Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Александра» (Россия, 2007)

5.5
оценить
Фото Мария Кувшинова
отзывы:
32
оценок:
32
рейтинг:
465
7

Пожилая женщина Александра Николаевна (Вишневская) приезжает в Чечню. Тяжело спускается с бронепоезда, тяжело поднимается на танк, опираясь на руки солдат, — по-другому до военной части не доберешься. Там в огороженных колючей проволокой бараках живут рядовые и офицеры, один из которых — ее внук. Она проведет с ним несколько дней, сходит в самоволку на местный базар, где познакомится с чеченцами, а потом сядет на поезд и уедет обратно в Ставрополь.

Новый фильм Сокурова легко понимать как очередную притчу — их всегда был перебор в нашем кино, в том числе и о Чечне. В героине Вишневской невозможно не разглядеть Родину-мать. Внук ее Денис — архетипический русский солдат на кавказской войне, он даже разговаривает, как Печорин.

Но даже если это и притча, то точно не «очередная». «Александра» состоит в каких-то совершенно новых, неожиданных взаимоотношениях с реальностью. Выжженный солнцем и цветокоррекцией клочок земли за колючей проволокой можно было снять в павильоне или в Дагестане, но Сокуров снимает его в Грозном и Ханкале. Перфекционизм его не напрасен: подлинность натуры (как и парадоксальная правдивость неестественных диалогов) воздействует на зрителя совершенно иррациональным образом. Если может существовать документальная притча — то это она. В «Александре» ничего не сделано в лоб. Все, что может напугать, остается за кадром — в фильме не звучит ни один выстрел. Но вот утром солдаты чистят оружие — значит, ночью была стрельба? Вот двух рядовых как бы невзначай утаскивают за ворота местные жители. Посадят в зиндан? Про дедовщину тоже ни слова, но куда эти трое повели одного? Миссия Александры также остается непроясненной (не говоря уже про тайну их общего с Сокуровым имени-отчества). Вишневская ничего не играет: она живет в этой картине — ворчит, принимает помощь окружающих как должное, игнорирует фронтовую дисциплину, опасность. Не собирается никого жалеть, никого спасать. Как и полагается Родине, она придирчиво инспектирует, но не дает советов, не утешает внука, ничего не отвечает чеченцу, который просит: «Отпустите нас». Но все — и военные, и чеченцы — как-то естественно и без усилий признают ее право и на ворчание, и на собственную железную волю.

Определенности, политических деклараций нет и в диалогах. Бабушка встречает внука после семилетней разлуки и говорит ему, что все мужчины прекрасны. Внук отвечает: «Все женщины одинаковы» и «Офицером себя не чувствую, потому что много народу пострелял». Вопрос про зинданы Александра Николаевна чеченке задать не решается — говорят про старость, качество чая и про то, что все женщины — сестры.

Но помимо странных разговоров есть в этом фильме еще безмолвный контакт глаза в глаза, есть обмен какой-то невербальной информацией, всепроникающее понимание, исходящее от героини Вишневской, — и этот скрытый энергетический поток подхватывает тебя и несет через весь фильм, как солдаты несут на руках Родину-мать, Александру Николаевну.

12
0
...
14 ноября 2007
Отзывы по рейтингу рецензии
Фото Оленев
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
31
9

Не смотря на то, что Александр Николаевич называет сюжет картины простым, это категорически не так. Сюжет ленты сверхсложный уже хотя бы потому, что во время просмотра невольно задумываешься – вроде все правильно, но в то же время, не по правилам. А именно, нет ощущения фильма как такового – художественность, практически, сведена на «нет». Зато есть острое чувство реальной жизни, дня сегодняшнего – эффект личного присутствия – все равно, что остановиться у окна и посмотреть на улицу.

Пожилая женщина Александра Николаевна – героиня легендарной оперной певицы Галины Вишневской – приезжает к своему внуку, который служит в Чечне. На протяжении нескольких дней она ходит по территории военной части, смотрит, как живут солдаты, знакомится с местным населением, и никому не объясняя, зачем она здесь, старается понять для себя что-то очень важное. «Чем-то пахнет…», - шепчет себе под нос Александра Николаевна. «Оружием и солдатами. Привыкай…», - отвечает внук. В этом и заключается сюжет картины, за все время которой – не смотря на место действия: Грозный, Ханкала – не раздалось ни единого выстрела. На фоне человечности «Александры» - где крупным планом взято умение говорить и слушать друг друга – пальба была бы пошлой нелепостью. «И уже нет никакой речи о разном происхождении, разной крови. Когда возникает доверительная интонация, все остальное становится незначимым», - объясняет сам режиссер. «Вот мы смотрим на русских солдат… Какие-то они маленькие, как мальчишки. Вроде и пахнут мужчинами, но все равно, как дети», - произносит в беседе с Александрой Николаевной жительница чеченского села. «Не похож ты на офицера. Мужиковатый…», - вздыхает героиня фильма. «Может быть, я бы и чувствовал себя офицером, да столько народу пострелял… Это мне чести не добавляет», - отвечает он и вдруг поднимает суровую грузную бабушку на руки, точно целую жизнь… Или родину. И бережно несет по пыльной бетонке части – мимо казарм, орудий, БТР. Пожалуй, не только самый сильный момент картины, но и самый главный. «Александра» - своего рода, продолжение таких картин Сокурова, как «Мать и сын», «Отец и сын», «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче» - где в первую очередь показываются взаимоотношения поколений.

