Москва
6.3

Фильм
Темные начала: Золотой компас

The Golden Compass, США, Великобритания, 2007
Фэнтези по мотивам книги английского писателя Филипа Пулмана

Лира Белаква (Блю Ричардс) — решительная сиротка лет 12 — живет при колледже, где работает ее дядя лорд Азриэл (Крейг), местный Индиана Джонс. Азриэл только что обнаружил свидетельства того, что на Северном полюсе водится некая золотая пыль, способная перекинуть мостик между составляющими Вселенную параллельными мирами (в одном из которых действие и происходит). Эту новость пытается скрыть Магистериум — что-то среднее между Ватиканом и Министерством правды, — который рассылает по стране вредных жрецов и ставит опыты на детях. Главный агент Магистериума, местная Миледи, — это Мариса Колтер (Кидман), злодейка и светская львица, передвигающаяся на дирижабле. Один за другим все герои, включая Лиру, заполучившую полезную вещицу алетиометр, он же золотой компас, отправляются на Северный полюс, где царствуют «ледяные медведи» — аналог белых, но покрупнее и с даром речи. Пышный блокбастер со звездами, фильм, почти безупречный в заданных рамках, но недостаточно грандиозно выступивший в американском прокате и прохладно встреченный критикой, в результате чего так и остался без обещанных сиквелов.

  • Темные начала: Золотой компас – афиша
  • Темные начала: Золотой компас – афиша
  • Темные начала: Золотой компас – афиша
  • Темные начала: Золотой компас – афиша
  • Темные начала: Золотой компас – афиша
Приключение, Фэнтези, Детский, Семейный
12+
Крис Вайц
4 декабря 2007
6 декабря 2007
1 час 53 минуты
goldencompassmovie.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Криса Вайца

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
7 декабря 2007

Лира Белаква (Блю Ричардс) — решительная сиротка лет 12 — живет при колледже, где работает ее дядя лорд Азриэл (Крейг), местный Индиана Джонс. Азриэл только что обнаружил свидетельства того, что на Северном полюсе водится некая золотая пыль, способная перекинуть мостик между составляющими Вселенную параллельными мирами (в одном из которых действие и происходит). Эту новость пытается скрыть Магистериум — что-то среднее между Ватиканом и Министерством правды, — который рассылает по стране вредных жрецов и ставит опыты на детях. Главный агент Магистериума, местная Миледи, — это Мариса Колтер (Кидман), злодейка и светская львица, передвигающаяся на дирижабле. Один за другим все герои, включая Лиру, заполучившую полезную вещицу алетиометр, он же золотой компас, отправляются на Северный полюс, где царствуют «ледяные медведи» — аналог белых, но покрупнее и с даром речи.

Первая — обрывающаяся почти на полуслове — часть трилогии по мотивам эпопеи английского писателя Филипа Пулмана на уровне маркетинга недвусмысленно отсылает к «Нарнии», будучи де-факто полной ее противоположностью. Принципиально не то, что льюисовскую «библию для малышей» Пулман заменяет гремучей смесью из Платона и Брайана Грина с нападками на организованную религию. Наконец-то рождественский семейный фильм — не приторная проповедь на тему «Дети, будьте добренькими», а взаправдашние приключения: «Дети — пленных не берем!» Параллельная вселенная «Компаса», оформленная как галлюциногенная Англия, влегкую выворачивает клише: здесь, к примеру, не цыгане воруют детей, а, наоборот, детей воруют у цыган. Уэйц, в «Американском пироге» и «Моем мальчике» проявивший недюжинную наблюдательность в области психологии, дебютировал в незнакомом жанре с места в карьер: постановка держится не на спецэффектах (отменных, впрочем), а на персонажах. Девочка совершенно неотразима (сколько фильмов запорото маленькими уродами в главных ролях!). Кидман играет Дарта Вейдера и постоянно обнимается с рыжей обезьяной. Ева Грин в чулочках прилетает на метле со словами «Меня зовут Серафина Пеккала»(!). Белый, то есть, простите, ледяной, медведь глушит ведрами виски и проводит поединок с сородичем абсолютно в духе Рокки Бальбоа. На минутку и без всякого повода показывают живого Кристофера Ли. За Лирой вьется какой-то говорящий сурикат по имени Пантелеймон. Тут даже пытают детей! Где за два часа можно увидеть столько хорошего? Если так пойдет и дальше, на вторую серию пригласят Терри Гиллиама, а там и Кристофер Нолан подтянется.

