Москва
8.1

Фильм
Старикам тут не место

No Country for Old Men, США, 2007Смотреть в
Реклама
Грандиозная криминальная драма братьев Коэн

Грандиозная криминальная драма про техасца (Бролин), нашедшего 2 млн долларов, принадлежащие наркомафии, психопата-убийцу (Бардем), который его ищет, и шерифа (Джонс), который ищет их обоих.

  • Старикам тут не место – афиша
  • Старикам тут не место – афиша
  • Старикам тут не место – афиша
  • Старикам тут не место – афиша
  • Старикам тут не место – афиша
Триллер, Драма, Криминальный
16+
19 мая 2007
31 января 2008
2 часа 2 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
21 января 2008

Однажды во время охоты техасский сварщик, ветеран Вьетнама Ллуэлин Мосс (Джош Бролин) натыкается на стандартные последствия перестрелки наркоторговцев: несколько трупов, умирающий мексиканец, мертвый ротвейлер, грузовичок с наркотой, чемодан с двумя миллионами долларов. Чемодан Ллуэлин, поразмыслив, забирает с собой.

Поразмысли этот усатый, основательный и, в общем, положительный мужчина еще немного, он бы оставил деньги жариться на солнце. Потому что за ними — а значит, за ним — отправляется некто по имени Антон Чигур (Хавьер Бардем). Обладатель прически не менее дикой (на дворе 1980-й), чем его имя, Антон убивает почти что каждого, кому не повезло перекинуться с ним словечком. Причем любимое его оружие — не пистолет, а баллон со сжиженным воздухом, который выпускается под давлением из специальной трубочки и работает не хуже пули, не оставляя при этом улик.

За Антоном, в свою очередь, охотятся двое в ковбойских шляпах. Болтливый пижон-десперадо (Вуди Харрельсон), нанятый наркобизнесменом. И шериф Эд Том (Томми Ли Джонс), обманчиво заторможенный, но ничего не упускающий из вида сыщик на пороге пенсии.

Эд Том и есть представитель тех стариков, которым тут не место — воплощенный здравый смысл, герой чуть комический, но в конечном счете исполненный искренней грусти, техасский вариант беременной законницы из «Фарго». Фильм начинается с его закадрового монолога, да и потом он попадает в кадр не так уж часто, но между тем именно шериф является сердцем этой драмы, именно его растерянность придает криминальной истории с горой трупов дополнительное измерение.

Братья Коэн, последние несколько лет пребывавшие в не лучшей творческой форме, для триумфального возвращения едва ли не впервые (хотя «Перекресток Миллера» отчасти основан на романах Хэммета, а в титрах «О, где же ты, брат?» поминается Гомер) экранизировали чужую прозу, одноименный свежий роман американского писателя Кормака Маккарти. Впрочем, если этого не знать, догадаться невозможно — настолько по-коэновски выглядит интрига фильма, настолько безошибочно атрибутируются его диалоги.

Вот, к примеру, типичный разговор Ллуэлина с женой. «У меня дурное предчувствие, Ллуэлин». — «Ну а у меня хорошее. Значит, мы квиты». — «Мама поднимет переполох. Она будет проклинать тебя». — «Ты должна была к этому привыкнуть». — «Я ко многому привыкла. Я работаю в Wal-Mart». — «Уже нет, Карла Джин. Ты отошла от дел».

По-английски все это, разумеется, звучит куда более певуче. Герои Коэнов никогда не перебивают друг друга. Они словно читают по ролям пьесу под стук метронома — медленный, завораживающий ритм, нарушить который может лишь что-то совсем экстраординарное (притом что события фильма бесконечно далеки от послеполуденного сна на веранде). То же самое касается и визуального ряда: оператор никогда не снимает с плеча, кадры, столь же немногословные, как и герои, неторопливо сменяют друг друга на манер слайдов. Единственный раз камера теряет самообладание — ближе к концу, когда происходит нечто из ряда вон выходящее.

Если бы в «Старикам тут не место» не было Бардема, играющего абсолютное зло, это все равно был бы замечательный фильм. С Бардемом — это, как говорят американцы, instant classic, картина, которая останется — независимо от того, сколько «Оскаров» она получит или не получит. Коэны, совсем не старые еще люди, шли к ней почти четверть века, со своего дебюта «Просто кровь» — разминаясь, оттачивая стиль. И отточив до формальной безупречности, до остроты меча Хаттори Ханзо, наконец могут перестать играть в эти игры — теперь они способны пробивать головы воздухом.

