, где неплохо знают Валуева как боксера. Так вот, судя по "Каменной башке", Россию населяют исключительно проститутки, сутенеры и твердолобые, потерявшие память верзилы, вроде Егора. Опять двадцать пять. Непонятно все-таки, зачем так упорно носить только черные очки, принципиально не желая видеть ничего светлого?

В общем, фильм далеко не "Рокки" и уж тем более не "Красавица и чудовище". Однако, повторюсь, сам Валуев мне в фильме очень понравился, в том числе своей ненаигранной естественностью и очарованием доброй силы.


5
0
7
paramerica
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 6
10 сентября 2008


Поначалу фильм шибко нуден, Валуев откровенно беспомощен, а тут еще эти криминальные орки при джипах и кожаных куртках, чьё племя в местном кино, казалось, только-только вытравили, и вот-те на, опять эти бритые лбы!
Но после того как Валуев перестает нескладно выжимать из себя кретина, а кажет переживающего душевный ренессанс увечного человека, нащупавшего, наконец, свое фантомное счастье – ход картины выруливает на звенящие, пронзительные ноты. Монолита из этой роли у чемпиона не вышло, но несколько его взглядов, осклабов и набугриваний своего скалистого чела бьют по сердцу просто в упор. В сцене, когда Валуев с расхлыстанной битами кровоточащей головой в оцеплении бешенных бандерлогов прощается с Фандерой, пульс частит, а дыхание не на шутку буксует. Слезных судорог в этой точке избегут немногие.
Может быть, Янковский не совладал с материалом по всей дистанции фильма, но несколько интервалов – он почти Клинт Иствуд, полубог. Да, и обратите внимание на Виталия Кищенко, сыгравшего менеджера Башки - удивительно, что такой масти актер практически неизвестен. Впрочем, это ненадолго.

5
0
7
Daria Gavrilova
21 отзыв, 520 оценок, рейтинг 47
22 сентября 2008

Больше всего запомнились почему-то сцены пробежек: пустой стадион, либо дождь, либо какой-то невнятный морок - и движущаяся гора. У Николая Валуева самое пронзительное выражение лица было почему-то именно во время этих одиноких и бессмысленных (ну кому, кому это надо?) пробежек. Смотришь - и невольно начинаешь думать что-то такое обывательски философское: о тщете всего сущего там, о распаде...

Есть такое страшное словосочетание: "экзистенциальная тоска". И кино "Каменная башка" - его идеальная визуализация. Происходящие там события не имеют никакого отношения к объективной реальности - но охоты придираться к суммам, машинам, отсутствию адекватных названий титулов и биографических сведений о персонажах не возникает совершенно. Возможно, тут и присутствует режиссерская претензия на остросоциальность - но мозг ее признавать отказывается начисто.

Эта, непонятно какая по счету интерпретация веками тиражируемой истории про красавицу и чудовище, вырвана из потусторонней реальности. Где-то там, в молочном мороке туманов живет боксер Егор. У него - вечный день сурка, еще более тяжкий, чем у Била Мюррея, потому что он не помнит, за что наказан. Он вообще не знает, что наказан. Как не знают о причинах своих пожизененных мук малочисленные окружающие его люди - "нареченный брат" Наиль, "мимолетное видение" Катя-Таня, тренер Батя (опять-таки, псевдоним с отпечатком архетипичной Бытийности)...

Этот маленький мир, состоящий из квартиры, спортзала, стадиона и курсирующего между заданными точками пустого троллейбуса, вообще, может быть, ровным счетом то же самое, что город Брюгге в картине Мартина МакДонаха. "Это ад, и мы уже в нем"

И дождь тут никогда окончательно не закончится - в лучшем случае его сменит туман и морок.

4
0

Подборки Афиши
Все