«Среди героев — военнослужащие, солдаты, офицеры и местные жители», - говорит Сокуров. И, действительно, особенность «Александры» в том, что в фильме, кроме Галины Вишневской, специально для которой и был написан сценарий, нет ни одной известной персоны, ни одного актера с именем. Это также не случайно, как отсутствие беллетристики войны. Боевые выходы лишь обозначены, а люди – «ребята с нашего двора». И все, что обычно отвлекает внимание на себя, здесь угадывается на интуитивном уровне. Внука Александры Николаевны, капитана разведроты, мог бы сыграть любой популярный, хорошо знакомый зрителю, артист с большим «военным» опытом в кино – тот же Алексей Кравченко, Игорь Лифанов или Алексей Серебряков. Но Сокуров видел в главном герое персонаж лермонтовского типа – немного фаталистом и не крутым, а трепетным, роль которого исполнил непрофессиональный актер, бывший сотрудник ОМОНа Василий Шевцов. Для него фильм «Александра» стал дебютом и, возможно, счастливым билетом в большое кино.

17
0
...
23 ноября 2007
Фото Сергей Наан
отзывы:
114
оценок:
103
рейтинг:
639
9

Взгляд небожителя на наш мир и войну в Чечне, на людей по обе стороны этой войны и не может быть другим, на то это и небожитель, что он видит не "сбоку", не как принято и кому-то удобно, а одновременно и сверху и изнутри человеческой души. На то у него и понятие патриотизма не синоним общепринятого "разделяй и властвуй", а скорее ближе к Нагорной проповеди Христа, общечеловеческий, объединяющий людей на самом высоком общем знаменателе, большинством, увы - недостижимом.
Душераздирающий фильм, лично для меня. Я после просмотра уставился в одну
точку, в которой и прибывал долгое время, то, что называется - выпал.
И еще вспомнились мне слова из слепка сознания дочери Банева в фильме
"Гадкие лебеди":
"Мы живем в эпоху тотальных подмен в мире чисел и призраков, в мире, где
все слова стерлись и потеряли свой смысл. Дух окончательно покинул наш мир.
Агония небытия. Дух бесплодия летает над осиротевшей Землей"

Уверен, что зрительская аудитория будет разделена на две основные группы -
скучающая от тотального отсутствия экшена и задыхающаяся от экранной
пыли, и вторая - привыкшая обходиться без наркоза при виде правды.
Это фильм для второй.

6
0
...
9 февраля 2008
Фото Андрей Баринов
отзывы:
10
оценок:
231
рейтинг:
21
7

Когда вчера в своём вступительном слове к "Александре" какой-то муШчина на сцене произнёс слова про близость документального и вымышленного в кино Сокурова, мне показалось, что я его понял, т.к. был уже немного знаком с творчеством русского режиссёра. Но только в течение самого показа я понял, как сильно ошибался. Как совсем иначе представлял себе эту хоть и смытую, но границу.
Сюжет фильма довольно прост. Александра Николаевна (Вишневская) приезжает в Чечню к своему внуку Денису - российскому офицеру. И её глазам предстаёт НАСТОЯЩАЯ война в Чечне. Нет, не кровавая, не жестокая. Скорее унылая и бессмысленная.
Галина Вишневская, которая, к слову, отыграла в этом фильме просто невообразимо хорошо, для меня предстала олицетворением самого режиссёра. Она в этом фильме сама как документалист. Вот подходит к месту для чистки оружия, и её глазами мы видим и слышим совсем молодых солдатов. Как будто берёт интервью, она спрашивает тяжело ли им в Чечне, не скучают ли они по дому. Интересуется их мнением об этой войне, для чего она нужна ("Родина? А где эта Родина???").
Вот вместе с нею мы попадаем в разрушенный чеченский город. Узнаём, что чеченцы уже совсем обессилели от постоянной борьбы. Один молодой парень - местный житель - произносит: "...Мы уже устали. Отпустите нас!"
И отовсюду звучит голос Сокурова о том, что у этой войны просто нет смысла. Что она стала уже какой-то бесполезной привычкой. Когда командир части задаёт Александре вопрос, зачем она приехала, та отвечает: "Долго воюете. Привыкли. Понравилось".
Ещё довольно показательным мне кажется момент, когда героиня держит в руке Калаш (незаряженный, конечно), нажимает на спусковой крючок и затем произносит "Как легко..." По-моему, и без моих слов всё понятно...
В 99-ом вышел фильм Дениса Евстигнеева "Мама". Вчера мне показалось, что новый фильм Сокурова в большей степени заслуживает именно этого сильного названия.
Очень трогательно наблюдать, как строгий нрав главной героини всё время уступает место материнской нежности при виде молодых солдат. Все они - уже мужчины, но ещё дети. Сам её внук, ещё тот кабан, ведёт себя с нею, как десятилетний мальчишка. И, если честно, я так до сих пор и не понял, почему Сокуров в своём фильме сделал Александру именно бабушкой.
Однажды уже пожилая чеченская женщина говорит героине: "Русские солдаты пахнут мужчинами, а с виду всё равно как дети". Действительно. В течение всего фильма мы видим, как солдаты - от совсем ещё молодых до взрослых дядь, от рядовых до подполковника - тянутся к героине как к чему-то особенно близкому. Иногда они внешне противятся этому, но всё же не могут противостоять тому "сыну", что живёт внутри них.
И на глаза наворачиваются слёзы, когда командир части, прощаясь с Александрой, которую видел в жизни-то один раз, нежно трогает её за руку. Совсем как родную маму.

