Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Ночь игуаны

The Night of the Iguana, США, 1964
Драма по пьесе Теннеси Уильямса

По пьесе Теннесси Уильямса. Американский священник, преподобный Лоуренс Шэннон лишается сана за прелюбодеяние и отправляется в Мексику, где становится гидом. Однажды его внимание привлекает юная Шарлотта Гудэлл, затесавшаяся в группу старых дев. Впрочем, знакомством с этой девушкой его сложные взаимоотношения с женщинами не исчерпываются.

  • Ночь игуаны – афиша
  • Ночь игуаны – афиша
  • Ночь игуаны – афиша
  • Ночь игуаны – афиша
  • Ночь игуаны – афиша
Драма
16+
Джон Хьюстон
9 июня 1964
1 час 58 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Джона Хьюстона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
12 мая 2007

Преподобный Лоренс Шэннон (Бартон), лишившись сана за прелюбодеяния, подвизался гидом на турах по Мексике. В одну из поездок, ошалев от домогательств 17-летней нимфетки (Лайон) и угроз высокоморальной руководительницы группы, он завозит автобус в глушь, к океану, где держит самопальную гостиницу его приятельница, веселая вдова Максин (Гарднер).

Лучшая экранизация Теннесси Уилльямса — это сеанс экзорцизма христианской доктрины под тростниковыми крышами, беспокойными пальмами и требовательным небом Пуэрто-Вальярта. Дошедшие в отпущенные им пьесой сутки до пьянства, группового секса и попытки самоубийства герои найдут мир с собой в свободе от догм, и жгучая игра актеров, в первую очередь — гнедой Гарднер, убеждает, что обретение это дается с муками. Но звезда фильма — оператор Габриель Фигероа. Это он изобрел Мексику в кино: пепельные леса поэтических фильмов 40-х («Мария Канделария», «Макловия») — это он; контрасты мексиканского Бунюэля — тоже он. Хьюстон выписал Фигероа, чтобы отвесить прощальный поклон черно-белому кино, — тот вычертил жирным черным графитом листвы, ночи и глаз Авы Гарднер библейские страсти. Цветное кино 60-х таких страстей ведать не будет — герои Антониони и Годара стартуют в той точке, где заканчивают путь герои «Игуаны». Годом позже Хьюстон совершит ошибку, сняв в цвете «Библию»; Фигероа поступит циничнее, уйдя с цветом в дешевые мелодрамы (одна из них, «Дикое сердце», была в конце 60-х фаворитом советских окраин).

1
0

Отзывы

9
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
12 октября 2015

В аду жарко, правду писали авторы бесчисленных путеводителей, но это не то сухое и приятное тепло горящих жаровен и пузырящейся смолы, это зыбкая, влажная томительная, постепенно высасывающая тебя капля за каплей, как устрицу из раковины, хмарь. Бесчисленные запахи гниения и увядания, колышущийся воздух томительной сиесты на все двадцать четыре часа, сонные гекконы на беленых потрескавшихся стенах и очумелая цикада за окном, раз от разу повторяющая свое струящееся однообразное, постепенно спутывающее похмельный разум, стаккато. Ад в Мексике, на самом юге, среди тропических лиан, гниющих болот, рядом с жемчужным и теплым, как гной, морем, дающим чувство прохлады только в несколько ночных часов. Ад раскинулся вокруг полузаброшенного отеля, его угасающей хозяйки, пары смазливых пеонов-слуг и тихо колышется паутиной, терпеливо ожидая к себе новых и неизбежных гостей, которые, пока и не подозревая, наматывают долгие мили на разваливающемся автобусе по пыльному мексиканскому бездорожью.

Туда, в пустой отель, в свое персональное пекло и едет преподобный Шеннон — пьяница, блудник, еретик, священник-расстрига, скатившийся к подножию социальной лестницы — от настоятеля почтенного прихода к жалкому посту англоговорящего туристического гида где-то в мексиканской глубинке. Он, после очередного запоя и неудавшейся попытки залезть под юбку молоденькой экскурсантки, сворачивает маршрут и стопорит свой автобус вместе с выводком чопорных предпенсионных мамаш у знакомой гостиницы. Зачем? Напиться в привычном месте, упиться жалостью к себе в компании хоть кого-то, кто помнит его прежним, всполошить благообразных старух, которые усердно трясутся на пассажирских сиденьях у него за спиной, а может просто замкнуло что-то в проспиртованном разгоряченном мозгу. Все, завязка окончена, занавес поднимается. Перед зрителем камерное, замкнутое пространство, столь излюбленное великим американским драматургом и пригодное, как для ломания рук, так и для слома судеб.

«Ночь игуаны» — дикая, томительная выжимка из полусотни других пьес Уильямса, эссенция — здесь сгустилось и сконцентрировалось все его творчество. Да — бесконечный уильямсовский Юг, но еще более южный, герои не просто разбиты — распластаны жизнью, виски и панацея льются рекой, одно, два — десяток сломанных сердец и душ. Три разных женщины и одно рассыпающееся мужское многоточие, блестяще выполненное Ричардом Бартоном. Место действия — старый отель с прилегающими пляжем и садом. Атмосфера, обстановка, настроение — как бы специально созданы для выдаивания, сцеживания остатков эмоций и чувств героев. Что не делает операторская камера, то додает раскаленное белесое небо, пышущее жаром прямо с экрана. Характеры персонажей — подчеркнуто антагонистичны, без воли на то автора они бы и не встретились в этом мире. Сюжет — нарочито статичен, двухчасовой сеанс групповой борьбы со своими бесами с неочевидным, впрочем, успехом — даже ночной сеанс экзорцизма окончится только шатким перемирием. Наполнение фильма? Романтическое — вряд ли, жизнеутверждающее — не в коей мере, история морального созревания — о чем вы? Финал? Перспектива? Шанс выбраться из этого психоаналитического ада? При самом лучшем раскладе только в Лимб.

