Киноафиша Москвы

Фильм Каменная башка

2008, Россия

6.2
оценить
Смотрите фильм "Каменная башка" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
16+
1 час 35 минут
Дата выхода в России
18 сентября 2008

Драматический триллер Филиппа Янковского про страдающего амнезией боксера

Драматический боевик про потерявшего память боксера от режиссера «Статского советника» и «Меченосца».

В ролях
Режиссер фильма «Каменная башка»
Филипп Янковский
51 год
фильмов: 19
cпектаклей: 2
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев

Роман Волобуев о фильме «Каменная башка»

отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5219
5

Егор Головин (Валуев), бывший чемпион по боксу, живая копия великана с острова Пасхи, потерял в автокатастрофе любимую жену и большую часть содержимого своей большой головы. Новую информацию голова не держит, оперативной памяти хватает в лучшем случае с утра до вечера, от прошлого остались пара воспоминаний в расфокусе, мутный поляроид какой-то женщины и общая инерция. По инерции он каждое утро ест растворимую лапшу (но тарелку не моет, забывая, что больше ее помыть некому). Ходит в спортзал, но поднимать руки, когда его бьют в лицо, не хочет. Подлец-директор Наиль Семенович (Кищенко) мечтает выпустить его против действующего чемпиона с красивой фамилией Кривуля и, чтобы как-то вывести из ступора, подселяет ему в квартиру честную проститутку Таню (Фандера), которая первым делом моет все скопившиеся тарелки из-под лапши, а после невероятно технично притворяется покойной женой несчастного. Покойницу звали Катя, конечно.

Любой фразе, где есть слова «кинорежиссер Филипп Янковский», суждено быть прерванной взрывом веселого смеха; и это, с одной стороны, не очень вежливо, с другой — ну а кто виноват. «Катю-конечно» из «Меченосца» и козлиную песнь в финале снятого с широко закрытыми глазами «Статского советника» люди, следящие за развитием отечественного кино, будут помнить Филиппу Олеговичу до гроба — такое не забывается. Святая вера продюсера Сергея Сельянова в молодого режиссера всегда казалась чем-то вроде упорства сказочного идеалиста, не оставляющего надежд выстрогать живого мальчика из полена. Но, разрази меня гром, кажется, полено только что сказало «ой».

«Каменная башка» — это, с одной стороны, безошибочно узнаваемый Янковский-мл. — с синюшным светом, претенциозными ракурсами и скрежещущими паузами между репликами. Вместе с тем это, странным образом, терпимого качества триллер и прямо-таки дьявольски эффективная мелодрама. В конце люди плачут.

50 процентов заслуги, конечно, на боксере Валуеве, который не столько играет, сколько присутствует в кадре, но делает это очень бескомпромиссно и трогательно: такое тотальное сопереживание из артистов кино последний раз вызывал Кинг-Конг. Испортить такую фактуру — это как неудачно снять Empire State Building: невозможно, в природе просто нет таких ракурсов. Плюс сценарий, подписанный артелью из четырех авторов (и местами подозрительно напоминающий «Шультес» Бакурадзе, снятый той же студией «СТВ»): если в природе может быть история, предназначенная именно для того, чтобы ее снял Филипп Янковский, — вот она.

На Янковского принято ругаться плохим режиссером, но дело, кажется, не в качестве работы, а в индивидуальных особенностях киноязыка, в его странных дефектах. В «Каменной башке» пару раз звучит слово «энтропия» — в клиническом, медицинском контексте, и, кажется, это диагноз не только персонажу фильма, но и его постановщику. Герой Валуева, который, взвалив себе на плечи игровой автомат, тотчас забывает, зачем он это сделал, и начинает задумчиво ходить кругами, в чем-то похож на режиссерский метод Янковского, чье обращение с киношным синтаксисом всегда повергало в недоумение: так удивительно были смещены и перепутаны в его фильмах все возможные акценты, точки и запятые (он, видимо, единственный в мире режиссер, которому, когда в кадре врач указывает на таблицу проверки зрения, кажется правильным сфокусировать камеру не на буквах, а на враче). Можно гадать, чем стала бы «Башка», если бы тот же сценарий и того же Валуева дали в руки крепкому профессионалу, но, по правде, даже хорошо, что этого не случилось. Трагедию большого человека, робко пытающегося продолжать движение в условиях тотального распада и дегенерации всех внутренних связей, надо снимать именно так. И очевидная склонность режиссера иногда забывать, что произошло в его фильме минуту назад, дарит «Каменной башке» то, над чем другие одаренные авторы безуспешно бьются годами, — безупречное единство формы и содержания.

