Москва

Фильм
Москва слезам не верит

СССР, Россия, 1980Смотреть в
Реклама
История покорения Москвы провинциалами. «Оскар» за «Лучший зарубежный фильм»

Фильм о судьбе трех провинциальных девушек, приехавших в Москву в конце 50-х годов. Картина была удостоена многих наград, в том числе премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

  • Москва слезам не верит – афиша
  • Москва слезам не верит – афиша
  • Москва слезам не верит – афиша
  • Москва слезам не верит – афиша
  • Москва слезам не ве�рит – афиша
Мелодрама
12+
Владимир Меньшов
11 февраля 1980
2 часа 22 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Владимира Меньшова

Участники

Материалы о «Москва слезам не верит»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Ksenia Barkalova
151 отзыв, 165 оценок, рейтинг 229
6 января 2010
- Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась…

Это восхитительный фильм! Добрый, грустный, смешной, ласковый, драматичный, чертовски жизненный! Я могу подобрать миллионы эпитетов к описанию. Фильм на все времена. Лучший из лучших лент советского кино! Браво, Владимир Меньшов! Браво актерам!!! В этом фильме есть моменты и посмеяться, и подумать, и насладиться красотой актеров, и поплакать. Я плакала вместе с героинями. Безумно! Сколько из этого фильма можно вынести для жизни… какие слова…

- Ну, ладно, ладно. Москва слезам не верит.

Пятидесятые годы… Пышные платья, объемные прически, яркий макияж… Три подружки-провинциалки едут в Москву устраивать свою жизнь. Наша главная героиня Катерина (Вера Алентова) влюбляется в богатого молодого человека. Она искренне любит его, его деньги тут ни при чем. Но узнав о беременности Кати, ухажер оставляет ее.

- И давно тебя на солененькое потянуло?

Ну что ж, Кате надеяться не на кого. Она сама устраивает свою жизнь, воспитывает одна превосходную дочь, делает блестящую карьеру.

- Мужчины предпочитают женщин интеллигентных профессий.

Но коварная судьба-злодейка помогает Кате. Только через много-много лет. В 40 лет она ей подкидывает карту в руки. Она встречает мужчину. Замечательного мужчину, настоящего мужчину.

- Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.

Как же я рада… Слезы радости. Да, он не интеллигентно выглядит, да работает слесарем. Но он настоящий мужчина!

- К несчастью, принимать решения - это мужская обязанность. Это нормально.

Заключительные фразы в фильме выбили из меня поток слез… Так сказать, подали надежду, что все-таки остались на этом белом свете настоящие мужчины.

- Как долго я тебя искала.
- 8 дней.
- ... Как долго я тебя искала.

Фильм заставляет задуматься о себе, о целях, о смысле жизни, о планах, о карьере, о детях, о мужчинах, о жизни в целом. Удивительный фильм. Таких больше нет. А жаль… Потрясающий фильм. Могу его пересматривать миллиарды раз!

4
0
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 945
15 сентября 2014
Обычная история

Послевоенная Москва 50-х годов. Три подружки-провинциалки Катя, Люда и Тося учатся в Москве и мечтают покорить этот город, мечтают о счастье и любви, но путь к оным окажется тернистым и сложным, как и сама жизнь.

Награжденный главной премией американской киноакадемии, Оскаром в 1980 году за лучший иностранный фильм, «Москва слезам не верит» является ныне одной из наиболее выдающихся режиссерских работ Владимира Меньшова и едва ли не самой любимой народом мелодрам. По сути своей «Москва слезам не верит» — это классическая мелодрама, скроенная по лекалам не столько советского кинематографа, сколь голливудского, а сама фабула ленты и героини в ней задействованнные универсальны и вызывают отклик у большинства людей во всем мире(заметна в картина и явная незаидеологизированность, потому Владимир Меньшов во время производства ленты немало натерпелся от вышестоящего начальства).

Судьбы трех главных героинь следуют не столько слепой роли фатума, сколь воле сценариста Валентина Черных. История Кати Тихомировой рассказана в духе «американской мечты» и ее перевоплощение из плачущей студентки с маленьким ребенком за плечами в директора завода остается за кадром и зрителю лишь приходится догадываться о тех судьбоносных поворотах в ее судьбе, а ее личное счастье — это счастье позднее с горьким привкусом житейских невзгод, с долготерпением в холодной постели и возможной связью на один ночь. Роль Кати стала одной из самых заметных в актерской карьере Веры Алентовой; актриса блестяще продемонстрировала в фильме не столько внешнюю, сколь внутреннюю трансформацию своей героини.

«Москва — это большая лотерея», — говорит в самом начале ленты Людмила, но, к сожалению, выигрывает в лотерее всегда кто-то один. Амбициозная Люда, склонная преукрашивать реальность и лгать во благо, в этой лотерее жизни получила «зеро», а принц на белом коне с черной клюшкой пошел по пути узнавшего вкус славы человека и растерял себя, разрушив жизни всех окружающих его людей. Харизматичная игра Ирины Муравьевой добавила в структуру ленты легкие комедийные элементы с налетом трагичности.

История же Тоси, поведанная зрителю эпизодически, весьма типична, ибо данная героиня всегда стремилась к обыденному счастью и не рвалась за успехом. Ее радости в жизни — это радость любого из нас над любой мелочью и способностью не рваться за фантомным успехом. По сути героиня Раисы Рязановой незаметна и ее добродетель ей воздается простым счастьем.

Также в картине превосходно исполнили свои роли Алексей Баталов, Александр Фатюшин, в реальности повторивший судьбу своего киношного героя, Евгения Ханаева и занятые в небольших ролях известные актеры, по примеру Владимира Басова, Зои Федоровой или Олега Табакова.

«Москва слезам не верит» — фильм, снятый академично и довольно-таки сдержанно с точки зрения режиссуры. Приличный по обьему хронометраж не делает фильм затянутым ввиду обилия россыпи интересных образов, ровной линии сюжетного развития и квинтэссенции жизненности на квадратный метр пленки.

2
0
9
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 199
19 мая 2010

Прекрасный фильм. Запоминается на всю жизнь. Три нимфы, три чистых девушки, которые только приехали из своих городов и работают на разных заводах. Но живут вместе в общежитии. Сколько их всего ждёт. Они - героини не только этого фильма, но и всей их жизни. Одна - Катя, хочет узнать как можно больше, обучиться всему новому , интересному. Другая - ту, что играет Ирина Муравьёва (извините ради Бога, я забыла имя) хочет всего достичь, а скорее... выгодно выйти замуж. А третья - Тося - само солнышко. У неё и парень из деревни.
Их постигает интересная судьба. Катя рожает девочку от одного злодея. Он оставляет её. Она - мать-одиночка. Но она достигает больших высот в работе (становится директором завода, где начинала) и под старость встречает свою любовь, то есть в 45 лет (извините ещё раз) ис тановится счастлива. А её подруга выходит за спорсмна ещё будучи молодой, но он спивается, и она остаётся одна.
Тосе же повезло больше всех. Она живёт в деревне с мужем и его родителями и стремя сыновьями. Вот уже и сын приводит невесту в дом, как когда-то её приводили. Но, я думаю, что ни смотря ни на что, они - героини, они сильны и чисты духом. Они всё равно счастливы и прекрасны.
Вот что я заметила в последний мой просмотр этого кино. Катя всегда тянулась к тв и кино, к звёздам. Начиная с их встречи со Смоктуновским и кончая Родионом с тв, непонятном, но таким притягательным. А потом так опуститься. Но зато по любви.

2
0
9
Сергей Храмов
44 отзыва, 44 оценки, рейтинг 17
22 июля 2015

«Москва слезам не верит»

Фильм построен на сравнении судеб трех девушек. У каждой девушки свое мировоззрение, и соответственно этому мировоззрению у каждой складывается соответствующая судьба. Особенность фильма в том, что он состоит из двух серий. В первой серии показаны три девушки в 1958 году. Во второй серии – эти же три девушки, но двадцать лет спустя. За счет этого можно четко проследить, как мировоззрение и мышление девушек формирует не ту судьбу, о которой каждая мечтает (каждая, разумеется, мечтает о счастливой судьбе), а ту, которую заслуживает – ни больше и ни меньше.
Каждая героиня, как и любой нормальный человек, мечтает о создании семьи и возможность иметь собственную квартиру. Но добиваются они этого самыми разными путями – каждая соответственно с тем выбором, какой она считает правильным. Пока девушкам 20 лет, они еще не видят связи между тем, как их отношение к жизни, как их жизненные ценности и цели уже формируют ту будущую судьбу, которая к ним неумолимо приближается.
В первой серии три девушки живут вместе в маленькой комнате рабочего общежития. Первая героиня, самая скромная по имени Антонина, влюблена в простого москвича Николая. Ее избранник не актер, не профессор и не какой-нибудь видный человек, а обычный рабочий, который работает на стройке и потому получает скромненькую зарплату. Но Антонина не смотрит на его положение и зарплату – она влюблена в него и потому готова выйти за него замуж, так как чувство любви для нее важнее статуса и зарплаты мужчины.
Вторая героиня – Людмила. Эта девушка не просто хочет выйти замуж, а выйти замуж за состоятельного человека. Увидев жениха Тони, Людмила откровенно в нем разочаровывается («Да, интеллектом явно не изуродован. И стоило тебе в Москву ехать – такого ты и в деревне у себя могла найти!»). Людмила - эта женщина-волчица или, говоря современным языком, женщина-стерва. Людмила хочет получить все блага сразу и быстро – без работы и без учебы.

- А толку-то? Пять лет над учебниками горбатиться, чтобы потом за тысячу рублей в месяц на заводе вкалывать? Нет, это не жизнь. – Рассуждает Людмила, гуляя с подругой Катериной по вечерней Москве.
- А что тогда жизнь?
- Полюбить так королеву, проиграть – так миллион!

Ради быстрого обогащения она готова пойти буквально на всё, используя множество женских уловок и хитростей, в том числе откровенный обман. Она исходит из того, что живет в Москве – в городе, в котором полно знаменитостей и состоятельных людей. По ее мнению глупо упускать такую уникальную возможность найти свою половинку из числа состоятельных людей. Когда три подруги приехали в гости на дачу к родителям жениха Тони, то в разговоре с Катериной Людмила в очередной раз не скрывает своего разочарования выбором Антонины и заодно полностью раскрывает свои цели.

- Гляжу я на них, такая тоска берет! Сами себе дуры хомут на шею одеваем. Всё заранее известно. Сначала будут копить денег на телевизор, потом на стиральную машину, потом холодильник купят. Всё как в госплане на двадцать лет вперед расписано. Глухо как в танке.
- А что в этом плохого?
- А что хорошего? Ты пойми, главное – мы в Москве живем. А Москва – это большая лотерея. Здесь можно сразу всё выиграть. Здесь живут дипломаты, художники, внешторговцы, артисты, поэты, и практически все они мужчины. Понимаешь?... А мы – женщины…
- А мы зачем им нужны, у них свои женщины есть?
- А мы не хуже их женщин.
- А где ты этих артистов встретишь? Они же не твоем хлебозаводе не работают?
-Ты смотришь в самый корень! Главный вопрос – где найти? Но эта проблема разрешима!…

Проблема познакомиться с состоятельным человеком – для Людмилы эта проблема номер один. Всё остальное ее не волнует.

- А ты куда собралась? – спросила Людмила Катерину в общежитии.
- В Третьяковскую галерею.
- Э-э-э… Учу тебя, учу – толку ни грамма. Ведь в твоей Третьяковке только одни командировочные или гости столицы.
- Я же туда картины иду смотреть, а не людей.
- А я вот в научный зал Ленинской библиотеки пропуск достала!
- Зачем?
- Представляешь, какой там контингент! Академики, докторы, философы…
- Ну и что? Будешь смотреть, как они читают?
- Много ты понимаешь. Там еще курилка есть!

Людмила делает всё возможное, чтобы войти в круг состоятельных людей – разумеется, она заходит в читальный зал библиотеки имени Ленина вовсе не для того, чтобы прочитать интересную статью или выяснить для себя неизвестный вопрос, а куда по более банальной причине – встретить какого-нибудь богатого человека…
В следующем моменте, когда ее подруга Катерина по просьбе родственников временно переехала в многокомнатную квартиру, расположенную в центре Москвы, да еще на 20-ом этаже, то Людмила сразу увидела в этом уникальную возможность познакомиться с состоятельными мужчинами, выдав себя за дочь профессора.

- Пойми, главное – вызвать у них первоначальный интерес к себе вызвать!
- Да потом всё равно всё откроется.
- Не боись, всё продумано. Во-первых, я могу поссориться с папочкой-профессором и переселиться к мужу. Каждый день еду на работу – он пусть думает, что еду в институт. Так годик протянуть можно. Потом рожаю ему ребенка, сижу дома - какая разница, где и когда ты работала? Ну, когда он всё узнает, поздно – ко мне привык, ребенка обожает, без меня жизни не представляет, еще и прощения просить будет.
- За что?
- Ну, к тому времени найдется за что.

Таким образом, Людмила пытается построить свою благополучную судьбу не трудом и потом, а лишь используя свои женские достоинства. Характерной чертой таких женщин является то, что они не хотят трудиться, отдавать силы, а вместо этого пытаются получить всё и сразу.
Потребительство настолько глубоко проникает в душу, что преодолеть ее не удается даже спустя двадцать лет разочарований и личных неудач. Так, будучи уже сорокалетней женщиной, Людмила попыталась познакомиться с одним генералом. Но в последний момент перед знакомством пришла жена генерала – маленького роста, слегка упитанная, не самая красивая женщина по сравнению с Людмилой. Разочарованию Людмилы не было предела. Провожая генерала взглядом, Людмила в сердцах сказала:

- И почему у генералов жены всегда такие? А вот из меня генеральша получилась бы очень даже ничего!
- Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить. Да помотаться с ним по гарнизонам лет двадцать, по тайге всякой, по пустыням… - ответила стоящая рядом коллега по работе.
- У тебя всё по правилам, а в жизни еще лотерея есть!

Какой первый признак потребительства? Очень простой – если человек хочет получить больше, чем отдавать, если человек не хочет отдавать даже в малом, если там, где он может сэкономить, он обязательно экономит. Весьма показателен эпизод, когда на хлебозаводе за ней по пятам бегает ее начальник и просит Людмилу заплатить профсоюзные взносы (в советское время за неуплату взносов работников наказывалось начальство).

- Свиридова, ты думаешь платить профсоюзные взносы?... Сколько можно за тобой бегать?... Свиридова, успокой ты мою нервную систему. Ну, скажи, когда же ты заплатишь? Ну, что мне, на колени перед тобой вставать?