69
0

Отзывы

1
obitel_novosib
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 32
5 декабря 2007

Вот и наступило время ежегодной «рождественской» продукции Голливуда. Львиную долю декабрьской киноафиши составляет все та же стрельба, драки и погони, но кое-что, по крайней мере если судить по аннотациям, можно отнести и к «семейному жанру».
В нынешнем сезоне больше всего внимания в этой категории привлекает фильм «Золотой компас»: как сообщается, на него потрачено 180 миллионов долларов. Реклама представляет его как грандиозную зрелищную эпопею в духе «Властелина колец» и «Хроник Нарнии».
Но это ни в коей мере не соответствует истине. В действительности «Золотой компас» – это одна из самых яростных атак Голливуда на христианство, пусть и менее явная, чем «Последнее искушение Христа» или «Код да Винчи».
Сценарий фильма основан на первой книге детской трилогии английского писателя Филиппа Пульмана под названием «Его материя тьмы». Пульман, воинствующий атеист, заявил прямо, что намерен «убить Бога» в сознании детей, и книги его преследуют именно эту цель.
Но послушаем самого автора. В своем интервью газете «Sydney Morning Herald» Пульман изумляется, как его книжкам удалось избежать той критики, которая досталась Гарри Поттеру: «Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и не снился этому несчастному Гарри». «Мои книги убивают Бога», – пояснил он.
И о своих собственных убеждениях: «Если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет».
Пульман восхищается классической поэмой Мильтона «Потерянный рай», где идет битва между добром и злом за власть на небесах. Сходный сюжет представлен в трилогии «Его материя тьмы», но здесь реванш берут новые Адам и Ева, юные искатели приключений Уилл и Лира. Их цель – добраться до запретного плода и на этот раз расправиться с Богом.
По ходу дела перед читателями Пульмана предстают священники, которые похищают и пытают детей, ангелы-извращенцы, капризные ведьмы на вахте в небесах, мудрец-шаман, боевые белые медведи, очаровательная монахиня-расстрига, и детям предоставляются широкие возможности познакомиться со своими «внутренними демонами» – говорящими зверушками вместо человеческой души.
Что же касается воплощенного зла, то у него в книгах Пульмана есть свое имя: Церковь. Авторы фильма заменили его на «Магистериум», однако «силы зла» здесь безошибочно узнаются по православной иконографии и латинским библейским цитатам. А в конце трилогии определяется главный враг: «Властелин, Бог, Творец, Господь, Яхве, Эль, Адонаи, Царь, Отец, Вседержитель».
Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший всю трилогию Пульмана, дает нижеследующую оценку «Золотому компасу».
«Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает “Хроники Нарнии” К.С. Льюиса, но с диаметрально противоположным результатом. “Нарния” безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Господа, в то время как направленность “Золотого компаса” столь же безошибочно антихристианская, атеистическая.
В свое время мне довелось прочитать массу фантастики, и хотя с христианством она ничего общего не имеет (за исключением книг К.С. Льюиса), большая ее часть относительно безвредна, включая даже книжки про Гарри Поттера, из-за которых поднялось столько шуму. Но есть среди них и такие, что вызывают большую тревогу, и “Золотой компас” принадлежит именно к данной категории. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты – это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого.
Перенесенная на киноэкран и облаченная в завораживающую кинематографическую оболочку, она минует контроль рассудка и легко проникает в сердце, особенно детское, оставляя в нем след, быть может незаметный на первый взгляд, но глубокий и духовно губительный. Фильм этот угрожает духовному здоровью как детей, так и большинства взрослых, и смотреть его не следует ни нам, ни нашим детям».

