Фильм

Фильм Семейная жизнь

Życie rodzinne (1971, Польша), IMDb: 6.8

© Афиша
1/5

Молодой инженер Вит Браун после долгого отсутствия возвращается в родной дом

Молодой инженер Вит Браун после долгого отсутствия возвращается в родной дом.

СтранаПольша
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 28 минут
Дата выхода23 сентября 1971
Возрастное ограничение14+

Рецензия «Афиши» на фильм «Семейная жизнь»

9

От времени роспись на стенах пожухла, а где-то исчезла вовсе. Под потолком — паутина. Пахнет плесенью: сквозные трещины пропускают влагу, после дождя из стен выползают черви и Калигари слизывает их языком. Калигари — это блохастый семейный ангел, пес; про него и червей Мареку (Новицкий), составившему компанию своему приятелю, конструктору Виту (Ольбрыхский), когда того телеграммой родные вызвали в эту глушь в связи с ухудшением здоровья отца (Кречмар), рассказывает взбалмошная рыжая дамочка, буквально свалившаяся ему на голову, точнее, спустившаяся с крон яблони подобно Тарзану на самодельной лиане — старшая сестра Вита, Белла (Коморовская в своем победоносном кинодебюте). С нее начинается наше и Марека знакомство с паноптикумом, какой представляет из себя семья Вита, с которой тот давно прекратил отношения. Прежде они владели стеклодувным заводом тут неподалеку. После войны и прихода коммунистов завод национализировали. Мать сбежала в Америку, Вит вырос при социализме и считает привязанность домашних к своему былому величию бредом. Кроме играющей на старых развалинах в свой экзальтированный театр одного актера Беллы и лишаястого Калигари есть еще тетка (Миколайска) — старая косматая ведьма, ну и, собственно, отец — его силуэт появляется в конце длинного коридора в контровом свете, так что лица не разобрать, и потом еще долго-долго он, неузнанный, приближается к гостям этаким убийцей из детектива фрейдистского психоанализа. Представление, с детства раздражавшее Вита до того, что он сбежал в столицу, возобновляется в новом сезоне.

Свою вторую картину мэтр польского кино, лауреат всевозможных золотых львов, орлов и куропаток Кшиштоф Занусси (мы показывали его фильмы «Квартальный отчет» и «Если ты где-нибудь есть») нынче склонен вспоминать с мягкой иронией. Да и виданое ли дело: подобно тому, как в первой фазе своей карьеры Франсуа Озон с упоением играл то в Фассбиндера, то в Дугласа Серка, молодой Занусси в «Семейной жизни» опрокинул в Польшу победившего социализма Чехова, Бергмана, Висконти, Юджина О’Нила и бог знает что еще, предположительно никак не способное пожениться с бодрой и пресноватой действительностью начала 1970-х, когда довоенное прошлое выместилось из человеческой памяти на страницы школьных учебников истории, а до Солидарности и демонтажа памятника Ленину в Гданьске (в котором Даниэль Ольбрыхский, исполнитель роли Вита, примет самое непосредственное участие) оставалось почти 10 лет. И все же фильм был принят критикой на ура – и в Польше, и в СССР. И, кстати, в США. То качество Занусси, которое заставляет сегодня видеть в нем как в человеке большого дипломата, позволяло тогда ему как художнику безболезненно ступать по лезвию идеологического ножа. Он — один из немногих, кто наделен даром овеществлять диалектику в кино. Любая эмоция, любой поступок, любое явление — это реакция; человеческие качества, гражданская позиция, сама жизнь начинаются там, где мы приходим в соприкосновение с иной материей и начинаем реагировать. В минуту слабости, когда погаснет день за окном, отец проронит Виту: «Ты живешь тем, чтобы мне что-то доказать, живешь наперекор мне, Белле, тетке, наперекор этому дому, и поэтому, когда мы исчезнем, ты почувствуешь огромную пустоту». Марксистские ли единство и борьба противоположностей, буддистские ли инь и янь — Занусси в своем кино транслирует именно их мерцание, побуждая всякий разум, какой бы идеологией он не был подкован, погрузиться в гипнотическое состояние всеприятия, подобно тому как танец огня и движение волн пригвождают к себе человеческий взгляд.

18 декабря 2007
7

Чуть амбициозный, но необычайно эмоциональный ранний фильм Кшиштофа Занусси о сложностях семейных отношений. Вит (Даниэль Олбрыхски) работает инженером в городе. Он давно не появляется в семейном доме, но однажды вынужден туда поехать, так как получает телеграмму о том, что его отец попал в переделку и теперь плох. Прибыв на место вместе со своим коллегой и другом Мареком (Ян Новицки), он обнаруживает, что его отец жив и практически здоров. Да, был инцидент с взорвавшимся сараем, где он тайком варил самогон, но ничего настолько серьезного, чтобы вызывать его домой. Судя по всему, телеграмма была выдумана сестрой Вита Беллой (Майя Коморовска) – девицей не самого тяжелого поведения. Возможно, в этом принимала участие еще и его тетка (Галина Миколайска), которая ведет все дела в доме. Сам же отец (Ян Кречмар) официально в завязке, но все не так просто. Молодые люди остаются на ужин, однако он заканчивается настоящим скандалом.

Неприглядные подробности жизни некогда богатой семьи, которая так и не смогла пережить потерю положения. Мать ушла из семьи уже давно, отец запил, сестра пустилась во все тяжкие, а тетка, пусть и осталась единственной, кто хоть что-то делает, но так озлобилась на весь мир, что не понятно, кто пострадал сильней всех. Сын поступил тоже не самым лучшим образом, практически оборвав все отношения с семьей, но остался стоять на ногах, хотя и с затаенными обидами. Внутрисемейные отношения осложняются еще и появлением безобидного друга Вита Марека, который оказывается не совсем в лучшем месте в это время, поддается на несложный соблазн Беллы, за что теряет своего лучшего друга – тот не может ему простить вероломства.

Во многом камерный фильм, за исключением нескольких сцен, снятых в саду, и вступления на заводе, снят Занусси просто восхитительно. При всем том, что автор не хочет искусственно усложнять постановку, превращая все в торжество неореализма, то, как он чувствует себя в замкнутом пространстве, просто восхищает. Его умение перенести эмоциональный поворот посредством одного кадра, соединив совершенно разные по накалу сцены, выдают в нем то, европейское кино получило из Польши еще одного талантливого технически и чувствительного режиссера.

23 ноября 2014
Все отзывы
Читайте также
Две полоски: свежие фильмы про нежелательную беременность и аборт
Две полоски: свежие фильмы про нежелательную беременность и аборт
Две полоски: свежие фильмы про нежелательную беременность и аборт
26 сериалов июля
26
сериалов июля
26 сериалов июля
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость