Киноафиша Москвы

Фильм «Времена года»

Iklimler (2006, Турция, Франция)

0
0:00 / 0:00
0:00

Времена года (Iklimler) - Трейлер

Смотреть трейлер

Фильм турецкого классика Джейлана про медленный распад семьи

Новый фильм турка Нури Билге Джейлана, получившего в 2003 году каннский приз жюри за «Отчуждение». Лента посвящена медленному распаду семьи университетского профессора (которого играет сам Джейлан) и тележурналистки (которую играет жена Джейлана).

Режиссер фильма «Времена года»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
263
оценок:
285
рейтинг:
3375
7

Античные развалины под палящим турецким солнцем. Среди мраморных обломков не спеша пробирается молодая женщина (Эбру Джейлан). Меж рухнувших капителей виден ее муж (Нури Билге Джейлан, режиссер и сценарист фильма), смотрящий в видоискатель камеры. Они сближаются, он спрашивает: «Тебе скучно?» Она говорит: «Нет» — отходит в сторону и начинает тихонько плакать. Вслед за этой обыденной ложью последуют еще многие: летом на море, дождливой осенью в стамбульских квартирах и книжных магазинах, зимой в засыпанном снегом местечке на востоке Турции. За полгода университетский профессор Иса и арт-директор телесериалов Бахар похоронят последнюю надежду вернуть любовь.

Турок Джейлан — мастер неброского, раздумчивого фестивального кино. За прошлый свой фильм «Отчуждение» он получил приз каннского жюри, за этот — приз ФИПРЕССИ в тех же Каннах. При этом смелости в нем явно хватит на десяток рисковых голливудских продюсеров: снять настолько беспросветный фильм о любви с самим собой и своей женой в главных ролях мог только очень бесшабашный мужик. Как, впрочем, и посвятить его их общему сыну. Как, впрочем, и решиться в качестве собственного актерского дебюта на огромную, но очень немногословную роль совсем неоднозначного человека, на которой при этом держится весь его фильм. В этой странной игре с огромными ставками и сравнительно ничтожным выигрышем Джейлан, тем не менее, победил: «Времена года» с их черепашьим ритмом, тяжелыми паузами и дотошным реализмом чувств получились не то чтобы ни на что не похожим, но очень хорошим фильмом. Про Турцию тут вам не расскажут — жизнь турецкого профессора, видно, как две капли воды похожа на жизнь профессора из Франции, Германии или, скажем, Португалии, — но вот про жизнь вообще могут. Только непонятно, что именно: способность Джейлана общаться со зрителем на уровне эмоций и душевных импульсов приводит к тому, что после финальных титров каждый остается со своим, вполне определенным, но глубоко личным представлением о сюжете и развязке. Кто там кого обидел, кто дал слабину и кому из героев теперь хуже — ответы на все эти вопросы зависят исключительно от вашего личного опыта. И это очень грустно.

12

Отзывы пользователей о фильме «Времена года»

Фото Елизавета
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
7

Во-первых, в рецензии обозревателя Афиши допущена ошибка. Главные герои - не муж и жена. Когда он просит ее вернуться, он ей помимо всего прочего обещает: мы поженимся. Понятное дело, что они не разводились, т.к. после расставания ни разу не виделись.
И, на самом деле, это не маловажный факт. Мне кажется, в фильме показывается не угасание чувств между двумя людьми, а показывается классический сценарий жизни "лишнего человека".
Мужчина, хоть и немолод, не хочет заводить детей, не хочет навещать родителей, не может жить с одной девушкой, не изменяя ей. Его все время куда-то тянет, он не может ценить то, что у него есть.
А девушка его любит: и в начале, на пляже, и в конце фильма, когда приходит к нему в номер. Поначалу кажется, что она капризничает, но ведь это от того, что она знает о его изменах...
Хороший правдивый фильм о жизни, хоть и не очень динамичный. Интересно, что и в Турции, с ее более патриархальным обществом, наблюдаются те же тенденции, что и у нас.

5
Фото city_life
отзывы:
17
оценок:
295
рейтинг:
8
7

Для любителей длинных и упоительных кадров) Мельчайшие оттенки звуков и вздохов героев....Всё так хорошо "прорисовано", что не нужна никакая дополнительная информация....Фильм лаконичен....и спасибо режисеру: обошлось без насилия, грязи и эксцентричных персонажей.