33
1
1
seljean Sitkovetskiy
12 отзывов, 27 оценок, рейтинг 36
9 декабря 2007

Никогда раньше не писал рецензий, но тут не смог удержаться. Ну нелепый фильм, даже не фильм - зрелище. Бесконечная череда красивых, но лишенных даже намека на жизнь компьютерных панорам; отвратительная игра исполнительницы главной роли (интересно, почему это всех бесталанных голливудских старлеток зовут Дакота?), отгружающей по поводу и без "правду жизни" медведЯм с дурацкими именами и цыганам-мореходам(!) с молотками; сценарий, видимо, дописывавшийся по ходу съемок второй половины картины человеком, который одновременно с этим был занят работой над еще тремя десятками проектов, недоделанных бастующими ныне вменяемыми сценаристами; полные "трагизма" диалоги типа "ай эм йо фадер, ноу ноууу нооооууу"- вряд ли все это стоит называть гордым словом "кино". "Г.Поттер", "Гэндальф&ко", "Стардаст", "Нарния", "Миомоимио" в конце концов - ведь есть же отличные сказки, они точно есть, я знаю, но тут случай не тот. Кстати, вообще не понятно, на какой возраст расчитан фильм - с одной стороны крови нет совсем, но буквальное (с отлетом на несколько метров) вышибание челюсти хуком справа одним гигантским медведем другому - такого не увидишь даже на ДискавериХХХ.

В момент, когда я уж начал сомневаться, доживу ли до титров, главные герои-тире-дети, чуть ли ни глядя в зал, резюмировали, чем же именно было хорошо то, что мы только что посмотрели, и "таинственно" намекнули на грядущую Великую Вторую Серию. Выглядело все так, как если бы подойдя к границам Мордора в конце первого "Властелина", Фродо и Сэм взобрались бы на трибуну с надписью "Нью лайн синема" и нагло призвали бы детей тащить своих пап и мам в кинотеатр, потому как "во второй части будет еще больше драконов, огня, и вообще - будем играть еще лучше, бабло побеждает зло". При всем моем уважении к г-ну Зельвенскому, с этих пор буду осторожнее относиться к его рецензиям. Я сам неравнодушен к Гилиаму, а Нолан так и вовсе мой любимый режиссер, но тут явно попахивает Петерсоном, если вообще не, прости Господи, Уве Боллом.

17
1
7
Walter Klemmer
92 отзыва, 245 оценок, рейтинг 550
7 декабря 2007

Абсолютно счастлив сообщить: фильм получился. Уж сколько копий сломали фанаты и просто любители поскандалить над фигурой режиссёра, над заретушированными Голливудом антирелигиозными темами книги, над блондинкой Коултер, над тем, что книгу упихнули в 1 ч. 50 мин. по времени... А всё зря, ибо сказка - умная, мрачная, и безоговорочно увлекающая за собой - получилась замечательной.

Историю пересказывать нет нужды: Лира Белаква - маленькая сиротка, оказывающаяся в центре заговора не то злобного Магистериума и Мадам Коултер, не то их противников в лице Лорда Азриэла и учёных Оксфорда. Магистериум (читай - Церковь) властвует над миром Лиры и жаждет прибрать к руками иные миры (и наш бренный тоже, где-то среди прочих обретающийся во Вселенной), как только Лорд Азриэл узнаёт, что такие миры есть и в них возможно проникнуть. Мадам Коултер ведёт явно свою игру, находясь не то на стороне Азриэла, не то играя в игру Магистериума. В руках у Лиры - золотой артефакт-компас, указывающий ей путь. На стороне Лиры - король северных медведей, властительница ведьма, авантюрист-ковбой на воздушном шаре и маленький хорек по имени Пантелеймон - её храбрая душа в облике животного. Задача Лиры - спасти своего единственного друга, мелкого мальчишку Роджера, похищенного таинственными Жрецами и увезённого далеко на Север. Ну а зрителю лучше пристегнуть ремни.

Всё, что происходит в этом фильме, с первого взгляда может не уложиться в голове. Поклонники книги могут легко объяснить, кто эта зловещая Коултер, что такое Пыль, зачем на Северном полюсе проводятся жесточайшие опыты над похищенными детишками и почему собственно вокруг каждого человека все время вьётся какой-нибудь зверёныш? Возможно, не всё первый фильм объяснить идеально, но а мой взгляд, сказка она ведь на то и сказка, что никогда не знаешь - что там за запертой дверью? Таких дверей в "Компасе" миллион, и открывать их герои будут до самого (грандиозного) финала этой трилогии.

В отличие от "Нарнии", где такая дверь всего одна, и в отличие от "Властелина Колец", где если ты увяз в мире Средиземья, то ходу оттуда нет до конца твоей жизни, Мир Тёмных Начал - это своя, особая Вселенная, и поэтому фильм получается непохож ни на "Нарнию" (к счастью!), ни на шедевр Джексона, только потому, что это очень современная, технологичная, смелая на аллегории история - пожалуй даже слишком смелая, раз католические группы по всей Америке призывают бойкотировать фильм. Они, может, и окажутся правы в своем страхе - к фильму этак третьему, когда "оскаровская" лауреатка Кидман и "лучший в мире Бонд" Крэйг низвергнут в бездонную пропасть тирана-Бога. Но пока что им рано беспокоиться: "Золотой Компас" настолько же антирелигиозен, как и была расистской "Нарния" (все хорошие парни там - белокожи, все приспешники Тильды Свинтон были подозрительного тёмного цвета, скандал!). Я тут понимаю студию, которая сгладила углы (надо сказать, и в книге № 1 не сильно-то заметные) - я надеюсь, в расчете отдать дань книге в последующих экранизациях.

Они (продолжения), я искренне теперь надеюсь, последуют. Студия New Line, как правильно пишет Владимир Лященко, дейтвительно поставила на кон очень многое. Официально озвученный бюджет фильма - 205 млн. долларов (почти 250 млн. вместе с актуальными P/A): это столько же, сколько стоил недавний "Кинг Конг". Но в отличие от Джексона, режиссёру Уайцу пришлось снимать не одну, а пожалуй тысячи анимированных животных-"дэймонов" - и тут придраться почти не к чему. Периодически зверьки были немного stuffed, но в целом, когда смотришь на ватагу ребятишек, бегущих вперемешку со своими зайцами, котятами и песиками, глаз прямо упивается этим визуальным счастьем. Без упрёка сделаны панцербьерны (в грандиозной схватке с королем Рагнаром Йорек, как и в книге, действительно отрывает ему челюсть!) , абсолютно очарователен дэймон Лиры Пан (то смешной хорёк, то сладкий котик), нереально прекрасные пейзажи и сгенерированный на компьютере Лондон - этот фильм просто заглядение, мастерски воплощённый и визуально бесподобный.

То же самое - об актёрском составе. Ок, я пойму возмущение тех, кто скажет что Дэниел Крэйг присутствует в фильме в общей сложности 12 минут, а у великого Кристофера Ли всего одна реплика на 6 секунд. Простите, того требует литературный первоисточник! Николь Кидман, которую ведущий британский критик Питер Брэдшоу уже назвал "Дартом Вейдером в светлом парике" (абсолютно прав - у Вейдера в Мадам Коултер одинаковая связь с протагонистами в своих трилогиях и одинаковый по сути финал). Она словно змея-искусительница золотом струится в кадр, пронзая голубыми как лёд глазами насквзь любого. В книге её персонаж совершенно трафаретен, но Кидман на то и великая актриса, что придаёт Марисе Коултер неслыханный для жанрового кино драматизм, обещая нам неожиданно полноценный и завораживающий характер злодейки-благодетельницы в продолжениях. Ева Грин в роли Серафины, прекрасной королевы ведьм озера Инара, в фиалковой тунике расстреливает врагов Лиры без особой пощады во взоре. У Грин, к сожалению, всего пара появлений, пусть и очень эффектных - буду надеяться, второй фильм всё таки запустят, ведь там её роль куда крупнее.