119
0

Отзывы

9
Фетр Паворов
13 отзывов, 21 оценка, рейтинг 387
18 февраля 2008

Убив практически всех плохих, хороших и второстепенных героев, воплощенное зло (Бардем) въезжает на перекресток, где, как он полагает, у него преимущественное право проезда. В этот самый момент случайный автомобиль врезается в переднюю дверь его машины. Так добро пытается, если не покарать, то хотя бы основательно навалять злу. Получается не очень. Совсем не так было в старые добрые времена, о которых вспоминают неубитые второстепенные персонажи.

52
0
9
Walter Klemmer
92 отзыва, 245 оценок, рейтинг 550
9 января 2008

Ок, фильм стартует в России 8 февраля - прокатчики надеются, что многочисленные "оскаровские" номинации (а их будет очень много) подогреют интерес к картине, и совершенно справедливо. "Старикам тут не место" - не просто лучший фильм у братьев Коэн, одних из ведущих фигур на сегодняшний момент в мировой режиссуре. Это в принципе лучший фильм 2007 года.

Жанр "драматический триллер" не совсем верно отобразил бы суть "Стариков" - местами это и хоррор (страшнейшие сцены бегства Лльюилина/Джоша Бролина от преследователей с псом, все сцены с участием Бардема, зловещий финал героя Харрельсона), и детектив, и уж конечно типичное макабрическое чувство юмора не изменяет Коэнам и на этот раз. Редкий случай, когда даже самые несвязанные линии сюжета, распутица жанров и довольно разная температура отдельно взятых частей фильма воедино дают настолько оглушительный по мощи результат.

Фильм открывает сцена убийства в полицейском участке: глупый коп сообщает по телефону, что у задержанного был какой-то странный агрегат со сжиженным кислородом; на заднем плане задержанный высвобождает руки из-за спины и начинает душить копа. Пара минут совершенно дикого, остервенелого даже, удовольствия на лице Хавьера Бардема, и вот уже весь пол исчиркан каблуками хрипящего полицейского. Познакомьтесь с Антоном Чигуром. Основная интрига: простой парень Лльюилин Мосс (Бролин) обнаруживает посреди, предположительно, техасской пустыни гору трупов (людских, собачьих) и, чуть поодаль, ровно два миллиона долларов. Миллионы упрятываются к Лльюилину под трейлер, но мафия не дремлет, нанимает знаменитого Чигура (знаменитого хотя бы тем, что убивает он посредством помпы к кислородному баллону, буквально рассеивая мозги жертвы по сухому техасскому беспределью) вернуть деньги их (не)законным владельцам. Чигур решает по-своему, и все, кто в кадре, отправляются в ад.

Это лишь часть общей картины, пусть и основная. Старикам тут и правда не место: здесь орудуют молодые американцы, для которых нажать на курок ничего не стоит, и оттого убийства становятся не отнятием чужой жизни, а настоящим изуверством не просто за пределами морали, а за пределами всего. В роли стариков тут - престарелый шериф Томми Ли Джонс, который, в общем-то, весь фильм проездит по своему участку без особого успеха, а потом вздохнет и уйдёт на пенсию. Его правда: Америка дичает, старикам остается напустить на себя цинизма и вспомнить истории вроде той, про мальчика, который убил свою девочку, и все вот думали что это преступление он по страсти совершил, а он возьми да признайся - просто хотелось кого-то убить, ну прямо ужас как хотелось. Взял и убил.

В фильме довольно много персонажей, странных (вроде Вуди Харрельсона с букетом каких-то ромашек, это практически Дэвид Линч) и вполне себе заурядностей (мямля-жёнушка Лльюилина в прекрасном исполнении Келли Макдоналд), и Коэны умело петляют по сюжету, который вдруг оборвется, так же бессмысленно и ужасающе, как от выстрелов маньяка Чигура обрывается любая живая душа в этом фильме. Это самый впечатляющий финал за последнее время, я честно признаюсь, идеальный финал идеального фильма, похожий на жизнь, которую никогда никому не хочется прожить, но в существование которой отчего то очень веришь.

Я надеюсь, никто не пропустит этот фильм в прокате. Иначе, как сказала Дж. Робертс в известном фильме: "Big mistake. HUGE."

