Шестиминутный план восхода: поют птицы, розовеют поля, на фоне неба проступают контуры деревьев. Завтрак (минут пять) — многодетная крестьянская семья Эстер (Фер) и Йохана (Валл) готовится к трудовому дню. Перед едой — молчаливая молитва. Тихие реплики («Передай мне молоко», «Кушай хлопья») звучат на странном языке, похожем на смесь немецкого и голландского. Герои — члены секты меннонитов, небольшой группы радикальных протестантов, переселившихся когда-то из Европы в Мексику и живущих там до сих пор в почти полной изоляции от внешнего мира. Потом, оставшись один, Йохан заплачет (три минуты). У него, оказывается, роман на стороне, и он разрывается между любовью и долгом. Потом, среди прочего, будут: кружение на машине под мексиканский поп (две минуты), проход по хрустящему снегу (минута), купание детей в пруду (минут десять, с мытьем), дойка коров (еще пять). Потом Эстер умрет, и фильм, не набирая темпа, пойдет в совершенно новом направлении — к буквальной инсценировке максимы «Бог есть любовь». Ну а закончится все, разумеется, долгим-долгим закатом.
Сыгранный непрофессионалами-меннонитами, «Безмолвный свет» мексиканца Рейгадаса («Битва на небесах») отличается удивительным соответствием формы и содержания. В идее запрятать историю о христианском чуде среди невыносимо однообразных бытовых зарисовок есть что-то, лежащее между святостью и ересью, для чего и не подберешь определения лучше, чем сектантство. Даже если вы изначально скептически относитесь к такого рода кинематографу, двухчасовое радение в конце концов подминает вас под себя, и вы начинаете принимать как должное все странности рейгадасовского мира: и неожиданные смены времен года, и невнятность мотиваций персонажей, и даже совсем уж запредельную сцену, где мучительная встреча между любящими героями показана неразличимой точкой в сельскохозяйственном пейзаже.
Гложет только одна мысль: а вдруг, как и другой обласканный фестивалями последователь Тарковского, Андрей Звягинцев, Рейгадас тайком от иностранных зрителей нагло фальшивит, выдавая красивое за истинное? Вдруг, посмотрев этот фильм, знающий человек бьется в бессильной злобе: «Зачем он выкрасил все стены в белый?», «Разве наши женщины носят такие ленты на шляпах?» или «Почему, ну почему детей зовут Анита, Альфредо и Корнелио?» Ответа у меня нет, и сказать можно только одно: если и так, Рейгадас сильно выигрывает перед Звягинцевым, снимая фильм про сорокатысячную горстку меннонитов, до мнения которых все равно никому нету дела. Впрочем, как показывает наш собственный опыт, будь их и сто сорок миллионов, ничего бы тут не изменилось.
Соглашусь с некоторыми предыдущими ораторами, у фильма есть четкие ограничения по просмотру - СТРОГО для маньяков от кино, с железными волей и задницей, да и тем предварительно хорошенько следует выспаться. 30 реплик за 2,5 часа - не всякий может выдержать такое соотношение; из 12 человек до конца сегодня досидели семеро.
Главный вывод по содержанию: "так вот вы какие, меннониты!" (хотя это слово вообще не употребляется в фильме, и если бы не историко-культурный экскурс Фаворова, я бы и не знала, про кого смотрю).
Эмоционально не тронуло, тема торжества института брака меня глубоко и во всех позах. Однако, три звезды: одна - за рассказ об этих самых сектантах (мне кажется, там они все настоящие, документальные, а никакие не актеры), вторая - за некрасивые лица, и третья за то, что в каждом кадре ощущаешь температуру воздуха. Без кавычек и образов. Солнце ли, дождь или снег, утренний холод, душная комната. Температура передана - вот где действительно класс!
____________________
Ну, и главное: Несмотря на потраченные практически впустую 2,5 часа, я чувствую, что выполнила определенную миссию. Ведь если в нашу страну закупают ТАКОЕ кино, то у нас все в шоколаде в плане кинопроката. Я преклоняюсь перед этими людьми, которые рискуя капиталом, без всякой абсолютно государственной поддержки закупают картины для суперограниченного проката.
Пока такие фильмы в нашем прокате, я совершенно спокойна, что нам чего-то важного не допокажут, о чем разговаривает весь мир. И совершенно спокойна в том смысле, что и мои интересы кто-то учитывает, и не только один тупой попкорн есть возможность пойти и посмотреть.
Бывают фильмы поражающие воображение картинкой, захватывающие поворотами сюжета, заставляющие сопереживать героям, оставляющие след в душе на всю жизнь или хотя бы на 1 вечер. Не нашла за что зацепиться в этом фильме...
Резюме: Фестивальное кино смотреть не перестану, но, надеюсь, больше из кинотеатра уходить не придется.
Смотреть это могут только реальные маньяки. Остальное человечество – исключительно из-за потраченных двухсот рублей. Но (!), нужно отдать должное, даже остальное человечество, после полуторачасового экскурса по полям и весям, проникается ритмом и скулит в унисон Йохану (такой он трогательный) от всего сердца.
В общем, если оставить за рамками рейгадаскую последовательность, сюжет и прочие нечеловеческие изыски, а обратиться собственно к меннонитам, то можно смело сказать – это круто. Так играть непрофессионалам – прочим только поучиться! Молодцы.
Действительно, правильно г-н Фаворов сравнивает стиль Рейгадеса в этом фильме со стилем Тарковского и - как это ни прискорбно - Звягинцева. Это сразу должно ориентировать зрителей на то, что в течение всего фильма обсасывается в общем-то одна несложная мысль, которую в принципе можно рассказать менее нудно и более талантливо.
Этот фильм рассчитан на тех зрителей, которые, выходя после просмотра, многозначительно округляют глаза и говорят, что они только что увидели гениальное кино.
это был сон рейгадаса, местами слишком красивый - местами слишком ясный для его снов. Кстати, Рейгадас в своем сне тоже появляется, причем очень классно: В момент прохода мимо камеры детей на улицу , стоит, отражаясь в серванте режиссер, и тихо машет руками, подгоняя мармонских детей в церковь. Он не мог при монтаже этого не заметить, это специально. Его япония снесла мне крышу, а этот по-моему, уже что-то успокоившееся. Может Рейгадас выспался?