Отдельный реверанс - британской дебютантке Дакоте Блю Ричардс. Девочка умеет играть, в отличие от детских составов (полностью) "Гарри Поттера" и "Нарнии", у которых два выражения лица в лучшем случае. Её Лира злится, она нетерпелива, она храбра и самоуверенна, она плюётся в противника с саблей и скачет на огромном полярном медведе, она не бросает друга в беде и чрезмерно любопытна - на нее интересно смотреть, в конце концов! Её Лира получилась не шаблонным персонажем, это самое главное. Найденная на открытом casting call'e по всей Британии из 10 000 претенденток - она несомненная удача на роль маленькой девочки, свергающей древнего тирана-ангела и правящую под его началом секту.

Есть и минусы, разумеется. Не понравилось то, как безрассудно быстро двигается повествование в фильме. Книга, конечно, тоже не блещет ни литературным красноречием, ни особо глубокими описаниями, ни паузами в действиях героев - но у фильма получился уж совсем истощающий темп, почти не оставляющий времени и сил на (очень иной раз необходимые) размышления. Не нравились порой и излишне декламационные реплики героев, но тут опять же и книга хромает - другое дело что сценаристы могли бы вложить в их уста чуть больше интеллекта, не простой констатации фактов. Немного отвлекали иной раз хромающие в детальности спецэффекты. Пожалуй, это всё.

Фильм стартует сегодня в 26 странах мира, а завтра в США - в воскресенье, примерно после 21-00 по Мск сайт boxofficemojo.com опубликует результаты кассовых сборов за уикенд и мы все узнаем, посчастливится ли оказаться нам в мире Лиры Белаква ещё раз. Это, наверно, ещё один, невероятно обидный, недостаток "Золотого Компаса". Буду надеяться на лучшее, мне действительно понравилась эта сказка.

13
0
1
Sten_S
2 отзыва, 11 оценок, рейтинг 13
12 декабря 2007

Я смотрю - рецензенты разделились на тех, у кого есть мозг (людей, которые ПОНИМАЮТ, что им показывают в красивой обёртке), и тех, кому фильм понравился. Люди, ставящие "5 звёзд"! Если вы ходите в кино, чтоб там только сожрать поп-корн и провести время - не пишите рецензии, не надо! Тем более - не водите детей смотреть на то, чего сами не понимаете!...
Интересно, сколько заплатили Станиславу Зельвенскому за рецензию? Я всегда уважал его мнение, и смотрел этот фильм с его подачи. Впредь так делать не буду!
Если вы ещё не смотрели этот фильм - вы особо ничего не потеряли. Прочитайте рецензии тех, кто поставил 1 балл. Там вам не будут пересказывать сюжет, а расскажут - ПОЧЕМУ фильм так не понвавился!

10
1
7
Кирилл Алексеев
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 72
8 декабря 2007

«Золотой компас» или «Темные начала». Фильм интересный в нескольких аспектах.
Во-первых, новая история. Во-вторых, абсолютно новое видение сказки. По сути - это намек на тоталитарный режим. Правда, где, не сказано, но география намекает.
Третье, сюжетная линия. Интересный ход с предметами и животными. Конечно, интрига здесь плохо была прорисована. Вторая часть, наверное, расставит все приоритеты.
Рассказывать что и как снято нет смысла. Но картинка достойная.
И ещё как только пошли титры у меня сразу возникло желание, не посмотреть вторую часть, а почитать. Быстрее узнать: что и зачем. Книгу уже нашел. Согласитесь такой эффект от просмотра дорогого стоит.


9
0
...

Подборки Афиши
Все