В первую очередь это очень грустный фильм.

1
0
...
15 сентября 2008

Лучшие отзывы о фильме «Каменная башка»

Фото Сергей Наан
Фото Сергей Наан

Сергей Наан о фильме «»

отзывы: 114
оценки: 103
рейтинг: 639
5

Я не отношусь к тому большинству, которое резко зачморило Филиппа за фильм "Меченосец" При всей своей несуразности тот фильм я принял, ибо идея мстителя типа Zorro мне близка с детства. Ну нравится мне когда злодеев кромсают, тем более такие заточенные изгои как Саша, а не сытые бэтмены-олигархи, вот такая вот инфантильность, признаю.
"Каменная башка" никаких чувств кроме удовлетворённого любопытства у меня не вызвал. Посыл напыщенной искромётной душевности я принял, тягу сытого успешного Филиппа к мрачным и драматичным сторонам жизни уважаю, но восхищаться нечем, по мне - так перебор. А всё дело в том, что не могу я Валуева (при всем моём уважении) воспринять как человека из нашего мира, которому нужно сопереживать, чисто внешне его персонаж у меня по программе не проходит, налицо - гротеск, тем более когда он весь фильм кушает лишь экспресс-лапшу, заливая её холодным молоком. А на контрасте с Фандерой всё и вовсе становится печально. Ну не могу я видеть и принять в этой роли Фандеру, не её это роль, от нее за версту разит богемным эксклюзивом и "измученностью нарзаном", на мой взгляд, такой контраст недопустим, рябить в глазах начинает. Если мы смотрим СКАЗКУ про красавицу и чудовище, то это одно, а за жизнь - не катит. Если бы на месте Валуева был простой малоизвестный актёр, а на месте Фандеры не менее простая заурядная девушка, то я бы, глядишь и поверил, глядишь и расчувствовался бы, а так - извиняйте, НЕ ВЕРЮ,
не искренне как-то получилось, грубова-то, как слезоточивый газ на похоронах.

13
0
...
22 сентября 2008
Фото alzhu
Фото alzhu

alzhu о фильме «»

отзывы: 85
оценки: 157
рейтинг: 168
5

Новая картина Янковского вновь поставила передо мной казалось бы давно забытую диллему - бить или не бить в кинотеатре. "Каменная башка", похоже, просто магнит для редких качеств швали с дефицитом внимания, громким противным голосом и мнимым чувством юмора. Я сижу на любимом втором ряду, слушаю дикий вульгарный женский смех на галерке и пытаюсь смотреть кино, прочувствовать творческий замысел режиссера Янковского, а в голове крутятся типичные для интеллигенции на московских кинопоказах вопросы... Крикнуть грубость или терпеть? Идти драться или вызвать охрану? Может, врезать кавалеру падшей женщины локтем по кадыку (у меня отличный удар правым локтем), схватить за волосы его подругу и тащить извивающееся визжащее тело до самого выхода? Что у меня из колюще-режущего в сумке? Можно ли в наш прогрессивный век бить женщин? Не опущусь ли я до уровня того же быдла и, если все-таки опущусь, - стоит ли оно того? Как пронести бейсбольную биту в кинотеатр? Почему эти люди еще живы? Неужели они не понимают, что смеяться над новым русским кино - это как смеяться над больным ребенком? В итоге пришлось-таки вызывать охрану, ибо "Каменная башка" - не тот фильм, ради которого стоит бить быдлу морду. Тем не менее, хороший и, что совсем уж чудо, - в тренде.
Во-первых, Янковский видел Аронофски. Не "Рестлера", конечно, но "Реквием" точно, - теперь хип-хоп монтаж узаконен на русской почве. Жалко, что русского Клинта Мэнселла Сельянов не нашел и вместо "Квартета Кроноса" играет невразумительно-пафосно-унылые сублиматы Глеба Матвейчука. Жена режиссера Янковского Оксана Фандера пытается играть всех кинопроституток разом, от, в первую очередь, жены режиссера Феллини Джульетты Мазины в "Кабирии" до Джулии Робертс в "Красотке", однако в итоге получается 40-летняя побитая жизнью и мужчинами Миша Бартон. Главный аттракцион - конечно же, новая девушка на ресепшн Егор Головин. Валуев в общем-то и не играет - просто живет в кадре, как это делают животные. Шагреневая кожа просто физически не дает ему переигрывать, а переизбыток соматропина обеспечил яркую фактуру лица и впечатляющие габариты, - даже если его просто посадить на стул в пустой комнате (что Янковский периодически и делает), на него все равно будет интересно смотреть. Фильм проблематикой (тесные взаимоотношения боевых видов спорта и оргпреступности) напоминает малозаметную итало-швейцарскую картину "Вне ринга", которую показывали на ММКФ летом. Только если там участие в нелегальном деле воспринималось главгероем как моральное падение, коррупция души, проституция опять же, то здесь герой Валуева воспринимает свои отношения с касселистым Наилем как само собой разумеющееся. Так было и так будет во веки веков. У фильма действительно сильная кульминация в сельяновской эстетике, хотя и закончить его стоило минуты на три раньше. И, возвращаясь к дилеммам, еще никогда потребность в бейсбольной бите по эту сторону экрана не была столь ощутимой.