20
0
5
scenarist
50 отзывов, 120 оценок, рейтинг 349
25 августа 2008
Главное ощущение от фильма:

зачем было городить такой огород, чтобы высказать заурядную мысль, что герой Томми Ли Джонса и его поколение, которое он представляет, чувствуют себя чужаками в этом новом мире?

Идейная и психологическая сторона фильма совершенно неадекватна сюжету, да и вообще имеет к нему крайне сомнительное отношение. Такое чувство, что героя Джонса и все его проблемы ввели в фильм только ради получения оскаров, а на самом деле Коэны просто снимали обыкновенный криминальный блокбастер. Причем очень неприятный по содержанию.

А гадливость - это второе главное чувство, после недоумения, которое бередит этот киношедевр. Откровенно садистский сюжет с уймой низкопробного трэша, и самое главное - Коэны явно упиваются всей этой мерзостью, также как психопат Тарантино и его закадычный друг Родригес.

Кстати, за что дали "Оскар" Хавьеру Бардему мне так и осталось не понятно, во всяком случае, в фильме он играет, как и все остальные актеры, весьма средненько. "Оскар" самому фильму, видимо, вручили только за любовь американцев к "ретро", поскольку его действие происходит в США и Мексике начала 1980-х гг.

В общем, если вы еще этот опус не видели, смотреть "Старикам тут не место" не советую ни в коем случае. Мерзопакостный фильм, особенно неприятный своей нарочитой бессмысленностью.

12
0
7
Ю Че
25 отзывов, 46 оценок, рейтинг 124
5 февраля 2008

Западный Техас. Пыльные прерии. Там, на задворках восьмидесятых, в провинции, словно раковая опухоль, беззаконье раскидывает свои грязные лапы. Наркоторговцы пускают друг друга в расход, превращая всё вокруг в кровавую бойню. Их сгнившей плотью брезгуют даже койоты. Шерифам остаётся лишь обсуждать изобретательность современных убийц, вспоминать славные деньки своих предков и негодовать, мол «нет на вас, молодёжь, стариков!»

Говорить, казалось бы, не о чем, а история стара, как мир. Но зритель, как ценитель высокого искусства, понимает: важно не “что” готовишь, а “как”. И «No Country for Old Men» являет собой полигон, на котором братья Коэны отрабатывают свой рецепт. Блюдо получается вязким и терпким – именно таким, каким оно должно быть. На тонкой перипетии образцового классического кино и авангардного бушующего духа, зрителю предлагают продегустировать сочный гарнир, лишая его основы блюда.

По сути, всё просто. Безыдейный трубочист (Бролин), следующий по кровавому пути подстреленного на обед оленя, обнаруживает другой кровавый след. На руинах недавней бойни обнаруживаются вполне себе живые наличные доллары, которые трубочист опрометчиво присваивает. За деньгами вскоре открывается вполне ожидаемая охота. Шериф (Томми Ли Джонс), в промежутках между философскими этюдами, тоже берёт след, но полная апатия к современному преступному миру, притупляет его бдительность, и без особого желания, отставая на шаг, он, словно сторонний зритель, бредёт вслед за событиями. Равнодушие шерифа вполне объяснимо – убийства становятся всё жестче, а люди безыдейны и пусты. Только лишь у слетевшегося, на всю эту закваску, серийного убийцы (Бардем) есть принципы, да и те выборочны и чудны.

«If the rule you followed brought you to this, what good is the rule?»

В общем-то, очередной вой одинокого волка безысходности. Время летит слишком быстро, а мы, спотыкаясь, становимся чужими и более не современниками своей эпохе. Ценности блекнут, принципы и взгляды меркнут. Смены нет, а лучшие из нас уже на том берегу. И всё идёт лишь к осознанию – мы следующие.

Но в отличие от многих подобных историй, Коэны выбирают ту, в которой нет юношеского максимализма, молодой искрящейся истерии. Персонажи здесь выдержаны, матёры. С высоты опыта и прожитых лет шериф сам перестаёт остро, а потом и вовсе, реагировать на необъяснимую агрессию и дикость современного мира. Он уже сам часть истории, и, не раскрыв запутанного дела, уходит на пенсию, рассказывая сны и вспоминая своих предков.

«Wendell: That's very linear Sherrif.
Ed Tom Bell: Well, age will flatten a man.»