Несмотря на неоднократные просьбы, Людмила своим взглядом ясно дала понять своему начальнику, что платить взносы она не будет, так как для нее эта бесполезная трата денег. Начальник, в конце концов, с горечью махнул на нее рукой. Эта женщина обречена – ее потребительство уже в двадцать лет начало набирать такие обороты, что рано или поздно вернется к ней с совершенно неожиданной стороны. Будучи потребителем, такие женщины, конечно, на какой-то момент добьются больших успехов – за счет распада души можно приобрести огромные материальные блага. Но расплата за халяву неизбежна и, как правило, с самыми тяжелыми последствиями. Ведь можно обмануть людей, можно обмануть даже самого себя, но судьбу обмануть нельзя.
Вторым признаком женщин-потребителей является то, что они хотят жить в свое удовольствие, а потому семьи они создают вовсе не ради рождения детей. Это хорошо показано в эпизоде, когда Катерину, родившую дочь Александру, приехали поздравить самые близкие друзья и подруги. Пришла поздравить и Людмила. К этому времени ей удалось осуществить свою мечту – она вышла замуж за знаменитого хоккеиста Сергея Гурина. Показательно, что в действительности Людмила не любит мужа, сказав: «Сережу ждать не будем, все за стол». А ведь могла и подождать, сказав вроде следующего: «Сережа должен прийти с минуты на минуты, давайте подождем еще хотя бы пять минут». Ведь Людмила знала, что ее муж задерживается из-за того, что пошел покупать подарок Катерине по случаю рождения ребенка.
Когда уже все сели за стол, в комнату вошел муж Людмилы Гурин, который в качестве подарка преподнес Екатерине детскую коляску. Подруги сказали: «Эта коляска потом к Антонине перейдет (она была тоже беременна), а потом к Людмиле». В ответ Людмила сразу же отрезала: «О-о, нет, она нам еще не скоро достанется, верно я говорю?». То есть у Людмилы нет планов рождения детей, а вот планы жить в свое удовольствие, судя по всему, есть и при том масштабные.
Потребительство настолько пропитывает душу, что даже спустя десятилетия, когда становится очевидным пагубность такого отношения к жизни, человек ничего не может сделать с собою. Это показано в эпизоде, когда двадцать лет спустя три подруги снова встретились на даче Антонины, и вечером у них состоялся душевный разговор о жизни.

- А я оптимистка. Мне вот недавно сказали, что на кладбище хорошо знакомиться – с вдовцами. Приглядишь, кто поинтеллигентнее. Разок другой на глаза ему покажешься. То да сё!... Ну, честное слово, у моей знакомой подруга так замуж за архитектора вышла! – сказала Людмила.
- Людка, ты неисправима. Хорошего мужика самой надо делать, а не готового искать. Вот это и есть рецепт женского счастья. – Засмеялась в ответ Антонина (жена и мать троих детей к тому времени).
- А я всё равно уверена – мне повезет. Не могу я счастья по частям получать – мне всё сразу надо!

Потребители обречены. Они обманывают других людей и самих себя, но счастья такие люди всё равно не добьются. У той же Людмилы произошла настоящая трагедия – двадцать лет спустя муж спился, семьи нет, близкого человека нет, детей тоже нет, на работе не сладко…
Последнее, что осталось у Людмилы – это ее подруги.

Третья героиня – Екатерина. Эта девушка привыкла всего добиваться не за счет кого-то, а собственным трудом и потом. Чтобы встать на ноги, она учится и пытается поступить в институт. Если ее постигает неудача, она не падает духом и пытается сделать еще одну попытку («Вообще я собираюсь учиться дальше. Я в этом году поступала, но провалила экзамен. Я буду поступать в следующем году». – Из интервью Кати телевидению на заводе, на котором она работает).
Как и Людмила, Екатерина тоже хочет создать семью, но нормальным способом, а не обманом («Нет, девочки, не хочу я начинать семью с обмана. Противно.»). Понятия честности и порядочности для Екатерины много значат, и эти ценности для нее важнее личного благополучия.
Екатерина обладает еще одним редким качеством среди людей – собственным достоинством. Даже несмотря на тяготы жизни (например, отсутствие денег), на несправедливое отношение любимого ей человека (Рачков, зная о беременности Катерины от него, бросил ее после того, как узнал, что Екатерина всего лишь рабочая, что она вовсе не дочь профессора и не живет в многоэтажном доме в многокомнатной квартире), Екатерина сохраняет собственное достоинство.

-Вот и работайте, и поживите в общежитии. Я лично пожила свое в коммунальной квартире… Времена всегда одинаковые. Прежде чем что-то получить, нужно заслужить, заработать! Нас и так четверо в двух комнатах. Нам не хватает только вас с вашим ребенком. Тут у вас не пройдет – вы не получите ни метра!! – Строго прокричала мать Рачкова в комнате общежития Екатерины и Людмилы.
- Мне ничего не надо. Я вам обещаю, что никогда ни о чем вас просить не буду. – Сухо ответила Екатерина.
- Но единственное, чем я могу вам помочь, это вот. – Разжалилась мать Рачкова, протягивая Екатерине конверт с деньгами.
- Спасибо, я хорошо зарабатываю.
- Как угодно, - с досадой ушла мать Рачкова из комнаты Екатерины.

У Екатерины всё впереди. У нее нет такой гармонии в душе, как у Антонины, а потому проблемы, как и у Людмилы, в ее жизни неизбежны. Но в отличие от Людмилы у Екатерины есть правильное мировоззрение и верно расставлены ценности. Поэтому если Людмила, встречая на своем пути проблемы, не меняется, то Екатерина меняется – постепенно, тяжело, но меняется. И это есть самое тяжелое – меняться душой, в лучшую сторону разумеется. Именно потому, что Екатерина реально меняется (это видно по сопоставлению того, какой она была в юности, и какой стала в сорок лет), эта девушка и стала главной героиней фильма.
Екатерина встретит на своем пути множество проблем и неудач, но благодаря правильному мировоззрению она будет их правильно преодолевать, и в конечном итоге сумеет преодолеть свою главную проблему – скрытое подсознательное высокомерие по отношению к мужчинам (более подробно об этой проблеме Екатерины рассмотрено ниже). И вознаградиться за свой труд Екатерина сполна – появится не только квартира и престижная работа, но, наконец, любимый и близкий ей человек…

Фильм примечателен тем, что состоит из множества отдельных эпизодов. Каждый эпизод очень емкий, в нем нет «воды», в каждом из них содержится не один, а сразу несколько пластов самой различной ценной информации. Несмотря на то, что каждый эпизод уникален по-своему, вместе они составляют одно единое целое – то целое, что сделало картину «Москва слезам не верит» одним из трех советских фильмов, заслуживших американского «Оскара» (в 1980 году). Ниже приведен анализ самых интересных эпизодов.

Эпизод первый.
На что смотрят родители сына, когда он впервые знакомит их со своей девушкой? Не на внешнюю красоты девушку, не на ее образование и интеллект, а на нечто другое. В фильме это хорошо показано. Родители жениха, глядя на невесту сына, оценивают прежде всего не ее красоту, а на то, какой она окажется будущей женой их сына и матерью их внуков.
Когда три подруги и жених Тони Николай приехали к родителям Николая, то первой из машины вышла Людмила. Людмила демонстративно первой подошла к родителям Николая и протянула им руку для знакомства. Несмотря на эффектную красоту Людмилы, родители больше верят не красоте, а своему родительскому чутью и опыту, а потому откровенно расстроены – они видят, что из этой красивой женщины выйдет никудышная жена, которая вряд ли захочет рожать детей. Но, оказывается, представленная девушка не являлась невестой их сына. Когда же сын знакомит родителей с Тоней, лица у них сразу меняются – за скромным лицом и поведением девушки родители Николая увидели ту, которая действительно станет замечательной женой и матерью их внуков…

Эпизод второй.
За что нас наказывает судьба?
Во второй серии Родин Рачков – кинооператор, от которого Екатерина родила свою дочь, спустя двадцать лет после их первой встречи в разговоре с Екатериной честно признается:

- Знаешь, Катя, если я в чем-то и был виноват перед тобой, то Бог меня уже наказал. Ты особенно не старайся. Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то, всё казалось не живу, а так, черновик пишу – еще успею набело. Два раза женат был. Одна жена от меня сбежала, от второй я сам ушел. Оглянулся – ни жены, ни детей. Да, что там, друзей настоящих и то не нажил.

