Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Душка»

Duska (2007, Нидерланды, Бельгия, Россия, Украина)
6.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Душка - Трейлер

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 50 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

В рамках программы «Закрытый показ»

Стареющий кинокритик Боб (Бервутс) заводит роман с юной и невероятно прекрасной билетершей из кинотеатра напротив (Хукс). В самый ответственный момент в его дом врывается не в меру дружелюбный русский, отзывающийся на кличку Душка (Маковецкий), который разрушает не только всю романтику, но и жизнь Боба как таковую. То, что в самом известном фильме Стеллинга «Стрелочник» было чистым абсурдом, не имеющим объяснения и не нуждающимся в нем, в новой ленте получает вполне разумную основу: все дело в России.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
257
оценок:
279
рейтинг:
3279
5

Россия, безвременье, пыльная дорога. В допотопном автобусе прямо в рейтузы с начесом рожает толстая баба. Светловолосая девочка в веночке из полевых цветов смотрит в окно. Старухи качают новорожденного («Душка! Душка!»), а потом затягивают хором: «Что стоишь, качаясь,/Тонкая рябина,/Головой склоняясь/До самого тына?» Монтажная склейка. Голландия, наши дни. Стареющий кинокритик Боб (Бервутс) заводит роман с юной и невероятно прекрасной билетершей из кинотеатра напротив (Хукс). В самый ответственный момент в его дом врывается не в меру дружелюбный русский, отзывающийся на кличку Душка (Маковецкий), который разрушает не только всю романтику, но и жизнь Боба как таковую.

Замечательный голландский режиссер-самоучка Йос Стеллинг относится к той группе зарубежных знаменитостей, которых не знают нигде, кроме как на родине и в России. У нас его фильмы «Стрелочник», «Зал ожидания» и «Иллюзионист» входят в обязательную программу молодого киномана — в то время как англоязычная «Википедия», которая знает в принципе все, о Стеллинге молчит, как голландская малосольная сельдь. Русская стеллингомания началась на петербургском «Фестивале фестивалей» в 2000 году и достигла пика там же в 2001-м, уже в присутствии самого режиссера. Судя по всему, хлестаковский масштаб приема пронял непривычного к такому Стеллинга до глубины души: в середине «Душки» есть двадцать минут, посвященных постсоветскому «Фестивалю фестивалей фестивалей», и эти двадцать минут достойны, поверьте, Киры Муратовой. Вообще же, русским тут достается: герой Маковецкого мало того что приезжает без приглашения и не уходит, кажется, много месяцев, так еще и не появляется на людях без шапки-треуха, кладет в кофе по десять ложечек сахара и бурлит такой неугасимой энергией добра, что Бобу — и зрителям — много раз хочется его убить. Саундтрек между тем надрывается: «Как бы мне, рябине,/К дубу перебраться,/Я б тогда не стала/Гнуться и качаться».

Сдержанный, почти бессловесный рассказ о том, как нечто или некто вдруг разрушает вполне нормальную жизнь, конечно, отсылает нас к стеллинговскому «Стрелочнику» — истории про женщину, оказавшуюся на пустынном железнодорожном разъезде и вынужденную поселиться в будке у стрелочника-психопата. Есть, однако, важное отличие. То, что в «Стрелочнике» было чистым абсурдом, не имеющим объяснения и не нуждающимся в нем, в новом фильме получает вполне разумную основу: все дело в России. Загадочная русская душка — вот разгадка. В Петербурге ходят слухи, что один тамошний кинокритик, пораженный в самое сердце работами Стеллинга, и в самом деле явился на порог его утрехтского дома, создав режиссеру немало лишних забот. Очень может быть, но, как и положено крупному мастеру, из частного случая Стеллинг выводит вселенскую мораль: «Но нельзя рябине/К дубу перебраться,/Знать, судьба такая —/Век одной качаться».

2

Отзывы пользователей о фильме «Душка»

Фото Юля
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
5
9

А фильм хорош. Может быть потому, что я как-то привыкла в первую очередь прислушиваться к своим эмоциям, а не придираться к шероховатостям сценария, некоторой невнятности операторской работы и т.д.
А эмоции были. Точнее нет, не так...ЭМОЦИИ БЫЛИ...
Боб) очаровательный человек...один из немногих неприятных киноперсонажей, который тем не менее вызывает жалость, а потому в некоторой степени симпатию. Вы только посмотрите на его выражение лица...оно такое...подвижное, несмотря на отсутствие стандартных поджиманий губ, бровей)))) вроде бы ничего не делает, а лицо меняется от красивого и нежного, до испуганного и брезгливого.
Душка)....Душка....я не любила Маковецкого никогда)
И поняла, что, наверное, много потеряла, упорно воротя нос от всех фильмов, в актёрском составе которых мелькало его имя.
В целом фильм стоит внимания) причём самого пристального)
P/S/ Большой привет страстной паре с последнего ряда на сеансе 13 числа в 21-00)) вы привнесли в просмотр...ээээ...некий дискомфорт, но в целом приятно, когда у людей всё хорошо)))

5
Фото Евгений
отзывы:
76
оценок:
168
рейтинг:
63
3

Честно говоря, у меня довольно-таки предвзятое отношение к русским фильмам и уж тем более фильмам «с русским элементом». Вот как здесь: голландцы заняли русского как одного из трех главных актеров, не считая того, что, по сути, вся массовка – тоже русская. Получился такой рафинированный и не воинствующий арт-хаус, но все равно иногда становилось не по себе. В фильме много молчат, переглядываются, метают глазами молнии, недоуменно пожимают плечами и делают много чего еще, что бы понравилось детям, отстающим в развитии.