Неопределённость морали, лично у меня, кроется лишь за одной причиной – я не знаком с романом, по которому написан сценарий. А американский писатель Кормак МакКарти, пока, остаётся для меня тёмной лошадкой. И скорее всего, роман во многом автобиографичен, а если и нет – персонаж шерифа явно списан с самого автора. Впрочем неопределённость коснулась не только меня. У фильма было примерно 70 (семьдесят!) рабочих названий, среди которых такие как «Milk», «Car accident», «Serial Killer», «Texas», «No music», «Blood», «Gun» и т.п.

Музыка, кстати, в ленте отсутствует. Ни оркестра, ни диско-подборки. Безмолвие и тоска. Ничего не рушится, герои не переживают никаких душевных кризисов. Всё находится в том запущенном состоянии, когда на смену ожидания приходит смирение. Вязкое и терпкое.
Жаль, что награды различных фестивалей достаются братьям за фильм, который, кажется, вместо довольной улыбки, просто устало вздыхает - полученная им категория «R» уныло прячет под собой множество колких и шипящих моментов сценария, от которых замирает сердце и пропадает потребность в кислороде.

11
0
7
Kabal
105 отзывов, 113 оценки, рейтинг 722
1 февраля 2008

No country for old man, что на русский переводится примерно как «Нет страны для стариков», это высококлассный хоррор-триллер, где жертве нужно побыстрее удрать, а стрелку, соответственно, догнать. Причем, нерв погони и чувство страха у Коэнов передано просто выше всяких похвал — здесь нет тревожной музыки (ее вообще нет), зато каждый скрип, шорох, стук ковбойский сапог, шелест листьев или даже пресловутая тишина буквально полны опасности. Есть сцены, которые продолжаются не больше десяти минут, но когда их смотришь, кажется, не только сжимаешь подлокотники у кресла, но и стискиваешь зубы.

Забавно и то, что, режиссеры Коэны прибегают к методу умышленной жанровой неряшливости, выворачивая вестерн наизнанку и туго закручивая его на условные «бигуди» неонуара. Например, в каком вестерне видано, чтоб шериф бездействовал и выполнял функцию нарратора, а не протагониста? Не малую роль играет и внешне пародийный вид хладнокровного убийцы Чигура: смешная прическа, одутловатая рожа, кривая ухмылка, какой-то баллон, глушить размером в баночку «пепси» и прочие мелкие черты придают этому образу грандиозное величие. При этом никакого «хихи» во время просмотра, он страшен фантастически: принципиальный, загадочный, ужасающий — все вместе. Собственно, Коэны, сражаясь с формой, сталкивают несовместимые эстетики и добиваются настолько впечатляющего результата, насколько вообще впечатляюще может выглядеть убивающий воздухом психопат-убийца с прической доктора Курпатова.

В наибольшей степени стилистические перебои отразятся на завершающем получасе: погоня неожиданно оборвется, кейс с деньгами пропадут из поля видимости, рамки жанра триллера лопнут подобно мыльному пузырю, а история приобретет зловещий мизантропический оттенок и переместится в плоскость крушения надежд постаревшего во всех смыслах шерифа. В целом, не разбираясь в частностях, этот фильм о скором «Закате Америки» — о потере ориентиров, упадке ценностей и угасании, о том, что за окном 80-е, все тонет в дерьме и будет опускаться только глубже, о безжалостных убийцах, расползающихся по неодухотворенным техасским просторам и о том, что навсегда смылись понятия «честь», «достоинство», «кодекс», подменив это принципом «орел или решка, выбирай». И, что самое ужасное, нет в этом никакой трагедии. «А потом я проснулся», — лишь говорит главный герой под занавес, и смотрит куда-то вдаль с грустью в глазах о том, что у него больше нет страны, словно как в тех первых строчках стихотворения Йейтса «Плавание в Византию», откуда Кормак Маккарти (а после и Коэны) и взял название для своего романа:

Здесь старым нет пристанища. Юнцы
В объятьях, соловьи в самозабвенье,
Лососи в горлах рек, в морях тунцы -
Бессмертной цепи гибнущие звенья -
Ликуют и возносят, как жрецы,
Хвалу зачатью, смерти и рожденью;
Захлестнутый их пылом слеп и глух
К тем монументам, что воздвигнул дух.

8
0
...

Подборки Афиши
Все