6
0
...
21 сентября 2008
Фото paramerica
Фото paramerica

paramerica о фильме «»

отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 6
7


Поначалу фильм шибко нуден, Валуев откровенно беспомощен, а тут еще эти криминальные орки при джипах и кожаных куртках, чьё племя в местном кино, казалось, только-только вытравили, и вот-те на, опять эти бритые лбы!
Но после того как Валуев перестает нескладно выжимать из себя кретина, а кажет переживающего душевный ренессанс увечного человека, нащупавшего, наконец, свое фантомное счастье – ход картины выруливает на звенящие, пронзительные ноты. Монолита из этой роли у чемпиона не вышло, но несколько его взглядов, осклабов и набугриваний своего скалистого чела бьют по сердцу просто в упор. В сцене, когда Валуев с расхлыстанной битами кровоточащей головой в оцеплении бешенных бандерлогов прощается с Фандерой, пульс частит, а дыхание не на шутку буксует. Слезных судорог в этой точке избегут немногие.
Может быть, Янковский не совладал с материалом по всей дистанции фильма, но несколько интервалов – он почти Клинт Иствуд, полубог. Да, и обратите внимание на Виталия Кищенко, сыгравшего менеджера Башки - удивительно, что такой масти актер практически неизвестен. Впрочем, это ненадолго.

5
0
...
10 сентября 2008
Фото Daria Gavrilova
Фото Daria Gavrilova

Daria Gavrilova о фильме «»

отзывы: 21
оценки: 469
рейтинг: 49
7

Больше всего запомнились почему-то сцены пробежек: пустой стадион, либо дождь, либо какой-то невнятный морок - и движущаяся гора. У Николая Валуева самое пронзительное выражение лица было почему-то именно во время этих одиноких и бессмысленных (ну кому, кому это надо?) пробежек. Смотришь - и невольно начинаешь думать что-то такое обывательски философское: о тщете всего сущего там, о распаде...

Есть такое страшное словосочетание: "экзистенциальная тоска". И кино "Каменная башка" - его идеальная визуализация. Происходящие там события не имеют никакого отношения к объективной реальности - но охоты придираться к суммам, машинам, отсутствию адекватных названий титулов и биографических сведений о персонажах не возникает совершенно. Возможно, тут и присутствует режиссерская претензия на остросоциальность - но мозг ее признавать отказывается начисто.

Эта, непонятно какая по счету интерпретация веками тиражируемой истории про красавицу и чудовище, вырвана из потусторонней реальности. Где-то там, в молочном мороке туманов живет боксер Егор. У него - вечный день сурка, еще более тяжкий, чем у Била Мюррея, потому что он не помнит, за что наказан. Он вообще не знает, что наказан. Как не знают о причинах своих пожизененных мук малочисленные окружающие его люди - "нареченный брат" Наиль, "мимолетное видение" Катя-Таня, тренер Батя (опять-таки, псевдоним с отпечатком архетипичной Бытийности)...

Этот маленький мир, состоящий из квартиры, спортзала, стадиона и курсирующего между заданными точками пустого троллейбуса, вообще, может быть, ровным счетом то же самое, что город Брюгге в картине Мартина МакДонаха. "Это ад, и мы уже в нем"

И дождь тут никогда окончательно не закончится - в лучшем случае его сменит туман и морок.