Вопрос, почему у Рачкова вся судьба пошла наперекосяк?
Вернемся на двадцать лет назад – тогда, когда Рачков и Катерина познакомились. Рачков, познакомившись с Екатериной, пригласил ее к себе на работу – в киностудию. В киностудии шла прямая трансляция развлекательной передачи («Чтоб снести старинный дом, динамита грянул гром. Не взорвался старый дом – рухнул новый за углом», «Подарила в лотерею куму свой билет кума. Кум теперь москвич имеет, а кума сошла с ума» и т.д.), на которой в качестве зрителя присутствовала и Екатерина.
Рачков, который руководил кинокамерой на студии, на некоторое время направил камеру на Екатерину. Что означает этот эпизод? Человек может направить кинокамеру только в одном случае – если он влюблен в эту девушку. Рачков влюбился в Екатерину, а потому и направил на нее кинокамеру. Влюбившись в девушку, Рачков затем отрекся от нее, узнав, что она вовсе не дочь профессора, а простая девушка, живущая в захолустном общежитии, работающая на заводе. Отрекся, несмотря на то, что был влюблен в нее, и к тому же эта девушка от него забеременела. Рачков в действительности отрекся не от самой девушки, а от любви. Отрекся потому, что для него его планы, карьера, то есть то, что называется благополучная судьба, значили куда больше, чем чувство любви в душе. Именно за то, что он отрекся от любви ради благополучной судьбы, у него и развалилась судьба, в чем он сам и признался Екатерине двадцать лет спустя. Чувство любви в душе важнее наших планов и надежд на будущее, важнее карьеры и тем более благополучной судьбы. Об этом фильм говорит, и это то, чего нам не стоит забывать.

Третий эпизод.
Почему Екатерина двадцать лет не могла выйти замуж? Ведь она нормальный человек – не обманывала, не воровала, честно жила, с честью проходила все тяготы жизни. Почему лишь спустя двадцать лет судьба дала ей возможность иметь рядом любимого человека? Ответ, как ни странно, дается в том же самом эпизоде, когда Рачков и Екатерина снова встретились двадцать лет спустя. Екатерина незаметно для себя сама раскрыла суть своей души и причину своего длительного одиночества:

- Господи, я столь раз представлял эту нашу с тобой встречу. Столько слов всяких придумывала. А встретились, и сказать нечего. Сначала я очень сильно тебя любила. Думала, что это мать тебя сбила с толку. Потом я тебя до смерти ненавидела. Потом мне ужасно хотелось, чтобы ты узнал о моих успехах, и понял, как ты ошибся. А сейчас, я думаю, если я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Я, думаю, хорошо, что ты на мне не женился. Потому что тогда я разминулась бы с единственным, но очень любимым моим человеком. А та не грусти. Все будет хорошо, поверь мне. В сорок лет жизнь только начинается, я это теперь точно знаю. Ну, прощай и, пожалуйста, не звони мне больше.

Сразу видно, что Екатерина после разрыва с Рачковым в глубине души стала ненавидеть и презирать мужчин. Любая ненависть или обида к человеку, даже несправедливо к тебе поступившего, это признак высокомерия. Екатерина незаметно для себя в глубине души стала высокомерно относиться к Рачкову. Свое высокомерное отношение к одному мужчине она опять же незаметно для себя спроецировала ко всем другим мужчинам. Мужчины это чувствуют и соответственно к ней относятся – они заводят с ней отношения только для любовных романов, но никак не для серьезных отношений (как, к примеру, любовник Володя, которого сыграл Олег Табаков). Чтобы отношение к мужчинам изменилось, чтобы Екатерина перестала к ним жестко и высокомерно относиться, должны были пройти десятилетия унижений со стороны мужчин, и при непременном условии – Екатерина не должна была держать обид на мужчин, понимая, что судьба ее за что-то наказывает. А судьба всего лишь помогала ей решить главную психологическую проблему – нельзя держать себя выше мужчин, будешь считать себя выше – тогда получай унижения.
Ее периодические плачи в одиночестве даже спустя двадцать лет одиночества означали, что Екатерина уже не держит обид на мужчин, а плачет больше от того, что не может изменить свою одинокую судьбу, раз мужчины видят в ней только женщину на ночь. Женщина, обиженная на мужчин, плакать в одиночестве не будет – это может только женщина, которая пытается, но не может переломить судьбу-«злодейку»…
Таким образом, главная причина того, что Екатерина не могла найти любимого человека – это ее глубинные обиды всего на одного мужчину. Любая обида на мужчин – это, как уже было сказано, скрытое подсознательное высокомерие по отношению к мужчинам. Чтобы преодолеть в себе этот недостаток, Екатерине пришлось прожить двадцать лет душевных страданий и мучений. Совершенно не случайно, что она встретила любимого человека, с одной стороны, статусом ниже себя (она – директор, он – простой слесарь, пусть и высшего разряда), и, с другой стороны, через любимого человека ей ясно дали понять, что если она по-прежнему будет высокомерна к мужчинам, пусть даже разговором или хотя бы тоном, то она снова окажется в одиночестве, и скорее всего уже навсегда…

- Этого не надо было делать! – жестко сказала Екатерина, когда она ужинала вместе с Гошей и Александрой после того, как Гоша заступился за жениха Александры.
- Чего?
- Кулачные расправы – это не метод. Ударить можно и словом – это иногда больнее… Но как мог ты, взрослый мужчина? Теперь эти мальчишки будут думать, что прав тот, кто сильнее!
- Теперь эти мальчишки будут знать, что против силы всегда может найтись и другая сила.
- Во всяком случае, на будущее, – я тебя очень прошу! – уж будь любезен без моего разрешения таких действий не предпринимать!!
- Слушаюсь. Но тогда и ты пожалуйста учти, на будущее, что если еще когда-нибудь ты позволишь себе хотя бы заговорить со мной таким тоном, то я здесь больше не появлюсь. А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я – мужчина…

Итак, три девушки: Антонина, Екатерина, Людмила. Самая гармоничная из них – Антонина. Эта девушка по сути своей не привыкла ставить себя выше мужчин. Ее скромность – показатель того, что для нее быть женщиной является естественным. Когда три подруги приехали на дачу к родителям Николая, самой последней представилась именно Антонина. Эта девушка считает себя слабее мужчин, а потому вся сила ее заключена именно в женских качествах. Именно поэтому она заслуженно получает и любимого человека, и семью, и детей, и, в конце концов, квартиру. Первой вышла познакомиться с родителями Николая Людмила, вторая – Екатерина. Именно у Людмилы наиболее сильно выражены те качества, которые присуще прежде всего мужчинам – воля, целеустремленность, напористость в достижении поставленных целей. Но именно эти типично мужские качества делают Людмилу больше не женщиной, а мужчиной. Не случайно также, что по пути на дачу на переднем сиденье автомобиля рядом с Николем сидела не Антонина, а именно Людмила…
Обладая мужскими качествами, женщина может на некоторое время добиться больших успехов, но все эти успехи будут временными, во-первых, и, во-вторых, личного счастья при этих успехах достичь вряд ли удастся.
Не случайно Людмила хотя и получила так желанную ей квартиру, но вскоре развелась со спившимся мужем, нового мужчину так и не нашла… Эта женщина несмотря на все первоначальные успехи (первая из подруг стала жить в отдельной квартире), глубоко несчастна, и причина ее несчастья – неправильное отношение к жизни и мужчинам, выраженное в ней как стремление получить всё сразу и быстро, как высокомерное отношение к мужчинам («Гурин заявился… Небось вчера только из психбольницы выписали. То-то я смотрю, что он за деньгами не прибегает».).