6
0
...
15 ноября 2007
Фото Тиберий
отзывы:
20
оценок:
19
рейтинг:
45
9

Сюжет фильма можно свести к двум строкам аннотации: «Чеченская республика, наши дни. Расположение российских войск. Бабушка Александра Николаевна приехала к внуку - одному из лучших офицеров своей части».

В части она проведет несколько дней, после чего уедет обратно домой. В кадре не будет ни боевых действий, ни разоблачений «военных преступлений русских оккупантов», ни «зверств чеченских бандитов и террористов». Старая женщина, в исполнении великой Галины Вишневской ходит по части, разговаривает с солдатами, выходит в город на базар, где знакомится с чеченкой местной жительницей и ее ровесницей.

Весь фильм снят в неопределенных желто-буро-зеленоватых тонах. Кадр то сбивается на откровенную сепию, то приобретает оттенки песка, хаки, и выцветшего брезента.

Зритель наблюдает за тем, как старая женщина вникает в детали армейской жизни, что-то ворчливо выговаривает внуку-капитану, разговаривает с солдатами, ходит по рынку и никак не может запомнить, в какой палатке ее разместили, что ее сильно раздражает.
Для солдат и офицеров Александра Николаевна – это часть той далекой, практически забытой жизни «на гражданке». Каждый военный в фильме пытается чем-то помочь ей или хотя бы на какое-то время задержаться, постоять около героини фильма.
В сцене ужина, когда бабушка капитана ест, собранные дежурным по кухне и поваром, по собственным заначкам гречневую кашу с мясом и салат, они молча сидят и смотрят на нее. В конце фильма даже суровый подполковник украдкой, стоя рядом, пожмет ей пальцы на прощанье.

У нас в искусстве очень долго бытовал, затертый до прорех, образ «Родина-Мать». В фильме Сокурова я увидел образ «Родины-Бабушки», как бы это ни показалось кому-то странно или кощунственно.
Наша Родина состарилась, обессилела, но еще сильна убежденностью в собственной правоте. Она ходит по военной части, интересуясь, «хорошо ли кормят солдат?», «А где офицеры стирают свое белье?». Залезая в БТР, интересуется: «Сколько солдат сюда помещается?» И, услышав, что «около десяти», констатирует: «Тесно!».
Ночью, заплутав в расположении части, Родина-Бабушка забредает на минное поле и, к удивлению часовых, выходит к ним через него невредимой, чтобы, сев на табурет около сарайчика КПП, проворчать: «Чем это у вас везде пахнет? Собак не держите, а запах – тяжелый».

Родина-Бабушка целится из старого автомата «калашникова» и нажимает на спуск, строго и наставительно треплет за плечо запечалившегося молодого бойца: «Держись, ты же - солдат!» и она же, возвращаясь с базара, одаривает дежурных по КПП блоками сигарет и сладким.
Прощаясь на вокзале с новообретенной подругой-ровесницей чеченкой Маликой, Александра Николаевна веско произносит: «Приезжай ко мне в гости. Всерьез приезжай. Посидим, поговорим. У меня к тебе много вопросов».

Огромную роль в фильме играет музыка Андрея Сигле, акцентирующая смыслы происходящего в кадре.

В этом фильме я, неожиданно для себя, в героине Вишневской увидел свою бабушку, дай Бог ей здоровья. Я не то чтобы допускаю, а абсолютно точно знаю, что даже в своем возрасте восьмидесяти четырех лет она бы поехала ко мне в Чечню, служи я сейчас там. И дело даже не в почти портретном сходстве.
Просто у каждого свое виденье образа Родины.

2
0
...
17 декабря 2007
Фото lina_danilevich
отзывы:
4
оценок:
487
рейтинг:
6
5

При всем уважении к Александру Сокурову - откровенно никакое кино. Скучное, унылое, и что самое обидное - банальное.

В чем ключевая мысль этой тягомотины? Что война - это плохо? Что все мы братья, вне зависимости от национальности и вероисповедании? Что воют практически дети, непонятно за что и непонятно зачем? Мысли правильные, но подача ближе к наивному лепетанию участницы конкурса красоты, радеющей за мир во всем мире, нежели к драматическому произведению.

