Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Дзига и его братья

Россия, 2002
О фильме
Документальный
Евгений Цымбал
1 января 2002
52 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Евгения Цымбала

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 526
30 мая 2009

«Фильм рассказывает о трагической судьбе каждого из трех братьев - может быть, самых великих братьев в истории кино» – примерно такими словами Евгений Цымбал заканчивает свой документальный фильм о судьбе братьев Кауфман. С последним предположением трудно не согласиться, особенно, учитывая, что оно было выдвинуто педантичным (в хорошем смысле этого слова) историком и любителем кино. Именно таким представляет себя режиссер Евгений Цымбал в различных интервью.

«Всегда любил кино. Сколько себя помню – умышленно искал фильмы, которые хотел посмотреть. В кинотеатрах «Звезда», «Октябрь» шли кассовые фильмы, но были еще залы в клубах – матросском, морского порта, консервного завода – там шли очень хорошие фильмы. А когда учился в Ростове, то после занятий ходил в кинолектории, киноуниверситеты» – говорит о себе Цымбал в интервью радиокомпании «Ейск».

Столь близкое знакомство с мировым кинематографом сыграло в судьбе Евгения очень серьезную роль – он один из немногих двукратных обладателей премии «Ника». И это вполне заслуженная награда – все его фильмы внятные, исторически верные и заставляющие задуматься. Не стала исключением и его картина «Дзига и его братья», которая, между прочим, и завоевала одну из премий «Ника».

Давид Кауфман (Дзига Вертов) создал ряд картин, которые настолько выделялись из основного потока однообразных и заурядных картин того времени, что при каком бы то ни было давлении со стороны властей он уже не смог бы быть забыт. Но пока он был жив, сильные мира сего приложили немало усилий, чтобы обесчестить его.

Михаил Кауфман был глазами Дзиги, именно его фантазии принадлежат самые невероятные трюки и спецэффекты, которыми до сих пор пользуются в кино. Однако и ему пришлось пережить насильственную смерть жены и дочери, что его и разрушило.

Борис Кауфман прожил, пожалуй, более счастливую жизнь, чем его братья, однако и ему порой приходилось тяжело. Работая в Париже с корифеем кинорежиссуры Жаном Виго, он помог последнему создать несколько бессмертных шедевров, но при этом ему же пришлось пережить смерть своего друга и учителя. Вторая Мировая вынуждает Бориса уехать из Парижа. В Америке ему приходится бороться за место под солнцем почти двадцать лет.

Евгению Цымбалу удалось без надрыва, без выдавливания зрительской слезы показать эти наполненные драматизмом людские судьбы. Прекрасный, умный и эмоционально выстроенный дикторский текст. Безукоризненно выверенная композиция фильма, который хочется смотреть еще и еще. Тех кинематографистов, которые работали с Дзигой и его братьями, уже нет в живых. Но я думаю, что и они не могли знать всей глубины той драмы, которая стала сюжетом личной жизни братьев Кауфманов. Вот за этот рассказ, за этот волнующий фильм, о котором невозможно не думать, хочется поблагодарить Евгения Цымбала.

Говоря об этом фильме невозможно не упомянуть о судьбе самих братьев. Еще раз восхититься талантом и неординарностью людей, которые, по сути, придумали азбуку кино.

Три брата появились на свет в начале прошлого века на западной окраине России в польском городе Белостоке. Любящая тетя подарила мальчикам редкую в то время «игрушку» – настоящий киноаппарат, и это навсегда определило судьбу всех троих ее племянников.

Шел 1918 год. Дзига Вертов («дзига» по-польски значит «юла») и неразлучный его партнер Михаил Кауфман, как и многие молодые люди той поры, с восторгом и вдохновением приняли революцию. Братья безоговорочно отдали себя революционному искусству. Подобно Маяковскому, который в поэзии создавал новую эстетику, Дзига это делал в кино. Правда, здесь ему не надо было ниспровергать традиции. Он заложили их сам, поражая зрителей неожиданными ракурсами, подсмотренными деталями, полными значения монтажными стыками. Мировую известность Дзиге принес фильм «Человек с киноаппаратом». Это был не только первый полнометражный фильм без актеров. Это был творческий манифест мастера-авангардиста, целиком посвятившего себя воспеванию коммунистической утопии.

Увы, ярко и успешно начатая кинематографическая судьба братьев завершилась трагически. Развернутая партией борьба с «заядлыми формалистами и космополитами» нашла подходящий объект в творчестве Дзиги и Михаила. Морально раздавленных, их просто вышвырнули из колоды тех, кто принес славу советскому кинематографу.

Младший брат Борис до войны снял в Париже несколько фильмов, которые вошли в историю авангардного французского кинематографа. Из оккупированной нацистами Франции ему удалось перебраться за океан. Он стал любимцем Голливуда. Получил несколько «Оскаров», ради чего ему пришлось отречься от братьев, заявить, что в Советском Союзе нет у него родственников-коммунистов.

Вертов умер в 1954 году. Его братья – в 1980. Но «Человек с киноаппаратом», придуманный Дзигой и блистательно исполненный Михаилом, воистину стал символом отечественного кинопроизводства.

Кроме того, заслуга режиссера еще и в том, что через эту историю он сумел показать и трагедию еврейского народа. Белосток – был на тот момент городом, почти все население которого состояло из евреев. В фильме есть упоминание о еврейских погромах, в начале XX прокатившихся по территории России. Затем стоит вспомнить о вынужденном бегстве Бориса Кауфмана в Америку. Вспомнить, как пострадал Дзига Вертов о так называемой борьбе с космополитизмом. Прошлый век жестоко обошелся с тремя еврейскими мальчиками, раскидал их по миру, разорвал связывающие их родственные нити. Но талант всегда пробьется, вылезет за отведенные ему границы и заставит о себе помнить.

1
0

Подборки Афиши
Все