Четвертый эпизод.
Почему считается, что всё не происходит, всё к лучшему? Потому что когда у человека начинает идти череда неудач и проблем, и если человек их правильно проходит, то эти же неудачи и проблемы делают его сильнее и крепче. Отсюда и соответствующая пословица.
В фильме эта пословица показана в виде Екатерины, которая в молодости была простой рабочей, а двадцать лет спустя стала директором крупной фабрики. В разговоре с Рачковым Екатерина точно назвала одну из главных причин того, за счет чего она добилась такого успеха:

- …А сейчас, я думаю, если я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Я, думаю, хорошо, что ты на мне не женился…

Проблемы и неудачи по жизни, если к ним правильно относиться, закаляют людей. Это похоже на обливание холодной водой – телу холодно и неприятно, но оно в результате становится крепче и здоровее. Так и человек. Но, стоит заметить, пословица верна лишь в том случае, если человек не убегает от проблем, а пытается их решить. Если же человек опускает руки, падает духом, не желает решать проблемы, то, естественно, при таком подходе директором фабрики ему никогда не быть.
В этом же эпизоде показан еще один важный момент – в молодости для человека, как ни странно, гораздо лучше, когда у него есть проблемы, чем их нет. Проблемы и нужда заставляют человека работать, не сидеть сложа руки, постоянно отдавать энергию, ограничивать себя в удовольствиях. Если молодой человек уже с детства всё имеет (допустим, от родителей), то у него теряется стимул развиваться и добиваться чего-то. Лишь единицы людей, будучи обеспеченными с детства, преодолевают соблазн легкой и беззаботной жизни, работают, стараются и добиваются еще больших успехов. Но в среднем те молодые люди, которые с детства имеют достаток, обречены – не сейчас и не завтра, а послезавтра – тогда, когда им рано или поздно придется самим добывать хлеб, самим решать насущные проблемы, самим проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Поэтому совет всем родителям напрашивается следующий – детей надо прежде всего не красиво одевать, вкусно кормить и возить на курорты, а учить быть самостоятельными, учить с детства принимать решения, работать и помогать старшим, уметь рассчитывать в жизни прежде всего на собственные силы, а не на достаток родителей и их положение, у детей не должно быть ощущение полного комфорта, а вместо этого у них должно быть ощущение недостатка реализации своих целей и планов – только в этом случае у них появится желание добиваться в жизни чего самому…

Пятый эпизод.
В каком возрасте счастлив человек?
Пока мы молодые, нам порою кажется, что у нас все впереди. Пока нам двадцать лет, нам кажется, что сорокалетние – это уже старики и старушки. В действительности это не так. Человек счастлив в любом возрасте – и в двадцать лет, и в сорок, и в шестьдесят, и даже за несколько минут перед смертью. Это феномен для тех, кто привык жить не душой и ощущением в себе Божественной части, а телесными и духовными инстинктами, удовлетворением своих физических потребностей, для тех, кто привык жить статусом и положением, красотой и материальными благами и т.д. и т.п.
В многокомнатной квартире, в которой временно жили Екатерина и Людмила, произошла одна памятная вечеринка с этими двумя девушками и несколькими мужчинами. Во время вечеринки состоялся следующий разговор.

- Ну, через двадцать вообще всё по-другому будет, - сказала Екатерина.
- Не так уж это и много – двадцать лет, - поддержал разговор сороколетний мужчина по имени Антон.
- Ну, через двадцать лет я уже старушкой буду.
- Это вы теперь так думаете. Поверьте мне, в сорок лет вам будет казаться, что вот теперь, только и начинается ваша жизнь.
- Сорок, да вы что??? – засмеялась Екатерина.

Прошло двадцать лет, Екатерине исполнилось сорок лет, и только в этом возрасте она встретила любимого человека. Двадцать лет спустя после той вечеринки в разговоре с Рачковым Екатерина прямо призналась:

- …Я, думаю, хорошо, что ты на мне не женился. Потому что тогда я разминулась бы с единственным, но очень любимым моим человеком. А ты не грусти. Все будет хорошо, поверь мне. В сорок лет жизнь только начинается, я это теперь точно знаю.

Таким образом, в фильме хорошо показано, что жить надо не будущем и не прошлым, а настоящим – «здесь и сейчас», как говорил Будда. И счастье человека заключено не в прошлом и не в будущем, а всегда в настоящем, независимо от того, сколько человеку лет.
То, что всегда надо жить настоящим, а не будущим, признал двадцать лет спустя и сам Рачков в разговоре с той же Екатериной.

- …Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то, всё казалось не живу, а так, черновик пишу – еще успею набело. Два раза женат был. Одна жена от меня сбежала, от второй я сам ушел. Оглянулся – ни жены, ни детей. Да, что там, друзей настоящих и то не нажил…

Шестой эпизод.
Чем отличается любовник от любимого человека? Любовник ориентирован на удовольствия, и прежде всего сексуального плана, а потому стремится больше чего-то взять от женщины, а любимый человек ориентирован на заботу и внимание, а потому больше стремиться отдать женщине. В фильме показаны два типа мужчин у Екатерины. Володя – типичный любовник. Гоша – настоящий любящий мужчина. В фильме это показано в следующих моментах.
Володя едет за рулем машины Екатерины и говорит ей, что у машины кардан стучит, а потому машину надо срочно сдавать в ремонт. В чем смысл этого эпизода? Настоящий мужчина, пусть и женатый, если влюблен в женщину, в такой ситуации предложит женщине отдать ему машину, чтобы самому сделать ремонт, сказав что-то вроде следующего: «У меня друг работает в мастерской, давай я заберу у тебя машину, а уже завтра вечером пригоню. Пусть это будет для тебя скромным подарком». Но Володе не нужны какие-то лишние хлопоты с Екатериной – он настроен в день встречи получить от нее удовольствие, а потому намерение что-то сделать нечто большее для женщины у него просто не возникает. Екатерина это чувствует, а потому переспрашивает: «Правда стучит?». «Да-да, стучит», - отвечает Володя, сам того не понимая, что ведет себя как типичный любовник и не более того.
Эпизод с приходом в его квартиру тещи лишь окончательно убедил Екатерину, что Володя – всего лишь любовник, и не более того (любимый человек не боится, что рано или поздно кто-то узнает об его отношениях с другой женщиной, а любовник наоборот всегда боится; поведение Володи, когда его теща позвонила в квартиру, являлось типичным поведением любовника, которому не нужны семейные проблемы из-за любовницы).
Совершенно другая картина с Гошей. В отличие от Володи Гоша больше забоится о женщине, чем стремится получить от нее сексуальное удовольствие. Сначала он на последние деньги подвозит ее на такси, затем помогает донести сумки. В другом эпизоде, увидев, что Екатерина устала после работы, сам готовит для нее ужин. Позже он устраивает для нее пикник, на котором не просто дает ей отдохнуть, но и галантно укрывает одеялом, чтобы ей не было холодно. Но даже тогда, когда женщина уже проявила к нему теплые чувства и готова на объятья, Гоша тем не менее не торопит события – это хорошо показано в эпизоде, когда Гоша, Екатерина и ее дочь Александра вместе едут в одной машине после пикника. Всему свое время, и это в фильме показано тоже, когда позже главные герои вместе лежали в кровати.

Седьмой эпизод.
Кто такой настоящий мужчина?
Настоящий мужчина не тот, кто занимает высокую должность на работе, высокий статус в обществе или много зарабатывает. Настоящий мужчина тот, кто является им по сути своей – готовность заботиться о женщине, защищать ее, готовность пожертвовать собою ради спасения близких и т.д. Если человек много зарабатывает и имеет высокое положение в обществе, но не оказывает должного внимания к близким, не готов жертвовать ради них своим личным временем, то это в действительности не мужчина. И наоборот, пусть мужчина является простым слесарем, но если он обладает всеми перечисленными качествами, то он, несмотря на его положение в обществе и заработок, является мужчиной. Это фильме хорошо раскрыто в разговоре между Гоше и Александрой после того, как Гоша заступился за жениха Александры.

- Гога, вы поступили как настоящий мужчина!
- Перестань, я поступил как нормальный мужчина. Защищать и принимать решения – это мужская обязанность. Это нормально. Ты ведь не станешь хвалить женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед.

Здесь напрашивается совет всем мужчинам. Мужчина должен стараться больше зарабатывать и расти по карьерной лестнице, но должен он это делать не в ущерб главным мужским качествам. К сожалению, многие мужчины отдают слишком много внимания и сил именно карьере и заработку, забывая при этом о своих прямых мужских обязанностях…

Восьмой эпизод.
В чем заключено счастье для людей?
В фильме хорошо показано, что счастье – это не карьера, большой дом или высокий статус. Счастье в действительности намного проще – любимый человек, семья, дети, друзья, любимая работа. В фильме показан пример счастливого человека – Гоша, который в разговоре с Александрой так охарактеризовал свое отношение к жизни, которое в реальности и есть отношение к жизни счастливого человека.

