Трагикомедия |
16+ |
Вера Хитилова |
16 января 1977 |
1 час 40 минут |
У доктора Йозефа Йона (Иржи Менцель) и его медсестры Анечки Шимовой (Дагмар Блахова) – роман, пусть и не сколько странноватой. Оба они работают в той больнице, что дает жизнь ежедневно куче детишек, вытаскивая их из чрева пациенток. Доктор весьма трусоват, слабоват характером и в отношениях ищет исключительно поверхностных чувств физиологического характера. Если вы понимаете о чем речь. Анна же видит в будущем нечто большее, связанное с появлением новой жизни, но уже не на рабочем месте, а в личной жизни. И, так как доктор Йозеф на подобный шаг с ней пойти не решается, она приходит к выводу, что их отношения вряд ли имеют какое-то будущее. В конце концов, Женщина, познавшая плод райского дерева, мыслит с тех пор иначе. И плевать, что там о себе думают эти слабаки-мужчины.
Вера Хитилова к этому времени пользовалась довольно ужасной репутацией у местных прокатных и кинематографических властей. Снимать полнометражное кино ей давно запретили, а делать какие-то ролики для телевидения всю свою жизнь уже не хотела она сама – автору нужно пространство для самовыражения. Особенно, если автором является такая свободолюбивая и яркая женщина, как Хитилова. И вот она сочиняет вместе с Кристиной Влаховой сценарий комедии, довольно безопасной на первый взгляд, но потихоньку свое пытающееся донести до зрителя (общество больно, слабо и растить новое не способно и не хочет). И пусть для этого она была вынуждена переписать сценарий несколько раз почти полностью – цензура не дремала и знала, на что способна режиссер.
Фильм получился не таким мощным, ярким и хлестким, как более известные ее работы. Хитилову может и не сломили и не загнали, но вогнали в такие рамки, что о прямом самовыражении, как то было необходимо для того, чтобы творить в рамках социальной «новой волны», невозможно говорить. По большому счету, это все равно комедия, пусть и с тонкими длинными пальцами, периодически перебирающими относительно сложные социальные явления. Комедия местами смешная, местами скроенная чудесно – постановочный талант Хитиловой позволял ей снять с одинаковым уровнем качества что прыжки гимнастки, что головокружение беременной женщины. Да и без феминизма не обошлось, прям в учебники заноси. Но Хитилова как раз из тех режиссеров, которым можно простить все, что угодно, лишь бы снимали. И эти ограничения, что на нее накладывали коммунистически партийцы, сегодня выглядят преступным вдвойне.