Вишневская, расхваленная всеми и вся за феноменальную якобы органичность, играет из рук вон плохо. Откровенно переигрывает в каждом жесте. Причем, что удивительно, визуально из красивой, статной, с благородными чертами лица оперной певицы умудрились слепить абсолютно такую простую русскую бабу, шаркающую по пыльному гарнизону в мешковатом платье и старческих ботиках - но дальше внешнего вида дело не идет. Изображает "бабку" Вишневская на уровне школьной самодеятельности, неестественно кряхтит, окает и бормочет под нос. С тем, что она кряхтит, дело обстоит не лучше - "истины" все в фильме избиты, а диалоги неестественны и фальшивы.

Символы и метафоры, которыми всегда был силен Сокуров, не просто бросаются в глаза, а отдают капитаном очевидностью. Вот молоденький солдатик сидит на корточках напротив Александры, упорно тараща и без того круглые глазенки и всем видом выражая детскую непосредственность и открытость - вот, смотрите! смотрите! - говорит нам режиссер - дети ж воюют! Потом солдатик нелепо хмурит бровки и весь такой суровый (но мы то видим, что всё равно он ребенок!) возмущается: "А чё вы это на меня смотрите та". Ути какой воробышек вихрастый, задира - и вот уже Александра лезет в кулек за булочками. И так весь фильм. Ни кадра без смысла, ни жеста без значения, ни метафоры без кэпа.

Про работу звукорежиссера говорить не хочу, тут уже много писали. Музыка тоже не понравилась - пафосная и словно из закромов Никиты Сергеевича, несущего свет в мир в перерывах между съемками великих фильмов о великой войне. Из того, что понравилось - работа оператора и местами атмосферность. Энергетика Грозного и Ханкалы, в которых проходили съемки, периодически прорывается в кадр сквозь бормотание Вишневской и стрекот кузнечиков.

1
0
...
15 января 2014
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
156
1

«Александра», нежные мои дамы, явно навеяна сравнительно небезынтересной документальной пятисерийкой «Духовные голоса», снятой Сокуровым в средине девяностых. Но те «Голоса», честно говоря, уже и за счет суперской музыки показались мне гораздо более «Александры» сей Николавны, понимашь. Ибо что тут нам в энтой «Александре»? Ну ходит-бродит певица Вишневская, перманентно бормоча себе под нос всяческий старческий вздор, – и фактически всё. Единственное, что еще можно отметить, – невероятная, мои нежные дамы, бессмысленность и докука всех и всяческих тутошних диалогов. Это ж, кажись, чуть ли не первый игровой сокуровский фильм, для коего он в одиночку и самостоятельно написал весь сценарий. Ну и что же, мои нежные дамы, мы видим (а главнее, конечно, – слышим) в реализованном этом сценарии? Вряд ли, знаете ли, скажу я вам, это так уж входило в намеренья автора (довольствовался же он всё предшествующее время явно нацеленным на литературность Арабовым), но из «Александры» в плане диалогов получилась чрезвычайно натуралистичная вещь – именно за счет неслыханной пустоты этих диалогов: кажется, именно так в реальной жизни люди и разговаривают – неся разную там глупость, а то и всяческий неадекват, и в упор не слыша друг друга. Мне лично кажется, что у Сокурова это получилось нечаянно. Но это, конечно, без разницы, – фильма всё одно малолюбопытная. Типа того что хорошая, но все-таки ой какая малолюбопытная: малолюбопытная она – факт.

1
0
...
10 января 2012
Фото Юрий Храпов
отзывы:
35
оценок:
87
рейтинг:
30
5

Совершенно очевидно, что роль Александры - одна из немногих подходящих ролей для Галины Павловны Вишневской в современном российском кинематографе. И в общем и целом, Галина Павловна с ролью справилась, но к сожалению не более того. Я не могу всерьёз судить об артистическом таланте Вишневской в качестве оперной дивы, потому как живьём на сцене её не застал, а смотреть оперу по телевизору я не очень люблю, да и не ставлю под сомнение оценки многих о её великолепии и даже величии. В этом фильме Галина Павловна проявила себя, как выдающаяся актриса, и первые дифирамбы в рамках этого фильма - в её честь! Её игра завораживает буквально с первого кадра, точнее с первой паузы, которую она держит мастерски, да и вообще она исключительно верно играет всевозможные взгляды и молчание.

Далее - сложнее. Актрисе, будь она даже самая выдающаяся, не вытянуть фильм в одиночку и без внятного сценария: зачем Александра Николаевна приехала в эту воинскую часть? внука повидать? командира части жизни поучить? смятение в умах солдат наводить? скрасить своё старческое одиночество? разрулить войну своей мудростью? Сюжет вообще получился такой, что его можно было бы гораздо интереснее изложить в коротком метре, да и не развит сюжет вовсе. А паузы, молчание и взгляды Галины Павловны, которые в начале впечатляли и восхищали к концу фильма раздражают, она становится невероятно однообразной и монотонной, ну а некоторые несуразные реплики так вообще бесят.

Работа звукорежиссера - кошмар = слишком много несинхронных реплик! Время от времени на это просто невозможно смотреть, потому как губы произносят ну совсем не то, что доносится из динамиков.