- Гога, а почему вы не стали учиться дальше?
- А зачем?
- А из вас мог стать хороший руководитель.
- А по-твоему все должны быть руководители?... Знаешь, Сашенька, был такой римский император Диклотиан. Так вот, в самый расцвет своей империи он вдруг отказался от власти и удалился к себе в деревню. А когда из Рима приехали, чтобы просить его вернуться к власти, он сказал: «если бы видели, какую я вырастил капусту, вы бы перестали меня уговаривать… так, что не все хотят быть руководителями. Хотя, справедливости ради надо сказать, кажется, это чуть ли не единственный случай в мировой истории.
- Так значит вы предпочитает выращивать капусту?
- Нет, я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю, а не то, что модно, престижно или положено. Люблю свою работу… Люблю своих друзей, потому что несмотря на то, что мы знакомы тысячу лет, мы всё равно всегда новые и интересны друг к другу. Люблю твою мать, потому что… потому что люблю!
-Так, значит, вы – абсолютно счастливый человек?
- Не вполне. Если бы мне сейчас удалось выпить стакан газировки - пить ужасно хочется, - то я был бы абсолютно счастлив!

В фильме показан еще пример действительно счастливых людей – это Антонина и ее муж Николай. Даже спустя двадцать лет оба по-прежнему работают на стройке, у них по-прежнему всё та же старая машина, но они счастливы – они нашли друг друга, у них трое детей. У них не появилась сразу квартира, как у Людмилы (она появилась куда позднее), они не руководители, как Екатерина, но они счастливы, чего нельзя сказать о Людмиле и Екатерине. Это проявляется буквально во всех их действиях и поступках. Например, когда Николай и Антонина идут вместе по стройке, и Николай со всеми здоровается – это показатель внутренней гармонии мужчины. Семья Антонины и Николая, несмотря на все их бытовые проблемы и тяготы, действительно является счастливой. Это признают и сами подруги Антонины – Людмила и Екатерина. Встретившись однажды снова вместе на даче у Антонины, Екатерина прямо сказала ей: «Знаешь что, я ведь вообще не завистливая, а тебе завидую. Ты счастливая».

Девятый эпизод.
В самом начале фильма Николай пришел в общежитие к Антонине. В комнате находились Антонина, Екатерина и Людмила. Когда Николай зашел в комнату, Людмила, лежащая голышом на кровати, слегка привстала, невольно создавая ситуацию, в которой одеяло с нее могло сползи, тем самым обнажив груди. Николай, заметив возможность такой ситуации, испугано выбежал. Спрашивается, чего испугался Николай? Ну не смерти же испугался.
Ответ для современной молодежи покажется более чем странным – он испугался увидеть обнаженную грудь Людмилы. Почему он этого испугался? Потому что любая обнаженная женская грудь возбуждает мужчину, вызывает в нем прелюбодействе и сладострастие. А это приводит к незаметному распаду души. Нельзя просто так смотреть на обнаженную грудь, будь то на экранах телевизора или на журналах. Николай, конечно же, не понимает своего поведения, но он чувствует опасность подобной ситуации. Современная молодежь настолько привыкла видеть обнаженных женщин (на рекламных щитах, по телевидению, на страницах газет и журналов и т.д.), что у нее давно сбита интуиция того, насколько это опасно для души. Молодежь 50-ых годов по традиции своих родителей еще сохранило в себе чувство стыдливости, которое, как ни странно, является вовсе не каким-нибудь комплексом, как учит этому современная медицина, а всего лишь средством защиты души от нравственного разложения в угоду похотливости.
Показательно, что в фильме есть эпизод 50-ых годов, когда дружинники сделали замечание паре, которая не целовалась, а просто обнималась.

- Прекратите обниматься! Вы что, забыли, что находитесь в общественном месте?

Раньше люди не только прилюдно не обнажались, но даже не целовались и не обнимались. И это табу на сексуальность давало высокую рождаемость и здоровых детей. Современная сексуальная вседозволенность привела к увеличению похотливости, что привело к падению рождаемости, а здоровье современных детей по всем без исключения показателям значительно уступает здоровью детей 50-ых годов. Есть над чем задуматься…
Николая в целом можно назвать человека с нормальными жизненными ценностями. Для него чистота души женщины важнее ее красоты, способностей, целеустремленности и других важных человеческих качеств. Это показано в эпизоде, когда в одной машине ехали Николай, Антонина, Екатерина и Людмила. Ехали на дачу к родителям Николая. Людмила, которая при первом знакомстве с Николаем посчитала его никчемным человеком («Да, интеллектом явно не изуродован. И стоило тебе в Москву ехать – такого ты и в деревне у себя могла найти»), неожиданно вдруг для себя обнаружила, что Николай не настолько беден, как ей показалось на первый взгляд.

- Я вижу ты мужик завидный – машина, дача. Если бы я тебя раньше повстречала, сейчас не Антонину бы в гости вез.
- Успокойся, ты не в моем вкусе.

Почему Николай сказал Людмиле, что она не в его вкусе? Потому что Николай ориентируется не на внешние качества женщины, а на внутренние. Внешне Людмила красивее, амбициознее, увереннее, целеустремленнее. По этим качествам Людмила полностью превосходит свою подругу Антонину. А вот по внутренним качествам картина полностью наоборот – Антонина обладает теми женскими качествами, которые позволят ей стать в будущем надежной женой и заботливой матерью. Именно поэтому Николай свой выбор сделал не в пользу женщин наподобие Людмилы, а в пользу женщин наподобие Антонины. Отсюда соответствующий ответ.

Десятый эпизод.
Что такое правильный менеджмент? В фильме прекрасно и коротко показано. Екатерина является директором крупной фабрики. У себя на даче Антонина спрашивает Екатерину:

- И сколько же у тебя людей в подчинении?
- Почти три тысячи.
- Батюшки, как ты с ними справляешься? Трудно небось?
- Трудно с тремя, а когда трех научишь организовывать, потом уже число не имеет значение.

Таким образом, грамотное управление на любом предприятии независимо от ее численности – это научить работе трех своих замов. Если замов больше – десять, двадцать и более – это признак неправильного управления. Чем больше людей ежедневно приходят к директору, тем больше у директора нагрузка, тем больше он должен отвлекаться на вторичные цели. Возникает порочный круг – чтобы наладить работу, нужно с каждым лично пообщаться, но чем больше предприятие, тем меньше остается свободного времени на решении стратегических задач, поэтому приходится вызывать к себе на планерки еще больше людей, что приводит к еще большей нехватке времени, а потому остается еще меньше времени на решении стратегических задач, а, значит, неизбежно появление новых проблем…

Одиннадцатый эпизод.
Что такое дружба, и что ее разрушает быстрее всего? В фильме это хорошо показано, правда, косвенно, а не напрямую. Несмотря на все тяготы жизни, три девушки не завидуют успехам друг друга, с одной стороны, не погружаются целиком в собственные проблемы, с другой стороны. Для них дружба – это не пустые слова, и ради подруги они готовы пожертвовать – будь то личное время, какие-то блага и т.д. Это, например, хорошо показано на примере Антонины. Даже в день своей свадьбы она, узнав о беременности своей подруги Екатерины, на какой-то момент забыла обо всём. Когда гости на свадьбе стали громко кричать «Горько!», Николай, как положено в таких случаях, предложил Антонине поцеловаться. В ответ Антонина для формальности быстро встала, мимолетом поцеловала своего жениха в щечку и снова села, пытаясь найти выход из создавшейся положения подруги: «Девчонки, надо что-то делать!»
Чувство дружбы, единения друг с другом, подруги смогли пронести сквозь двадцать лет, даже несмотря на то, что успехи у них оказались совершенно разные.. Антонина обрела семейное счастье, Екатерина добилась высокого положения, Людмила кроме квартиры фактически не добилась ничего. Для обычных людей отношения могли запросто опуститься до зависти, что сплошь и рядом происходит со многими людьми. Тем не менее, подруги ничуть не завидуют успехам друг друга. Настоящие друзья всегда рады успехам своих друзей, и подруги в этом фильме действует как настоящие друзья. Что разрушает дружбу сильнее всего? Это зависть к другу. Ни одна из подруг этим качеством не обладает, и потому их дружба ничуть не уменьшилась спустя двадцать лет даже после того, как у кого-то сложилась личная жизнь и карьера, а у кого-то нет. Таким образом, хотите иметь друзей – никогда не завидуйте успехам друзей. В противном случае останетесь одиноки, как это произошло с Рачковым.

