Фильм

Фильм 1814

2007, Россия, IMDb: 6

5.7
6
1/25

Триллер о Пушкине и других лицеистах, которые сражаются с царскосельским маньяком

Триллер о Пушкине и других лицеистах, которые сражаются с царскосельским маньяком.

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 41 минута
Дата выхода27 декабря 2007
Дата выхода в России27 декабря 2007
Официальный сайт1814
Возрастное ограничение14+

Рецензия «Афиши» на фильм «1814»

5

В Царскосельском лицее кипит учебный процесс: Пушкин (Белозеров) устраивает взрыв на уроке химии, Пущин (Макаревич) строит хорошенькие глазки горничной, князь Горчаков (Балакшин) сбегает на извозчике смотреть на крепостных актрис графа Толстого (Бондарчук), а Дельвиг (Быковский, толстяк из «Гарпастума») сочиняет стишки и напивается по-свински пьян. Но пока директор Малиновский (Ступка) и его подчиненные сеют разумное, доброе и вечное, прямо за окнами лицея некто от уха до уха режет горло невинным жертвам — в том числе упомянутым горничной, извозчику и крепостной актрисе.

На уровне сплетни «фильм про то, как юные Пушкин, Пущин, Дельвиг и Горчаков ловят царскосельского маньяка», кажется настолько смелым по своему идиотизму заходом, что сразу вызывает невольное уважение. Только по-настоящему образованные люди (которых на свете почти и нет) с ходу вспомнят абзац из читанного некогда Тынянова, а то и Грота, и скажут, что все истинная правда: был маньяк, был! Ловить господа лицеисты его не ловили, но общались с ним — точно. Каким образом русская культура еще не отыграла такой богатый сюжет — непонятно. Честь и хвала сценаристу Дмитрию Миропольскому, нашедшему эту натуру и соорудившему на ее фоне очень русский фильм из двух очень английских частей: истории о закрытой школе для мальчиков и истории о Джеке-потрошителе.

Английскость тут, кстати, начинается с названия, которое означает не только год действия, но и диапазон возрастов молодых героев и оттого на англосаксонский лад произносится «Восемнадцать — четырнадцать». Да и в целом все происходящее на экране напоминает британские исторические фильмы, осознанно не вполне историчные, но отчего-то передающие дух времени. Разве что с театральностью в «1814» перебор: декорации стерильного в его нынешнем виде Царского Села зачастую превращают фильм из исторического триллера во вневременную аллегорию, на что авторы явно не замахивались. Русской же вся эта конструкция становится в те моменты, когда обе линии, про хорошее и про плохое, перехлестываются и искрят. Когда стеснительный дворянский юноша корчится у ног стеснительного же мещанина-полицейского, а голос лекаря бесстрастно произносит: «Александр Пушкин подавился собственными стихами». Или когда тот же полицейский, расследующий страшные убийства, глядит со стороны на истерику счастья лицейских профессоров («Какой у Данзаса почерк! Какие стихи пишет Дельвиг!»), а в его глазах читается вся многовековая пропасть между народом и его элитой. И уж совсем злободневно тут смотрится активист движения сторонников президента Федор Бондарчук в роли властителя крепостного театра — удивительно, что такое у нас вообще еще позволяют показывать в кинотеатрах. Шутка.

12 декабря 2007
7

Вот уже второй год подряд СТС в декабре вытаскивает из потайного кармана длинноухого зайца, про которого раньше мало кто слышал - и который в итоге сильно надает по ушам Главному Блокбастеру Новогодних Праздников. В прошлый раз это была «Жара» - многое заслуженно отнявшая у «Волкодава», нынче – «18/14», который наверняка составит очень серьезную конкуренцию второй «Иронии».
Сам фильм порадовал, очень получилось мило. Отмечу лишь главное: снято – красиво, атмосфера – есть, мальчики – очень милые. Режиссер Андрес Пуустусмаа – явно интеллигентный малый (ему 36 лет), умудрившийся в этом году совершить весомый и качественный карьерный прыжок (недавно он еще снял мелодраму «Красный жемчуг любви» с Фандерой и Цыгановым – в прокат она должна выйти, кажется, в феврале); несмотря на сложность фамилии, ее запомнят достаточно быстро.
Но больше всего я хотел бы отметить в этом фильме две вещи. Сам факт, что в качестве героев, близких по возрасту сегодняшнему посетителю кинотеатров, выбраны Лицеисты, говорит о достаточно серьезном, на мой взгляд, скачке в сознании тех, кто делает сегодня кино. Если б сам фильм был бы сделан плохо, по этому поводу можно было бы, конечно, и попереживать, но когда он сделан хорошо – этому можно только радоваться. Поэтому когда вот в такой форме – легкой, доступной, увлекательной – преподают, на самом деле, урок истории – я искренне За.
Из этого логично вытекает следующее – за что картину следует полюбить еще больше. В конце фильма идет ожидаемый постскриптум: краткое изложение дальнейшей судьбы героев. Помните? Спустя всего каких-то десять-одиннадцать лет эти милые ребята примут самое деятельное участие в государственном перевороте… То есть, по всему - это явно не «Наши»… И хочется верить, что благодаря своей форме – легкой, доступной, увлекательной – такая простая мысль в итоге дойдет до адресата. И если будет действительно так – то отдельное за это спасибо авторам.
Вообще-то, волосы даже шевелятся на голове при мысли о том, что сейчас в широкий прокат большим числом копий выходит вот такая вот явная политическая крамола… Надеюсь, что и вправду выходит: тираж не арестуют и запретных митингов не случится…

