Плохой день в Блэк-Роке






Загадочный вестерн Джона Стерджеса
В 1945-м на станции захолустного калифорнийского городка Блэк-Рок впервые за четыре года остановился поезд. Он привез единственного пассажира, однорукого ветерана МакКриди (Трейси), невесть зачем решившего отыскать жившего в этих местах фермера-японца. Местные встретили его недружелюбно, да и сам однорукий с обитателями Блэк-Рока брататься не собирался. Он напомнил горожанам о страшной тайне прошлого, и в шкафах тревожно загремели скелеты.
В 1945-м на станции захолустного калифорнийского городка Блэк-Рок впервые за четыре года остановился поезд. Он привез единственного пассажира, однорукого ветерана МакКриди (Трейси), невесть зачем решившего отыскать жившего в этих местах фермера-японца. Местные встретили его недружелюбно, да и сам однорукий с обитателями Блэк-Рока брататься не собирался. Он напомнил горожанам о страшной тайне прошлого, и в шкафах тревожно загремели скелеты.
Фильм наделал шума как смелое свидетельство послевоенной расовой нетерпимости, но сегодня воспринимается в первую очередь как образец чистого саспенса: напряжение, пропитавшее сонное провинциальное царство, ощущается вполне физически. А потревоженная из социальной необходимости японская тема получила довольно неожиданное и чисто жанровое развитие. Пять лет спустя Стерджес превратит самурайский сюжет Куросавы в «Великолепную семерку», но уже в «Блэк-Роке» типичный городок из вестерна не отличить от феодальных деревушек из японских фильмов, где всегда находилась работа для бродячих телохранителей, слепых фехтовальщиков и гениев дзюдо. А чтобы уж не оставалось совсем никаких сомнений, МакКриди демонстрирует не только чисто самурайскую выдержку, но и феноменальное для однорукого инвалида владение джиу-джитсу в кульминационной рукопашной сцене. Пафосно отомстив за невинно замученного японца, Голливуд спокойно присвоил себе его пожитки — уверенно и, пожалуй, по праву.