Двенадцатый эпизод.
В чем одна из проблем человечества? Человечество приобретает все больше материальных благ. Это хорошо, но при условии, если при этом не калечатся души людей. К сожалению, в реальной жизни происходит наоборот – чем больше материальных благ, тем пагубнее сказывается это на людях. Отдельные квартиры вместо общежитий, телевидение вместо совместных вечеров привели к тому, что люди перестают общаться, они замыкаются на себе, круг интересов у них стремительно сужается, замыкаясь в конечном итоге лишь на решении своих личных материальных проблем. В среднем у людей бытовые проблемы отнимает всё свободное время. Как результат – нет личного счастья в виде семьи, любимого человека, детей в конце концов.
В фильме проблема современности хорошо показано, когда Екатерина как представитель Моссовета посещает клуб холостяков. Директор этого клуба точно выразила проблему современности – урбанизация населения привела к тому, что люди из-за материальных благ стали одиноки и несчастны.

- …Пора эту проблему ставить в государственном масштабе. Вам, например, известно, сколько людей одиноких людей? Ведь это ж угрожающая цифра!... Ведь одинокий человек что такое? Падает рождаемость, алкоголизм возрастает, всё это отражается на производительности труда. В конечном счете одинокий человек неполноценно трудится. У него голова забита совершенно другими проблемами… речь идет о том, что люди разучились общаться. Сидят по своим квартирам, смотрят телевизоры и не знают, как зовут соседа… Это же урбанизация какая-то!

Итог подвела сама Екатерина: «На одного сорокалетнего холостяка приходится пять незамужних женщин». Вопрос, что делать? Учиться общаться – больше бывать на вечеринках, идти совместно в походы, на пикники, на природу. Чаще встречаться, а не сидеть перед телевизором, чаще интересоваться проблемами близких, а не думать о решении своих проблем, чаще делать неожиданные подарки самому, а не ждать, пока тебе кто-то подарит. В противном случае урбанизация сломает нас – кроме работы и телевизора у людей исчезнут сначала интересы, увлечения и друзья, а затем сам интерес к этой жизни, несмотря на то, что то, к чему так долго человек стремился, уже достиг…
Далее, среди каких людей больше всего одиноких людей? Ответ в фильме дал директор клуба холостяков.

- Вы видите – главный инженер завода! 99% интеллигенции – она всегда первая попадает под удар. А женщины какие, вы знаете? Уму непостижимо! И хорошенькая, и умница, и одета прекрасно, и чего им только, мужчинам, надо? Непонятно?...

В действительно всё очень просто. Среди людей, занятых физическим трудом, одиноких людей значительно ниже, чем среди интеллигенции – это давно подмечено статистикой. Почему? Потому что образование и способности позволяют людям достичь больших успехов в жизни, но одновременно они незаметно приводят людей к гордыне, выраженное в виде придирчивости и завышенных требований к своим избранникам – при таких качествах человеку трудно рассчитывать на создание семьи, и особенно трудно женщинам, так как именно женщин отличало раньше прежде всего скромность, уступчивость, физическая слабость – то, чего так быстро лишает женщин современная урбанизация…
Спрашивается, нужно ли развивать свой интеллект и способности, если они приводят к гордыне? Интеллект и способности нужно развивать, но развивать надо правильно. «Правильно» означает, что способности нужны не для того, чтобы возвысится над кем-то, чтобы показать свое превосходство, свой более высокий статус и т.д., а для того, чтобы лучше раскрыть свою душу, чтобы лучше понять этот мир, чтобы стать добрее, в конце концов. Но, к сожалению, это получается далеко не у всех. Большинству людей способности и интеллект нужны прежде всего для того, чтобы показать свое превосходство. Стремясь к этому, человек не замечает, как при этом деградирует его душа. Поэтому в среднем, как ни прискорбно, повышенные способности вредят людям. Давно подмечено, что больше всего процент незамужних женщин у тех, кто имеет два высших образования.
Проблема того, что способности и интеллект часто калечат душу, в фильме показано в эпизоде, когда в комнату общежития, где находятся три подруги, входит Николай. Это человек с нормальной душой и правильными жизненными ценностями (не случайно он женился на нормальной девушке, стал отцом троих детей и т.д.). Испугавшись увидеть обнаженную Людмилу, Николай просто выбежал из комнаты. Людмила в ответ четко подметила главную особенность Николая: «Да, интеллектом явно не изуродован…»

Тринадцатый эпизод.
Одна крайность рано или поздно перейдет в другую крайность. Это аксиома философии хорошо раскрыта и в фильме. Муж Людмилы – Сергей Гурин – является ярым трезвенником. На вечерах и праздниках он никогда не пьет – ни капли. Хочет, но не пьет. Как ни парадоксально, но это крайность, которая рано или поздно должна будет перейти в другую крайность. Спустя двадцать Гурин переродился – он стал алкоголиком. И это тоже не случайно – любой алкоголик в прошлом был, как правило, ярым трезвенником. В качестве противоположного примера можно привести мужа Антонины Николая. Николай в молодости пил, но знал меру, то есть не напивался. Это чувство меры Николай сохранил и двадцать лет спустя – он по-прежнему пьет, но не напивается. В результате ярый трезвенник Сергей Гурин стал алкоголиком, а в меру пьющий Николай как был нормальным мужчиной, таким он и остался спустя двадцать лет.

Четырнадцатый эпизод.
В фильме хорошо показано, как женщины-волчицы хомутают мужчин, слабо разбирающихся в женских хитростях. Людмила, встретив известного хоккеиста Сергея Гурина, решила любой ценой выйти за него замуж. Пригласив его к себе на чашку чая, за телевизором у них состоялся показательный эпизод, после которого мужчина оказался в полной власти женщины.
Когда Гурин слегка и крайне деликатно поцеловал Людмилу в щечку, Людмила повела себя как невинная девочка, самых скромных манер.

- Никогда не делайте этого больше Сережа.
- Почему?
- Вы знаменитость, вы привыкли, что девушки сами на шею вешаются. А я не такая!
- Ну при чем здесь знаменитость?! Знаменитость, знаменитость?! Тренер мне тоже вечно говорит - знаменитость, знаменитость. А я, если хочешь знать, за всё время только с одной и девчонкой дружил!
- Вот видишь! – как бы с большим разочарованием выдавила из себя Людмила.
- Люсь, это еще в школе было…

Всем мужчинам необходимо знать манеры женщин-хищниц. На словах эти девицы скромны и целомудренны, но ведут себя так, что обстоятельства складываются таким образом, что мужчина делает не совсем этичный поступок (так, Людмила специально поближе прислонилась к Гурину, как бы невольно подставив для него свою щеку), после которого женщина начинает играть на его высоких чувствах, неизменно указывая на неэтичный поступок. Если мужчина концентрируется на этом неэтичном поступке, не понимая того, что всё было заранее подставлено, то он «попался» - с таким мужчиной женщина за счет шантажа и усиления чувства стыдливости отныне может делать всё, что угодно, вплоть до того, чтобы заставить его на ней жениться и отобрать квартиру…

Пятнадцатый эпизод.
Почему Екатерина смогла стать директором фабрики? За счет каких качеств простая рабочая смогла так высоко подняться по карьерной лестнице? Причин тому всего три.
Первая причина, главная. Эта девушка не просто работает, а занимается самообразованием. Когда сломался ее станок на заводе, она не стала ждать наладчиков, а сама разобралась в причине поломки, устранила неисправность и продолжила работать. Это заметил ее начальник цеха, что и стало причиной первого интервью Кати телевидению. Несмотря на то, что Катя провалила экзамены в институт, она не упустила руки и твердо решила попытаться поступить в этот институт через год. Всё это говорит о ее высокой мотивации и целеустремленности.
Вторая причина – понимание того, как должна строиться любая работа. Работа пойдет тогда, когда люди будут заинтересованы в ней. Если у людей нет заинтересованности, люди работать не будут или будут работать спустя рукава. Это показано в фильме в эпизоде, почему на заводе люди не хотят идти в наладчики. В интервью телевидению Екатерина так объяснила причину того, почему на заводе не хватает наладчиков, из-за чего страдает производство:

- А вообще здесь есть какая-то недоработка. В наладчики не хотят идти, потому что платят мало. Надо нормы пересматривать. За квалифицированную работу надо платить соответственно!