Но меня больше всего поражает то, как тут изобразили русского (формально он из Украины, но ведь это не суть). Загадочная, как водится, русская душа хороша в терапевтических дозах, но наблюдать полтора часа по большей части молчаливого русского с блаженной улыбкой и таким же отношением к жизни, настроенного абсолютно пофигистски к ‘privacy’ других людей, прожорливого, грязного, бомжеватого вида – просто невыносимо. Да еще и сам фильм заканчивается так, как будто никакого русского вообще не было: мол, все это воображение одинокого писателя-голландца. Хорошего там, в Голландии, о нас мнения!

3
Фото frechett
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
7

Как-таки приятно, осознавать себя вселенским центром добра и непосредственности! "Душка" - это же про нас! Или... нет? Представьте себе господина Стеллинга после всех этих фестиВалей, и точно покажется, что про нас. Но так ли? Сюжет, кажется, для автора не нов. Не в деталях, но по сути - не нов. Так что же нашел Стеллинг в России? Идею для очередного фильма? Сомневаюсь.

В самом деле, какого из героев легче всего понять нашим не в меру загадочным душам? Скорее всего, не Боба. А ведь именно с ним ассоциировал себя режиссер и до питерского Фестиваля фестивалей, и после. Им он и остался, амстердамским обывателем с бумажными пакетами, стареньким Volvo, дождливыми и не очень днями, вечерами без соли на ботинках... И маленькими своими драконами, дракончиками: меланхолическим графоманством и снами о юной кассирше. Вспоминаются выпуски новостей о коллективных самоубийствах страдающих от безвременья европейских подростков. Запах кофе и газет, зонты и ставни, каналы и рельсы - все на своем месте, тихое до омерзения. Ну снесут кинотеатр - другой, вот и вся любовь. И в этой тягучей череде будней одиночество становится еще более всепоглощающим и безнадежным. Это Боб безнадежно одинок, не Душка, как заметил кто-то. По крайней мере, именно о Бобовом одиночестве речь (ряд?). А может даже, и не Боб, а тот собирательный и попутно автобиографичный образ обывателя у амстердамского окна с клавиатурой и недопитой бутылкой красного.

В столь безвыходной ситуации отчаянно не хватает любой волнующей шизы. Слабенькой, вроде доходной кассирши, или пошире в плечах, с ушанкой и чемоданом. Если ни то, ни другое не находится и само не приходит, то можно на поезд сесть и сойти где-нибудь на полустанке, да так, чтобы застрять не на шутку. Можно в принципе и под трамвай сигануть, но это уже не только грешно, но главное банально до похабности. Так что коктейль из чая с сахаром 50/50 инструмент, пожалуй, оптимальный. И вся эта русская душа со всеми канапе, уазиками и микрофонами в вырез не тема и не суть. Просто Стеллинг в Гондурас не в буквальном смысле поехал, а обошелся Питером. Отсюда и русско-украинские декорации. Декорации, потому что герой фильма Боб, страдающий, размякший и одинокий, наверное, как Стеллинг. И как его амстердамские соседи. Он хотел хорошо снять о них, и снял.

"Ну вот."


3
Фото Василий Зоркий
отзывы:
11
оценок:
22
рейтинг:
114
3

Очень среднее кино о России и для русских.

Фильм начинается, как балканская шутка Кустурицы, на русскую тему.
Как будто Эмир немного выдохся и стал снимать кино, про странный быт сильно пьющей русской деревенщины.
Россия, безвременье, каждый режиссерских ход, каждая мысль нарисована такими широкими мазками, что кажется будто задачей режиссера было разжевать русскую культуру, для последующей публикации в каталоге "An Idiot's Guide to Russia".

Весь фильм состоит из бесконечных грубых клише на тему русской самобытности и варварства, глупости и трогательности.
Все это уже было столько раз, сколько по первому каналу показывали "Иронию судьбы".
Живее всех в зале реагировали те, люди, для которых любое упоминание о русских в фильме, признание того, что русские люди, важная часть мировой культуры. Есть подоздрение, что те же самые люди, днем и ночью мечтают о том, чтобы нас все уважали и боялись, радуются подъему русской культуры и горячо уверены, что лучшей характеристикой русского человека является фраза из фильма Никиты Сергеевича "Он русский и это многое объясняет".

Все время, пока идет фильм, невозможно отвязаться от ощущения, что конечным адресатом фильма и были эти условные "русские", фильм снят для них и про них, а это превращает кино в кружок-междусобойчик, где все шутки заранее известны, а радость приносить только узнавание и отгадывание. Не требующее впрочем особых умственных усилий, ввиду поверхности "загадок"

2
Фото Accattone
отзывы:
60
оценок:
62
рейтинг:
134
1

Просто УЖАСНО! ТУПОЙ, ДУРАЦКИИЙ фильм!!! Никакой мало-мальской мысли, такое ощущение, что снимал студент ВГИКа по заданию "немой этюд"! Ни чем не мотивированное молчание, игра актёров на уровне дуракаваляния! Клоунада! Дешёвка! Подстава! Скукатища! Бессмыслица! От дохлого осла уши! Верните деньги!!!!

2

Галерея