Ну а вообще, конечно же, оторопь берет от того, что этот фильм не про Афганскую войну времен моего детства, но про войну на территории России времён детства моих детей... и от того, что это фильм о судьбах моих сверстниках, сверстниках моих родителей, сверстниках моих бабушек и дедушек, которые ну никак не могут разобраться в этой чёртовой войне...

1
0
...
4 марта 2011
Фото Ольга  Соколова
отзывы:
27
оценок:
31
рейтинг:
50
5

Посмотрев интервью, я ожидала большего. Не поймите, что не нужно идти. Дело
Ваше. Просто при всем моем уважении к персоне Вишневской, я искренне не
поняла почему именно она, за какие такие актерские способности сценарий
писали под неё? Она не сыграла. Фильм вытянут актером-внуком, командиром,
чеченской женщиной, мальчиком, который охранял Александру. Из всех этих
сцен сложился фильм. Но мне кажется, что слова вложенные в её уста, должны
произносится не в манере самой Вишневской, которая обычно с прохладцей. Я
читала про её сложности и тяготы на съемках, но души в её игре мало. Фильм
без единого выстрела, но о войне. И это интересно.
Но на такую тему нельзя снимать слабое кино. Нельзя. Это как про Христа
снимать на домашнее видео. Либо скажи хорошо, либо промолчи. Я
думала-думала, что могло бы изменить этот фильм. Вот как бы туда Чурикову
или Екатерину Васильеву на главную роль, композитора из "Слушая тишину" и
оператора из "Изгнание", то цены бы фильму не было.

И еще меня убил Сокуров во вчерашнем интервью, который сказал, что этот
фильм-тест на наличие души, но коли так, так хотя бы удосужился все диалоги
снимать крупным планом и играть лицом, а тут даже музыка по звуку
перекрывала диалоги. Или слова не важны? Тогда, опять же, дайте картинку.

1
0
...
18 октября 2008
Фото Сергей
отзывы:
22
оценок:
193
рейтинг:
28
9

2007 год оказался очень плодотворным и удачным для российского кинематографа. В течении года вышли в прокат сразу несколько если не шедевров, то фильмов самого высокого уровня. К их числу, наряду с "12", "Изгнанием" и "Грузом 200", безусловно принадлежит и "Александра". Этот фильм, посвященный проблемам отношений России и Чечни, русских и чеченцев, производит совершенно неизгладимое впечатление, хотя, возможно, сама проблема в последнее время и утратила свою злободневность, отошла на второй план.
Возможно, "Александра" довольно сложен для восприятия, в первую очередь ввиду своей многоплановости - сочетания черт и реализма и символизма. Однако благодаря блестящей режиссерской работе Александра Сокурова фильм даже без особого сюжета захватывает зрителя с первой и до последней минуты и не теряет своей цельности.

1
0
...
7 января 2008
Фото Kater
отзывы:
166
оценок:
541
рейтинг:
647
9

Сокуров как всегда человечен, ненавязчив и удивительно глубок.
Просить у Бога разума, ибо сила не в оружии и не в руках. Война - не то, чем должен человек гордиться. Даже если он на войне раскрывает себя, обретает себя, ощущая мужскую гордость, есть опасность никогда "не соскочить". Война - в руках мужчины, всю тяжесть мира же берут на себя женщины.
-Ты мне не ровня. Ты всего лишь мужик, и тебе не все позволено - говорит Александра внуку.. Дурачье - называет она солдат. Ласково и ворчливо так называет, ощущая свое право быть среди них, принимать как должное их помощь. Все окружающие также признают за ней эту власть, даже чеченский мальчик обращается к ней, как ко всей России: "отпустите нас, мы устали".
Ответственность каждого перед каждым за эту войну, невозможность абстрагироваться от нее, как и невозможность определенно сказать - что делать, как это все прекратить, как соскочить с брони - вот тема фильма. "Отпустите нас.. Если бы все было так просто"...
Сокуров снимал фильм при содействии ФСБ, ГТРК "Вайнах" и офицеров российской армии (все военные, вплоть до прапорщиков аккуратно перечислены в титрах). Таким образом, свою объединительную, миротворческую миссию выполняет не только главное действующее лицо картины Александра, но и сам фильм - тоже "Александра" объединяет, сближает разные стороны. По-сокурову, добро спасает мир.
В чем сила, брат? Сила в добре. ;)

1
0
...
8 декабря 2007
Фото Tuneydec
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Об этом фильме можно сказать с уверенностью одно - обсолютно не понравился!!! Никаких интересных моментов не наблюдал... если конечно можно отнести к интересному то, как бабульку в БТР засовывают и дают автомат подержать, то тогда они есть. Смотреть его или нет - личное дело каждого, но своим знакомым и друзьям я бы не советовал лицезреть этот фильм!!!!

1
0
...
1 декабря 2007
Фото eva_ajpenshtock
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
5

Александра.
Скромно пошитая притча Александра Сокурова о том, как одинокая бабуля, Александра Николаевна (Вишневская), совершает паломничество в Чечню к внуку, офицеру – контрактнику, прихватив с собой сменное платье и банки с соленьями. А еще о том, как кино про войну может обернуться историей про одинокую бабулю.
Фильм снят так, будто снимает его сама Александра Николаевна по ею же написанному сценарию. В нем нет выстрелов и крови, зато есть печенье и букетик цветов на обеденном столе. Чечня ее глазами – это не поле боя, а просто место, где живет ее внук. Как живет? Что ест? Стирает ли форму, носки? Собирается ли жениться? В военной части Александра хозяйничает, как на кухне, на чеченский рынок идет, словно в соседнюю булочную. Вместе с котомкой на колесиках она привезла с собой весь свой мир, с которым срослась за долгую жизнь: привычки, страхи, одиночество. На войне она, как у себя, в Ставрополе, каждое утро надевает серьги и перстень, красит губы, заплетает аккуратную косу. Разгуливает по территории, как во дворе своего дома, общается с чеченками, как с подругами молодости. И этот кусочек войны, обнесенный колючей проволокой, на полтора часа становится для зрителя чем-то вроде лесного лагеря, где есть вожатые, отдыхающие, местные, походы, каша с компотом… Но эта иллюзия раз за разом дает трещины, через которые по капле в душу просачивается какой-то безысходный, навязчивый ужас, стоит реальности с полным комплектом военной атрибутики потеснить Александру: здесь БТР, разрушенные чеченские дома, ружья, а чуть дальше, в поле, - зарево. Вот там, там точно война – думает Александра и на всякий случай за всех молится.
Фильм, в котором мало говорят, пристально смотрят и угрюмо задумываются, без лишних вопросов зачисляют в категорию глубоких и душевных. Создается впечатление, что Сокуров все-таки страшится упустить заслуженную душевность, поэтому связывает ее, словно добычу, в каждом втором кадре. Он маниакально обсасывает трогательные моменты, выделяя на все по минуте крупного плана, чтобы даже самый черствый зритель на самом последнем ряду отвлекся в приступе нежности от своего попкорна. Режиссер старательно намекает, где именно нужно растрогаться: вот тут, потому что вояка обнимает бабулю, словно на прослушивании в ГИТИС, вот здесь, потому что ах как пронзителен взгляд молодого чеченца… Иногда, запутавшись в нарощенных чувствах, невольно ловишь себя на позорной мысли: «Может, все-таки кто-то умрет?»
Сделав свою героиню тезкой самого себя, Сокуров с самого начала подал несмышленому зрителю руку помощи, чтобы шаг в шаг пройти с ним через «Александру». Режиссер мог бы вправду отличиться, доведи он окончательно свои подсказки до того состояния, в котором они весь фильм стояли одной ногой. В комедийных шоу зрителю объясняют, когда можно смеяться, пуская в нужный момент фанеру с буйным гоготом. Почему бы не проделывать то же с закадровыми рыданиями? Или выносить таблички в зал: «плачьте», «умиляйтесь», «трясите подбородком». Наверное, потому что слезу не выдавишь по задумке режиссера. Даже по очень талантливой задумке.
Получилось, что от Сокурова, Чечни и фильма осталась одна Александра – Вишневская. Может, это тоже на что-то намек?

1
0
...
28 ноября 2007
Фото Aлександр Николаевич Безукладников
отзывы:
147
оценок:
66
рейтинг:
103
3

Сегодня посмотрел фильм "Александра"

Вы знаете ,это один из немногих фильмов , где сказать практически не чео , если даже хочется. Причем не плохого и хорошего.

Фильм имеет свою философию и главное имеет свою жизненность. Опять поднимает вопросы "рваных ран" (война, голод, безработица)

С одной стороны может быть и приятно смотреть фильмы снятые из жизни, но с в фильме всегда хочешь найти найти превлекательное и вкусное,что нет в настоящей жизни.

Если Вы все таки собираетесь посмотреть этот фильм, то набиритесь терпения ,это не бренд Александр Сокуров,а очень жаль...

Большая часть съемок будет либо в военной части, либо на разбитом рынки ...

И не "покоряющей" ни кому главной героиней безумно любящей своего внука....

Приятного Вам просмотра.

1
0
...
22 ноября 2007
Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
405
5

Сюжет его очень прост: пожилая женщина Александра в исполнении замечательной оперной певицы Галины Вишневской приезжает на военную базу на Северном Кавказе навестить своего внука, офицера-срочника. Оказавшись в новой обстановке, неугомонная старушка активно наблюдает кипящую вокруг неё жизнь, слышит отголоски мало кому известной войны. Вместе с ней мы видим и слышим всё происходящее там, на крошечном островке цвета хаки посреди добела выжженных солнцем степей, вместе с ней делаем выводы. И выводы эти тоже очень просты: война – это бессмысленная штука, когда парни убивают друг друга потому, что этого хочет кто-то далёкий и непонятный, ничего не умеют, кроме как стрелять, и зарабатывают на этом столько, что и сказать стыдно, а жениться тем паче стыдно; когда женщины и старики ютятся в домах, наполовину разрушенных теми, кто якобы пришёл их защитить и «нести факел цивилизации»; когда дети со взрослыми глазами не знают, куда им придётся податься от родных земель и сколько ещё придётся настрадаться от тех, кто уверен в своей правоте. И задать на эти простые выводы тоже хочется очень простой вопрос: чёрт возьми, все люди – такие разные и такие похожие – братья и сёстры, и земли хватит на всех, и воздуха хватит на всех, так чего же мы не поделили? И очень простой ответ на этот простой вопрос дважды звучит в фильме: не так всё просто. Не так всё просто… В общем, фильм хороший. Но чего-то не хватает, какой-то изюминки, какой-то остроты, чтобы проняло, зацепило. Весь фильм всё ждёшь, ждёшь, когда наконец будет апогей, кульминация, момент истины, неожиданная развязка, и – не дожидаешься. Хотя это вполне логично: какое открытие мы хотим получить, отлично понимая, что один человек, а тем паче пожилой, ничего не в силах изменить в веками обкатанном несправедливом мироустройстве? А чудес да сказок мы навидались уже предостаточно, да и трагедиями под занавес сыты по горло, - так пусть будет хоть одна история, не имеющая ни начала, ни конца.