Джон Хьюстон, новатор и экспериментатор, специально берет здесь черно-белую камеру. Именно она, хоть и отжившая уже свой век, позволяет насытить картинку сотнями оттенков серых полутонов, полумглой, сумраком, перетекающим из душ героев в смурную мексиканскую ночь, которая, в свою очередь, наполняет их своими немудреными пороками и наслаждениями. Здешнее буйство чувств смотрится в середине шестидесятых уже непривычно и неприлично, оно чуждо для киноязыка нового мира, который Антониони с последователями успел к тому времени превратить в вылизанную скупую безэмоциональную пустыню.

Нервный, наливающийся спиртным вечер, постепенно перерастающий в испитую, дикую ночь, бессвязные разговоры, пьяные истерики и исповеди, льющиеся признания, жалкие попытки найти близкую или понимающую душу, спутанная игуана, ожидающая супа, связанный по рукам и ногам в припадке белой горячки Шеннон, прекрасная, отчаявшаяся Гарднер, устраивающая оргию в ночном заливе, Керр, методично и отрешенно отрубающая на кухонном столе рыбьи головы. Метафоры ясны и выпуклы, пафос и накал актеров, иногда даже чрезмерный — неизменно попадает в цель. И поутру — одна смерть, и несколько возрождений, впрочем, относительных. Возрождений печальных людей, в очередной раз открывших нехитрую истину, что примириться с собою гораздо проще, чем измениться. А что им еще остается?

1
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
28 июля 2015

Жаркая и густая от сексуальных и психологических проблем, ограничений и скрытых мотивов экранизация Теннесси Уильямса. Преподобный Лоуренс Шеннон (Ричард Бертон) работает проводником и переводчиком в глухой мексиканской провинции, где обдирает американских туристов, возя их по всякой беспросветной глуши. Оказался он тут как ссыльный. В своем деревенском приходе в Америке он стал жертвой скандала о растлении молодой прихожанке, пережил нервный срыв и был отправлен подальше от добропорядочных граждан. И вот, во время одного из очередных путешествий, он встречает молодую и очаровательную, а также невероятно сексуальную молодую девушку Шарлотту (Сью Лайон), которая путешествует в сопровождении мужеподобной гувернантки мисс Феллоуз (Грейсон Холл). Шарлотта постоянно флиртует с Лоуренсом, но тот пытается как-то от нее отгородиться. Впрочем, когда группа прибывает в отель, его и без того пошатнувшаяся защита дает брешь, и подозрения мисс Феллоуз в том, что их проводник спит с ее подопечной внезапно оказываются реальностью. Вскоре она узнает, за что бывший (или действующий, как постоянно поправляет всех мистер Шеннон) преподобный оказался тут.

Великий американский режиссер Джон Хьюстон, известный своим нежеланием снимать в обычных студийных условиях, и проработавший большую часть своей карьеры за пределами США, в этот раз отправился делать свой новый фильм в далекий мексиканский город Пуэрто-Вальярта. Тогда об этом городе никто ничего не знал, но после того, как тут поработал Хьюстон, и как сюда приезжали такие звезды, как Бертон, городок быстро попал на карту мира, и сегодня – это весьма дорогой и престижный курортный город, который помнит и трепетно чтит фильм, который дал им, по сути, путевку в известность. Большая часть официального сайта города посвящена подробностям работы Джона Хьюстона над фильмом, снимавшимся тут.

Большая часть бюджета, потраченного на создание картины, была уплачена трем главным звездам – Бертону, Керр и Гарднер. Бертон, кстати, именно тут придал публичной огласке свой роман с Лиз Тейлор, которая вроде как прибыла к нему тайком, но вскоре об этом стало известно всему миру, и какое-то время спустя, вопреки категорическим протестам родителей Ричарда, он и Элизабет поженились. Чуть менее романтическая история связана с другой участницей фильма – молодой красотке Сью Лайон, которая приехала на съемки в сопровождении ревнивого жениха, который настолько навязчиво ходил за ней следом, что Хьюстон однажды просто категорически запретил тому являться на съемки. В целом же работали без трений и споров, и тем более без скандалов. Может быть потому, что перед тем, как отправиться на продолжительное время в дикую мексиканскую природу, Хьюстон раздал всем золоченные пистолеты со словами, что если кто-то захочет поскандалить, то пусть сразу уже пристрелит ненавидимого. Говорят, очень помогло.

Сам фильм получился весьма непростой драматургически. Сам по себе факт того, что в основе лежит произведение Теннесси Уильямса подразумевает сложный сексуальный конфликт между мужчиной и женщиной. И таких конфликтов, разной степени ярости, тут несколько. Кроме того, в историю вплетены чуть менее заметные, но сильно обогащающие разные иные темы, от отношений с местным населением до трогательности природы лиричности жизни старого поэта. Первоисточник Хьюстон изменил не сильно, так что, кроме замечательной актерской игры, принесшей фильму «Оскар» (второй был вручен за костюмы), тут есть и сложные и проникновенные диалоги о Боге, сексуальном подавлении и границах безумия. Естественно, это не тот фильм, который захочет посмотреть уставший после работы обыватель. Однако тем, кому подобные жанры интересны, фильм нужно смотреть просто обязательно.

0
0

Подборки Афиши
Все