Москва
6.8

Фильм
Наследство

L'heritage, Грузия, Франция, 2006
О фильме
  • Наследство – афиша
  • Наследство – афиша
  • Наследство – афиша
  • Наследство – афиша
  • Наследство – афиша
Драма
14+
20 сентября 2006
1 час 15 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Петр Фаворов
260 отзывов, 286 оценок, рейтинг 3363
28 ноября 2007

Трое молодых французов — рюкзачки, маечки, видеокамера — приезжают в Грузию поглядеть на реприватизированный фамильный замок одной из путешественниц и, кажется, снять об этом фильм. В качестве переводчика они нанимают таинственного Николая (Боньяр), явного негрузина, говорящего вроде бы по-грузински (вместо которого Боньяр, кажется, выдает полную абракадабру) и по-французски, но выглядящего как непрошибаемый американец из фильмов полувековой давности. Всей компанией они грузятся в потрепанный пазик, едущий в Сванетию, и ныряют в омут грузинской повседневности, где пьяные поют про Буденного, нищие поднимают тосты за демократию, а хозяин сельской гостиницы с бетонным настилом вместо лестницы всерьез жаждет обсуждать историческое значение Бонапарта. Из всей этой свистопляски вырисовываются два самых цивилизованных на вид персонажа — старик (Гапаридзе) и его внук (иконописный Георгий Баблуани, младший брат и сын режиссеров, парень из фильма «13»). Однако именно эта парочка и оказывается средоточием всей дичи — недаром они везут с собой пустой гроб, куда назавтра положат вполне живого пока дедушку. Не в силах упустить такую натуру, французы отправляются вслед за ними — с самыми, разумеется, грустными последствиями.

Предыдущий абзац легко принять за чересчур подробную вводку в еще один сюжет про «поворот не туда». Но не тут-то было — грустные последствия, во-первых, наступают не для французов, а во-вторых, вообще не особенно важны для всей механики фильма.

«Наследство» — второй фильм весьма юного франко-грузинского режиссера Гелы Баблуани, сейчас снимающего в Голливуде ремейк собственного дебюта «13». На этот раз режиссером значится и его отец Темур, но главный тут явно Гела. Первый его фильм был крепко сбитым, очень красивым, очень страшным и почти с маниакальным упрямством бьющим в одну точку. Второй получился совсем другим — и лично мне он понравился больше. Собственно, о чем тут речь, не совсем понятно. Ничего не договорено, ничто не возведено в абсолют. Есть одна история, про вендетту как тайный смысл Грузии, есть другая, про слишком любопытных, ничего не понимающих иностранцев, и есть третья — про застрявшего между мирами человека, уставшего и от тех и от других. Но вендетта, может, и отмирающий анахронизм, иностранцы, может, ни в чем не виноваты, а человек этот, может, и сам дурак.

Все это звучит не особенно соблазнительно, но фильм явно получился. Это, конечно, скорее набросок, проходная работа, но наброски и проходные работы такого уровня составляют потом полные собрания сочинений с золотым тиснением на корешках. Снять безделицу так, чтобы она и безделицей осталась, и оставила на душе такую царапину, — это, простите, нужно быть мастером.

3
0

Отзывы

9
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 698
12 ноября 2008

Из пункта А в пункт Б выезжает раздолбанный автобус с обветшалыми перекошенными сидениями и занавешенными от солнца и пуль окнами, олицетворяющий царящую вокруг опасность, непредсказуемость, разруху и неразбериху. Дорога занимает почти двое суток.
У пассажиров будет время познакомиться поближе. Пунктом А является Тбилиси, а пунктом Б далекое горное село…Образно говоря, доедут не все. А изначально в автобусе едут четверо молодых французов, местный немой барыга, старик и юноша, одетые в черные траурные костюмы. Из ручной клади самой крупной является пустой гроб. Каждый зашел в этот шаткий катафалк со своей целью. Французы едут взглянуть на остатки древнего замка, как неожиданно нарисовавшегося наследства, глухонемой барыга – мешочник в пути, чтобы менять и торговать, юноша – хоронить, а дедушка – умирать. Гроб везут именно для него, дедушки, который по прибытию в дальнее горное село будет убит и своей смертью поставит точку в сорокалетней войне между двумя семьями, порождённой кровной местью. Его смерть уровняет число павших, после этого ритуала с каждой стороны будет одинаковое количество погибших в этой бессмысленной бойне, о причинах возникновения которой туманно помнят даже старцы. Говорят лишь, что 40 лет назад двое аксакалов не поделили женщину, погибли оба, а она вышла замуж за третьего. Вот такая вот грусть-печаль, а стреляют до сих пор, обычай…
И все это варварское устройство человека-ограниченного, обречённого кем-то когда-то жить по законам смерти, лишний раз подчеркивается на контрасте с щемящей душу красотой горных пейзажей.
Сопровождающий дедушку юноша знает французский, поэтому туристы быстро оказываются в курсе происходящего. Изначально им трудно поверить в возможность такого кощунства в наши дни, но потом удивление сменяется возмущением, возмущение попыткой что-то изменить своим присутствием на месте казни с двумя видеокамерами, но потом, как мне кажется, побеждает любопытство и жажда снять сенсационный материал. Но жизнь внесёт коррективы, запланированная система даст сбой, и обстоятельства ритуала “примирения” станут куда более трагичными и куда менее потянут на репортаж…

Достаточно вспомнить, что режисером этой пронзительной картины является Гела Баблуани, снявший в своё время убойный (в полном смысле этого слова) фильм “13” – один из сильнейших фильмов, виденных мною вообще.
Вот и теперь я посмотрел “Наследство” и долго ещё ловил себя на мысли, что если использовать аллегорию, то все мы едем в этом автобусе, единственное отличие в том, что нас слишком много, чтобы поговорить, понять, прочувствовать, предотвратить, а не просто наблюдать неизбежное в виде гробов в багаже. Мы должны сделать этот мир чуточку разумнее и добрее, чтобы оставить нашим детям наследство не только из останков обрушенного замка и неизбежности принять вражду, ненависть и убийство как закон и норму человеческого бытия.