10.12.2007
Комментировать рецензию

0
0
...
19 августа 2009
Фото Борис Голодец
отзывы:
22
оценок:
700
рейтинг:
3
5

Александра, Александра, этот город наш с тобою?

Грозный и Ханкала – если посмотреть на политическую карту мира, то это российские города. В них разворачивается действие нового фильма Александра Николаевича Сокурова «Александра».
Александра Николаевна едет к внуку, капитану российской армии, в расположение его части, в гости. Там она проводит несколько дней, знакомится с сослуживцами, начальством и подчиненными сына. Ходит в соседний городок на рынок за сигаретами для солдат. На рынке знакомится с торговкой и заглядывает ненадолго к ней в гости. В конце ее новая знакомая с подружками провожают Александру Николаевну на перроне. Машут ей, она машет в ответ из вагона. Вот и все содержание фильма. Похоже на лирическое бытописание. Если бы не города, возле которых служит внук – Грозный и Ханкала.
Фильм снимали именно там, в Чечне. На главную роль Сокуров уговорил оперную легенду Галину Павловну Вишневскую. Если посмотреть сюжеты отечественных СМИ – в Чеченской республике давно все спокойно. Идет мирная жизнь, крестьяне возделывают земельные угодья, горожане вечерами гуляют под ручку по просторным улицам Грозного, расшаркиваясь при встрече с русскими соседями по подъезду.
Если послушать продюсера Андрея Сигле и режиссера Александра Сокурова, то во время месячной съемочной экспедиции группа постоянно меняла маршруты следования для обеспечения безопасности. Вишневскую круглосуточно охраняло несколько сотрудников ФСБ. Натурные съемки в полуразрушенном доме чеченской торговки не потребовали долгих поисков и строительства декораций – разруха на каждом шагу. Условия жизни группы были аскетические и приближенные к полевым.
По словам Галины Павловны, она пережила блокаду, поэтому пережить съемки не стало для нее непосильной задачей. По словам Александра Николаевича, не нашлось молодых актеров, служивших в армии. Поэтому воспользовались хорошо известным жестким режиссерским методом, не раз с успехом применявшимся в мировом кинопроизводстве: молодых питерских актеров поместили в действующую разведроту на период съемок. По мере надобности актеров-солдат изымали на площадку, а затем возвращали в часть.
В полуторачасовом фильме нет сцен сражений. По словам Сокурова, стоило ему один раз побывать и посмотреть на войну, и сразу все эффектные атаки, красочные взрывы, в рапиде падающие тела навсегда оказались для него связаны с понятиями «пошлость» и «фальшь».
Действительно, фильм получился достоверный. Местами эта достоверность даже перерастает в самоцель: герои говорят одновременно, или слишком небрежно – слов не разобрать. Очень долго и подробно показано, как солдаты и офицеры помогают бабушке Саше вскарабкаться на БТР. А потом слезть с него. А затем найти палатку сына. А еще пройти по неровным доскам – тротуарам лагеря.
С другой стороны, при акценте на достоверность в фильме много монтажных ляпов: чеченская девочка, которая сидит у разбитой ванны, в следующем плане молниеносно оказывается на ступенях дома; наброшенный пиджак Александры при переводе плана пропадает и прочее.
Такие ошибки не простительны масштабу Сокурова. Но, видимо, мало кто их заметит. А вот старческое, обрюзгшее лицо гордой Александры Николаевны в исполнении величественной примадонны Галины Павловны Вишневской – это запоминается надолго.
Премьера фильма состоялась в необычных для такого случая интерьерах Михайловского театра. По словам Вишневской, она впервые была здесь блокадной зимой 43-го. Слушала «Пиковую Даму». Хорошо помнит, как неравнодушные зрители молча кутались в шубы, а у певцов изо рта шел пар.
Музыку для фильма написал его продюсер Андрей Сигле, а запись осуществил симфонический оркестр Мариинского театра. Таким образом, состоялось символическое братание двух главных музыкальных театров города: оркестр Мариинки, пусть и в записи, сыграл в зале Михайловского.
Фильм выходит в прокат в размере 70 копий. Для авторского кино на сегодня это не мало. Показывать будут вахтовым способом: две недели в одном кинотеатре, две в другом и так далее. Права на телевизионную премьеру закупил Первый канал. Получается, у зрителей есть возможность увидеть еще одну хорошую отечественную ленту.
По словам Сокурова, этот фильм не претендует на актуальность. Но вопрос Кавказа продолжает быть нерешенным. По официальным данным первая чеченская война унесла до 50 тысяч жизней мирных жителей и до 6 тысяч жизней российских солдат. Во второй войне погибло от 15 до 25 тысяч гражданских лиц, сотни тысяч человек стали беженцами.