4
0
...
22 сентября 2008
Фото Greyscale
Фото Greyscale

Greyscale о фильме «»

отзывы: 60
оценки: 119
рейтинг: 292
1
Порхать, как слон, и жалить, как тюлень.

“Зачем довольно-таки успешному и именитому боксёру понадобилось рваться к вершинам киноискусства?”, - этот вопрос терзал меня с самой премьеры нового творения Филиппа Янковского. Пропиарить себя? Вряд ли. Анекдот про Николая Валуева и рубанок, который он сломал во время бритья, и без того знают, наверно, все. Ради денег? Не думаю. На ринге боксёр-профессионал заработает куда больше и, что немаловажно, куда проще. В итоге я остановился на двух вариантах: либо Николаем Валуевым решили затыкать дыры в отечественном кинематографе, образовавшиеся по причине исключительной занятости местных актёров в супершоу «Король ринга» на Первом канале, либо же – внимание! – он сделал это исключительно ради искусства. По крайней мере, в боксёрском понимании этой сущности. Или в филиппоянковском. Для зрителя особой разницы нет, ведь послевкусие «Каменной башки» здорово напоминает удар по морде.

Бытует мнение, что на детях гениев природа отдыхает. Олег Иванович Янковский, может быть, и не совсем гений, но на его потомстве природа совершенно точно ушла в бессрочный отпуск за свой счёт. И всё-таки судьба улыбнулась Филиппу, ведь ему удалось найти ещё одного человека, помимо своей жены, который согласился у него сняться. Только представьте себе: десятилетиями разнообразные лузеры, начиная от Мартина Скорсезе и заканчивая Сильвестром Сталлоне, зачем-то приглашали в свои боксёрские картины всяких там Робертов де Ниро, Дольфов Лундгренов и Расселов Кроу. А такому режиссёру, как Филипп Янковский, вживания в образ по системе Станиславского недостаточно. Поэтому боксёра должен играть боксёр.

Те, кому довелось увидеть «Меченосец» и не остаться инвалидом, наверняка припомнят фирменную черту Янковского-режиссёра: его безудержную самовлюблённость, которая сочилась там из всех щелей. Уж в чём, а в собственной гениальности Филиппок точно ни на минуту не сомневается. Не важно, что он снимает: клип группы «Блестящие», псевдоэротическую сцену с Чулпан Хаматовой или мучительные актёрские потуги боксёра-тяжеловеса, это по определению является чем-то выдающимся, потому что снимает Он. И если в «Меченосце», смакуя каждый кадр, Янковский демонстрировал собак, бегущих в пресловутом режиме slo-mo, то в «Каменной башке» примерно так же бегает Николай Валуев. Эстетика янковской режиссуры поистине универсальна. А кто не видит во всём этом красоту и философию, тот некультурное быдло. Вот так.

Впрочем, причислив «Каменную башку» к боксёрским лентам, я, признаться, слегка погорячился. Если бы он стал очередной инкарнацией классической идеи «Месть боксёра-6», всё бы ещё могло быть ничего. Но он не про бокс, а именно про боксёра. Красиво поставленные и снятые драки оставим попсовикам из Голливуда, у нас на повестке дня психологизм потерявшего память амбала. Глубина авторской задумки поражает, такого явления в отечественной культуре не было со времён «Курочки Рябы», точно.

Ну ладно, пускай будут клишированный до неприличия сюжет и предугадываемый в первые десять минут финал. Собственно, концовку легко просчитать, хотя бы единожды взглянув на постер. Но, может быть, «Каменная башка» хотя бы вызывает у зрителя сочувствие к трагедии верзилы, страдающего амнезией и оставшегося без супруги? Увы. Жалко больше самого Валуева, нежели его героя. Хороший актёр способен превосходно сыграть боксёра, но даже выдающийся боксёр, судя по всему, в кино годится лишь на роль дебила. Память потерять можно, а харизму нельзя. Она либо есть, либо её нет. И подчёркивать, что у тебя её никогда не было, снимаясь в третьесортном драматическом фильме, выставляя себя на всеобщее посмешище – участь незавидная. С таким же успехом Николай мог бы заняться фигурным катанием, балетом или синхронным плаванием. Было бы желание. А Филиппы Янковские, готовые это снимать, всегда найдутся.

3
0
...
17 октября 2008
В духе «Каменная башка»