5
0
9
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 797
14 декабря 2007

В современном кинематографе все больше утверждается горизонтальное кино - без разделений персонажей на хороших, плохих и неопределившихся, без оценок их действий, без зримой морали. Не знаю, как вас, а меня эта тенденция радует. Она формирует горизонтальный взгляд на мир, взгляд внимательного, понимающего слушателя, сопереживающего одинаково всем участникам процесса. Ведь что нужно человеку больше, чем внимание? Так, о чем это я?..
"Наследство" - именно такой горизонтальный фильм. Наверное, он о том, что движет людьми, как они принимают решения - руководят ли ими порывы, желания, совесть ли? становятся ли люди заложниками собственных законов или заложниками законов общепризнанной морали? Что человек ставит выше - честь, долг, привязанность, благополучие, общение? А может быть фильм совсем не об этом, а просто вскрывает внутри все эти нерешенные задачи?
Разумеется, это никакое не кино, это поэзия. Только стихами можно передать так искренне одновременную и наивность и сложность горских народов. И никого не обидеть при этом. Странно, но я с трудом понимала, кто из них француз, а то грузин. Оказывается, они так похожи. Как, впрочем, и все люди - все мы похожи тем, что мы равны друг перед другом.
А еще фильм можно использовать в качестве учебного пособия о том, как надо вести себя на Кавказе. "У каждого свои законы" и "100 долларов только укрепят нашу дружбу" - это надо все время держать в голове, когда ты там. Тогда все будет отлично.
Очень хочется в Тбилиси и найти фильм "13".

3
0
7
alkien
20 отзывов, 230 оценок, рейтинг 48
14 декабря 2007

Это не триллер, не верьте идиотам-маркировщикам, и никакая не комедия – это сложный жанр, который предсказуемо должен был родиться под пером двух самодовлеюще разных режиссеров, пусть и объединенных родственной связью. Видимо, эта же разница привела к тому, что фильм исключительный отдельными зарисовками, объединенный в единое целое смазывается, смысл ускользает из рук, как цикада, забравшаяся под рубашку. И все же, каждая его деталь связана хоть и ветхой нитью, но намертво, а посыл настолько многогранен, насколько глубоко вы способны заглянуть. Кто эти люди, приехавшие из цивилизованной Европы в страну с горскими законами, так ли сильно отличается их безобидное желание запечатлеть человеческую смерть на стодолларовую камеру от законной вендетты людей, с лицами деревьев? Так ли сильно одни оторвались от других? Что есть смерть, если и герои наполеоновских войн истлели, а их жизнь не интересна даже французам. Что такое жизнь, где в ней абсолют? Может, его и вовсе нет, а может это водевиль, увлекающий в пляс или толика женской заботы?

Очень сложный и одновременно очень понятный фильм, если не бросить на полпути, пройти до конца, вникнуть, все станет очевидным и закономерным, каждая маломальская деталь займет свое законное место в едином ритме повествования и зазвучит по-новому.

Несомненным плюсом или, если хотите, признаком мастерства, является отсутствие попытки собрать дивиденды на политической и национально-колоритной ниве. То есть, не смотря на все живописные закоулки Тбилиси, изобилие колоритных персонажей и пр. «национальных особенностей», расставленные акценты совсем иные, и перечисленное, скорее дополнительная, нежели основная канва.

1
0
9
Ираклий Болквадзе
23 отзыва, 23 оценки, рейтинг 65
15 декабря 2007

Этот фильм - Психологическая драма. И люди которые не готовы задуматься и осмыслить фильм после его окончания - не должны его смотреть. На мой взгляд фильм снят Идеально. Без всяких преувеличений и ненужного "тюнинга" свойственного голливуду и к сожалению уже и отечественному кино.

Вправе ли человек, который не осознает и не понимает ничего в традициях народа, особенно горского народа, противостоять их традициям и нравам? Идеальная находка сценаристов в том, что все показано чужим взглядом. Как бы взгляд на своих - чужими глазами! Европейцы приехали в Сванетию, один из самых "неевропеизированных" краев Грузии... со своими нравами и традициями... и увидели то, что для них дико и непонятно. Это непонятное, интригует и дает пищу для размышления им... почему, в 21 веке эти законы гор все еще существуют? Имеют ли эти законы смысл и почву для существования? и почему прогресс и цивилизация не действует на них?

Идеальный смысловой синоним этого фильма может стать старый фильм, трилогия "Мольба" Тенгиза абуладзе (1973 году гран при в городе Сан Ремо. Авторсое кино)... тоже о горских законах!

фильм "Наследство" - простая, но очень и очень качественная работа талантливой семьи Баблуани - которые родом из Сванетии! я ставлю 5!

0
0

Подборки Афиши
Все