18 декабря 2007
9

Браво!! На удивление прекрасный фильм. Я когда-то историей Лицея интересовался и могу сказать, что почти все детали этого фильма -- действительно, как ни странно, правда. В том числе, все проказы лицеистов. Многие лицеисты оставили воспоминания, так что все это описано. Единственное, что сценаристы придумали -- это любовное похождение Пушкина с Горчаковым. Ну и роль лицеистов в поимке маньяка. Хотя маньяк в Царском селе тоже реально существовал. Удивительно, если подумать, что раньше этот сюжет никто не использовал.

При том, что фильм абсолютно исторический, он смотрится легко. Это редкий вообще, а в нашем кино теперь -- почти уникальный случай, когда "все получилось". Не надо уговаривать себя, что "ну, снято не очень ... зато вот идея хороша ..." Тут хорошо все -- отлично играют актеры, хорошая музыка, прекрасно снято Царское Село. Так что -- если еще не посмотрели, то надо идти и смотреть. Обязательно. Не пожалеете!

А Пушкин сказал бы: "Ай да Пустумаа, ай да молодец ..."

3 января 2008
7

Сперва хочется отметить то, что фильм полностью соответствует своему жанру! За исключением маленьких исторических неточностей он на удивление может считаться "документальным"... Режиссеру удалось передать не просто колорит того времени, но и также наполнить свою работу духом всей той эпохи! Гордость, честь, нравы - все отражено как на старой фотографии! Да и молодые актеры неплохо вжились в нелегкие образы! Особенно порадовали Дельвиг, Горчаков и Пущин.
Есть в фильме и пара трогательных моментов, например смерть директора или прощание лицеистов с Фомой! Но к сожалению таких моментов действительно только пара.
А вот с приключенческой стороны фильм выдался не столь захватывающимся! Вся логическая цепочка становится заметной уже после второго убийства. А попытки сценариста отвести подозрение от Сазонова на доктора и Толстого выглядят явно открытыми и неправдоподобными! Ну и кульминация собственно могла и более соответствовать детективному жанру, уж слишком случайно герои расскрывают убийцу!
Но суммирую все вышесказанное, все же скажу, что фильм стоит того, чтобы на него сходить...

4 января 2008
5

В Царскосельском лицее дети лучших людей страны, «барчуки», будущее России проводят лучшие годы своей жизни.
Нешуточные страсти, клятвы в вечной дружбе, появление убивца – вот, что обещает нам трейлер фильма. И действительно, его сразу хочется посмотреть: лучшие актеры, новые молодые таланты, да и Пушкин – это же «наше все».
Актерский состав не может не радовать (здесь и Гармаш, и Гуськов, и Лыков). Нельзя не отметить превосходную игру актеров-лицеистов, словно с рождения они гоняли слуг, повесничали, писали стихи.
В сюжете фильма обнаруживаются несколько линий: дружбы, маньяка-убийцы, жизни в лицее. Однако ни одна из них в полной мере не развита. Фильм вроде обо всем этом, и в то же время ни о чем конкретно. Сцены убийства сменяются сюжетами о дружеских пьянках, а те, в свою очередь, эпизодами о буднях лицея.
В целом атмосфера передана неплохо, благодаря декорациям и костюмам, но, ради чего стоит смотреть фильм, понять довольно сложно.
Когда прекрасный сюжет жизни лицея рассыпается на много мелких, незавершенных кусочков, радоваться почему-то не хочется.

28 декабря 2007
3

Странный какой-то фильм... Вот вроде есть в нем много хороших составляющих - неплохая операторская работа, красивые виды, отсылка к истории, претензия на детективный сюжет... а как в салате, в который чего-то не доложили - чего-то не хватает для того, чтобы сказать "неплохо". Хотя - и "плохо" вроде не скажешь.

Не знаю, то ли из-за того, что граф Толстой в исполнении Бондарчука вызывает образ никакого не графа, а наркобарона из фильма "Тиски", которому нахлобучили на голову парик; то ли потому что мальчикам-лицеистам, которым по сюжету "от 14 до 18 лет", на самом деле явно больше лет (почему-то вспомнился Олег Меньшиков, который играл себя 14-летнего в фильме "Мама"). А может, потому что, мне кажется, догадались бы, кто убийца (при всем уважении к Гармашу, который, кстати, на мой взгляд, очень сильный актер), даже дети...

Да, и еще, конечно, обескуражила сцена "съема" двух лецеистов двумя "дворянками". Хотя, может, и такие "дворянки" были... А эротичная сцена росписи тела одной из "дворянок" Пушкина стихами и вовсе отдает "9/5 недель". Оригинально....

В общем, ставлю 2 звезды, хотя за похвальное обращение к истории и популяризацию Пушкина, наверное, можно было бы и 3 поставить...

8 января 2008
Все отзывы
Читайте также
35 фильмов про путешествия во времени
35
фильмов про путешествия во времени
35 фильмов про путешествия во времени
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость