«Новая румынская волна» стала одним из главных открытий двухтысячных и запомнилась прежде всего угрюмостью и неспешностью повествования. Дебют Корнелиу Порумбою 2006 года выгодно отличался тем, что был комедией, причем политической. Эта камерная история о подведении итогов революции 1989 года разворачивается в провинциальном городе, жители которого пытаются вспомнить, что они делали, когда в Бухаресте свергали Чаушеску. Герои фильма спорят о случившемся в рождественской передаче, а звонки соседей в телестудию только подливают масла в огонь, вскрывая все больные места эпохи тектонических перемен. «12:08 к Востоку от Бухареста» получил приз за лучший дебют в Каннах и так и остался самым смешным фильмом румынской волны.
Трагикомедия |
16+ |
Корнелиу Порумбою |
24 мая 2006 |
1 час 29 минут |
Фильм получился слишком местечковый. Жизнь провинциального города Румынии, и отношение его жителей к отречению от власти руководителя страны Чаушеску - тема слишком обособленная для остального мира. Да, жизнь румынов и при социализме, да и сейчас, достаточно близки для России. Но для принятия этой схожести стоит посмотреть два более выдающихся фильма "4 месяца,3 недели, 2 дня" и "Смерть господина Лазареску". В этом же фильме помимо узнаваемых интерьеров квартир и прочих схожестей радует ироничный стиль повествования, кульминацией которого стал эфир из телестудии. Не порадовала операторская работа, построенная по принципу статичной камеры без смены планов, но эта схема была применена не на весь фильм. Стильности, как скажем в фильме "Песни со второго этажа" это не прибавило, а вот рассматривание каких-то деталей вылилось в существенное затруднение.
Канун Рождества в небольшом неназванном румынском городе. Дети покупают китайские петарды и взрывают их где попало. Пенсионер Пискочи получает неожиданное приглашение побыть Дедом Морозом. Учитель истории Манеску с трудом просыпается после вчерашнего и идет за зарплатой, чтоб тут же раздать ее кредиторам. Местный журналист Ждреску недоволен, что дочь снова просит денег, на этот раз - на лыжи. Ближе к вечеру эти трое соберутся в студии, чтоб в прямом эфире выяснить, затронула ли революция пятнадцатилетный давности их город или нет.
Я не знаю, как румынам это удается(и как все это кино воспринимается в самой Румынии), но никому не удавалось снять ничего более похожего на простой слепок с реальности. Причем что Мунджу, что Порумбою технически работают ройандерсоновским методом - ставят камеру на штатив в углу и снимают эпизод(единственный раз когда камера подвижна забавно обыгран - оказывается, что это молодой оператор снимает на местном телевидении, входит начальник и говорит: "Кто тебя снимать учил? Штатив иди возьми, сейчас же"). Вторая половина фильма - вообще просто передача местного телевидения, где сидят трое в кадре и разговаривают, причем так, что я впервые в жизни почувствовал небывалый интерес к истории падения режима Чаушеску.
Ну еще после нелишне подумать над тем, а что собственно делал я 22 декабря 89-го года.