0
0
...
17 июля 2009
Фото Василий Авсеенко
отзывы:
281
оценок:
2229
рейтинг:
130
7

Странное, неспешное, реалистичное… Посвещается нашим мамам… Типа философские мысли о войне, свободе, верности. Мутновато…

0
0
...
12 февраля 2009
Фото тася круговых
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
9

Мне нравятся фильмы Александра Сокурова. Первый раз я увидела фрагмент «Тельца» лет в 19, не стала смотреть фильм из-за впечатления тягомотности ритма картины, но впечатление от кадра, где какой-то герой едет на телеге и что-то шепчет в бреду, осталось со мной. Наверно, политическая тематика, как мне на первый взгляд показалось, не мое. Я посмотрела, как другой герой Сокурова что-то шепчет и движется по залам Эрмитажа, и пересмотрела «Русский ковчег» еще несколько раз. Как я потом убедилась, будь то пустыня, Германия, Россия, Чечня – фон не столь важен, в основе истории лежит отношения человека с кем-то, к кому-то, чему-то. И эти отношения понимаешь изнутри и чувствуешь нутром. В фильме «Александра» - это отношения героини с внуком, мужчинами и женщинами.
Пожилая русская женщина Александра Николаевна едет в Чечню навестить внука – русского офицера. Она не видела его семь лет и вдруг решила увидеть. Из слов героини мы узнаем, что ей стало одиноко и нужно побыть хоть с кем-то родным. Ее глазами мы видим военную часть: вечно голодные солдаты, ни пряников, ин сигарет, ни хорошей формы. Они на войне, но не чувствуют никакой определенности, они ездят в какие-то разведки, стреляют, и в то же время дружат с местными чеченцами. Предполагается, что война идет, что обстановка напряженная, чеченцы захватывают русских солдат, русские- чеченцев. Но это все как бы не видит героиня фильма, и почти не чувствуем мы. Довольно-таки прямо высказываются герои о войне, что им надоело воевать и что это бессмысленно, так же прямо – об отношениях внутри семьи, внук обвиняет бабушку в том, что она управляла его мамой и все делала по-своему, ни с кем не считаясь.
Сквозь документальную реальность и плакатные истины Сокуров ведет свою героиню, и я пытаюсь понять его. Зачем он отправил ее в путешествие, зачем она говорила с внуком о своем одиночестве и его женитьбе, зачем спрашивала солдат, где они моются и стирают белье, зачем она вышла за блокпост и подружилась с чеченкой.
Может, я думаю, чтобы дать мне надежду. Я знаю, что этот путь кардинально ничего не изменил в судьбе Александры, но думаю, что она тоже надеется, что внук найдет себе жену, что Малика приедет к ней в Ставрополь, а чеченскому мальчику Ильясу она покажет Эрмитаж.

0
0
...
5 ноября 2008
Фото Анастасия Дорчи
отзывы:
119
оценок:
132
рейтинг:
128
9

Фильм о войне без войны, фильм о временах Чеченской - на самом деле о любой другой "компании", о том, кто в этой войне мужчины, кто женщины, о том, что война это всегда страшно, без красоты и позии. Поначалу показалось все очень постановчоно. Вишневская на бронетранспотере со своей царственной осанкой и зычным голосом, непонятные и невнятные диалоги, но так было первые минут 15... Один из лучших фильмов года, и в тоже время актуальный всегда. Обязательно посмотрю еще и вам советую.

0
0
...
27 января 2008
Фото AkselPervolnen
отзывы:
57
оценок:
65
рейтинг:
82
9

Новый фильм Сокурова ещё более неспешный, чем остальные. Спокойный, пластичный и медленно текущий как широкая река.
Кажется, что самый темп картины сделал под нашу дорогую приму, которой не стану вспоминать сколько лет.

Можно также отметить, что Александа, среди картин режиссера, снятых с середины 90-х, возможно, самая бессюжетная.

0
0
...
18 декабря 2007
Фото fragmentaire
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
7
9

Хороший фильм. Не забудьте приготовить носовой платок, он понадобится пару раз ближе к концу фильма. Ценность этой картины в том, что она просто ведёт тебя по сюжету, концентрирует внимание на себе, не надоедая деталями, представляется очень гармоничной, особенно если смотреть одному после рабочего дня. Гармонична сочетанием мудрости и безысходности. Игра актёров безукоризнена. Музыкальное сопровождение тем более. Сквозь бледный сюжет невозможно не заметить имперских амбиций страны. Но ведь они таковые и есть, равно как и осознание здесь живущей популяцией собственной обречённости существовать по придуманным Богом или другими людьми правилам.

0
0
...
6 декабря 2007