Третья причина – это отсутствие семьи и любимого человека. До сорока лет у Кати не было семьи и близкого человека (несмотря на то, что она его очень желала). Близкий человек – это не только положительные эмоции, но и периодический стресс, расход нервной энергии. На создание семьи, общение с близким человеком, рождение нескольких детей уходит много свободного времени и энергии. Когда нет семьи и близкого человека, велико искушение всё оставшееся свободное время, сила и энергию направить на работу. Именно поэтому одинокие люди добиваются больших успехов в работе, чем семейные люди, у которых по 2-3 детей. И очень многие люди, добившись высот на работе, уже не хотят заводить семью, потому что подсознательно они понимают, что семья первым делом будет угрожать так или иначе их карьере, чего они лишаться не хотят.
Катя не из тех людей, которые живут только ради карьеры. Она пытается создать семью, но у нее не получается. Отсутствие семьи позволяет Кате при ее способностях расти по карьерной лестнице. И здесь она совершенно незаметно для себя попадет в порочный круг – чем выше должность одинокого человека, тем тяжелее ему встретить любимого человека и создать семью. С ростом карьеры незаметно для человека растут и его требования к близкому человеку. А если к этому прибавить и тот факт, что с возрастом люди все больше видят в людях недостатки, чем достоинства, порочный круг окончательно замыкается. На своей даче Антонина весьма точно сказала Катерине, почему у нее нервные проблемы, и как ей тяжело будет решить эти проблемы из-за ее высокой должности.

- Замуж тебе надо… Сейчас с твоей должностью тебе совсем трудно будет. Если только министр какой холостой попадется. Мужики ведь не любят, когда баба выше их стоит.

У преуспевающих людей есть квартира и деньги. Им кажется, что они создали всё необходимое, чтобы сделать следующий шаг к счастью – создание семьи. Но уже будучи в возрасте и занимая высокую должность, они с ужасом понимают того, что создать семью им вряд ли удастся.
Это признает и сама Катерина в том же разговоре на даче у Антонины.

- Молодец ты Катя, - говорит Антонина. – Мы своим ребятам тебя всегда в пример ставим. Всего, чего хотела в жизни, добилась.
- Это верно. Только ты пока ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьешься, больше всего волком завыть хочется…
- Замуж тебе надо.
- Да не в замужестве дело.
- В нем, в нем!...

Катя, сама того не понимая, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, оставляла себе всё меньше шансов создать семью. В обычной ситуации Катя должна была остаться одинокой женщиной. Но особенность Катерины заключалась в том, что она была искренним человеком и до последнего не оставляла попыток встретить близкого человека…

Эпилог.
Почему фильм получил такое название? Потому что в Москве слезами и жалостью себе не поможешь – надо действовать. Это правило следует применить и ко всей своей жизни – вместо того, чтобы при неудачах плакать и жаловаться, надо, как Екатерина в фильме, одну за другой предпринимать попытки для решения проблем. Не получается с первого раза – надо делать еще одну попытку, если опять не получается – еще одну и так до тех пор, пока проблема не решится. Только так можно встать на ноги, добиться успехов в работе и приобрести счастье в личной жизни в том числе...

С.Ю.Храмов, июнь 2011 г., Чебоксары, http://rezenzija.umi.ru

2
1
10
Юрий Прядка
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 5
20 декабря 2021

Фильм воспринимается иначе после просмотра ролика под названием «Как снять мужика в метро вплоть до брака?» А.А. Меняйлова.
Итак, сцена в метро. Муравьёва читает книгу. Вопрос: а чего это парень стал к ней клеиться? Вдруг? Каким способом она его спровоцировала?
Только из этого эпизода на вопрос не ответить. Потому что не показана важнейшая деталь: как эта вешалка Муравьёва спровоцировала первого заглянуть ей в книгу? Дальше-то – в смысле, после первого – всё понятно и типично. А с первым вопрос. Ответ показан в том же сериале «Пуаро Агаты Кристи», в котором выдали замуж одну неудачницу, за счёт разыгрывания вокруг неё, что она притесняемая, но духовным способом сопротивляется. В этой серии «Пуаро» «Смерть на Ниле», на эту нищую американскую американку клюнули практически все неженатые с корабля. Даже лорд.
А вешалка Муравьёва разыгрывает в точности тот же образ притесняемой, но борющейся – духовно – против скверны этого мира. Прям как ты американка из «Смерть на Ниле», один в один.
Вот этот образ притесняемой, но сопротивляющейся, а потому духовной, вешалка Муравьёва разыгрывает повсюду. Вот она идёт по улице, призывно вихляя жопой с кадрёжными мыслями. К ней, само собой, подкатывают лохи (посылает лимитчиков). Сучка не захочет, кобель не вскочит – незыблемое правило. То есть вешалка Муравьёва, раз к ней подкатили, хочет, но кадриться она хочет не с этими. Этому лимитчику уготована роль насадки на крючок. Роль живца. Так же как этому, в метро. Вот этот типаж женщин, использующих других в качестве насадки на крючок, в недалёком прошлом, лет всего тридцать назад, в научной среде называли динамистками. Динамистка - это та, которая крутит динамо. Динамистка всегда динамистка. Всегда. Вешалка Муравьёва даже с будущим мужем крутит динамо. Но прежде чем крутануть динамо с будущим мужем, Муравьёва к нему придвинулась.
Что же тогда сделала вешалка Муравьёва, чтобы сделать живца из этого, в метро? А прекрасно показано: она к нему тоже придвинулась. Место справа рядом с Муравьёвой свободно, она бы – не будь она на охоте – села бы не впритирку – или отодвинулась бы. Но Муравьёва на охоте и она уселась впритирку. Если тот, который нужен был ей в качестве живца, и на это бы не среагировал, то она бы стала тереться о его ногу своей ногой. Тут бы он уж точно среагировал – интересом к её книге. Ну а дальше стандартно: гневный взгляд, дескать, она борется – духовно – со сквернами этой жизни.
Вопрос: а какой процент женщин относится к динамисткам? Вот, массы скажут, что Катя, из того же культового фильма «Москва слезам не верит» совсем не такая. Она-то, наверное, не динамистка? Да, часть времени Катя не динамистка – а страдалица. Страдать ей нравится более всего остального. Но, бывает, и динамистка тоже. Вот, пожалуйста, Катя кадрится – естественно, в ипостаси динамистки. Вроде бы зацепив, впрямую не посылает, но, по сути, та же знакомая позиция из «динамо»: мир вокруг неё её притесняет – а она не такая, она сопротивляется сквернам этого мира – ха-ха, духовно.
На самом деле, Катя владеет методом «динамо» намного более виртуозно, чем Муравьёва. Виртуозней и утончённей. Если Муравьёва этот способ умеет использовать только в кадрёжке на половой почве, то Катя этим способом ещё и карьеру сделала – и немалую. Впрочем, об этом в своём месте, в отдельном ролике или семинаре.
И не забыть о Двуликом Янусе.

0
0

Подборки Афиши
Все