1
Фото Denis T.
отзывы:
18
оценок:
382
рейтинг:
12
9

Красивый фильм. Из разряда "Смотреть молча". ""...все люди в толпе и в одиночестве, утром и вечером постоянно думают о тех, на чьем месте они хотели бы быть." (Орхан Памук)

1
Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
797
7

Они и вправду думают, что им позволено все? Что жизнь будет протекать согласно их желаниям? Что кроме "я хочу" никаких больше нет причин и мотиваций? Устал - ушел, соскучился - вернулся, передумал - снова бросил. ДА. ОНИ И ВПРАВДУ ТАК ДУМАЮТ.
Они умеют только брать. Отдавать? Ну, если только вклад в строительство материального мира. Но уж никак не из рук в руки.
И вот он бросил, а через полгода приходит, и говорит.. нееет, он даже не говорит "ПРОСТИ". Он начинает со лжи, а потом заявляет "Бросай все, и поехали ко мне. Я сумею сделать тебя счастливой".
Что она может? Она может сказать "слишком поздно" и рассмеяться ему в лицо. Но и это будет ложь. Потому что у женщины никогда не наступает время, после которого становится "СЛИШКОМ ПОЗДНО". Никогда у нее не хватит сил остановить его, проучить его за самодовольство. Слабея от страха, женщина плачет, понимая, что не справится, что не посмеет сказать "нет", простит, пожалеет, выдаст новый шанс, поверит во вранье о будущем счастье, рискуя снова остаться голой и с разорванным сердцем.
Даже если она одержала маленькую победу, сказав ему "слишком поздно", то это мнимая победа, и она первая придет и вручит себя, и защитит его от своего же собственного "нет", и позволит ему делать так, как он хочет. Не зря они думают, что им позволено все. Мы действительно позволяем им все.
Никто меня не оспорит, но все-таки два доказательства моей точки зрения: первая - сцена с орехом. Он заставил ее съесть этот орех. Потому что он так РЕШИЛ. И второе - бумажка с телефоном была просто выброшена. К чему клятвы о новой жизни, если ты ничего, даже такой малости, как фотография не хочешь ДАТЬ?

1
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Можно подумать, что «Времена года» Джейлана вберут в себя весь цикл отношений между мужчиной и женщиной, как в свое время Ким Ки Дук живописал круг жизни от весны до новой весны, но у турецкого режиссера все начинается с расставания.

Иса и Бахар отныне не могут быть вместе. Нет никаких причин выяснять, что их сподвигло к разрыву: все истории отношений, в сущности, одинаковы. В какой-то момент между двумя некогда близкими людьми закрадывается отчуждение. Они перестают делиться друг с другом самым сокровенным, а все больше молчат, пока кто-то не наберется смелости произнести, что может любовь еще и теплится их в сердцах, но близости впредь никогда не будет, и пора искать новую любовь — начинать новый цикл.

В фокусе режиссера самый болезненный период, когда оба в глубине души надеются воскресить погасшие чувства, и мучают себя и друг друга бесплодными попытками вновь построить мосты.

В отличие от предыдущего фильма («Отчуждение»), Джейлан вступил на многократно перепаханное поле. Сказать что-либо новое про разрыв, кажется, уже невозможно. Остается лишь задумчивое лицо Бахар транслирующее ее мысли, и мытарства Исы, грозящие закончиться лишь попыткой вернуться к бывшей возлюбленной. И все же Джейлан находит одну потрясающую сцену (недаром он один из самых признанных режиссеров современности), в которой героиня, на заднем сидении мотоцикла, закрыв Исе глаза руками, ставит на карту их обесценившиеся жизни.

Любопытно, что к съемкам Джейлан привлек, чуть ли не всю свою семью, и остается только гадать, является ли его жена настолько блистательной актрисой, или ее сверхъестественная органичность и выразительность обусловлена родственными связями между героями и личным опытом.

Джейлан совсем не тот режиссер, каких чевствуют в Голливуде. Задача, которую ставят там, состоит в искусной подделке под реальность. Турецкий автор, напротив, стремится к воссозданию реальности на экране посредством проникновения во внутреннюю связь вещей. Оттого, внешне скупая на действия лента, лишь по тоске в глазах выдает ту напряженность, что движет героями. «Времена года» — изысканная и очень простая работа, простота которой обманчива. Весь секрет в том, что не озвучивая мысли Исы и Бахар, Нури Бильге Джейлан позволяет зрителям с помощью собственных любовных трагедий собрать мозаику прошлого героев, проидентифицировав себя с ними. И, стало быть, в итоге каждый увидит свои уникальные «Времена года», которые, как и расставания, в сущности, будут одинаковы.

0

Галерея