Фильм

Фильм Наудачу, Бальтазар

Au hasard Balthazar (1966, Франция, Швеция), IMDb: 7.8

6.8
7.8
1/9

Драма Робера Брессона про ослика.

Бальтазар — маленький ослик, экзотическое имя которому давным-давно дали дети. Прошли годы, дети выросли, их отношения изменились, и Бальтазар теперь все время переходит из рук в руки.

СтранаФранция, Швеция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 35 минут
Дата выхода24 мая 1966
Возрастное ограничение16+
До того как стать режиссером, занимался живописью и писал сценарии. В лагере для военнопленных в 1940–1941 годах придумал идею первого полнометражного фильма, который смог поставить только в 1943 году: картина о преступлении и наказании в стенах женского монастыря получила название «Ангелы греха». Брессон вообще часто ставил в своих фильмах неразрешимые моральные дилеммы, предпочитая минимальные художественные средства для максимальной выразительности. Часто источником вдохновения для его визуально изобретательных фильмов становилась литература: например, произведения Федора Михайловича Достоевского. Он экранизировал его «Белые ночи» под названием «Четыре ночи мечтателя», а до этого — рассказ «Кроткая». Помимо этого, вольная интерпретация «Преступления и наказания» содержится в фильме «Карманник» — одной из самых значительных картин мирового кинематографа. За «Дневник сельского священник» Брессон получил три награды Венецианского фестиваля, за «Процесс Жанны д’Арк» — особый приз жюри Канн, а за «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» и «Деньги» — призы за режиссуру все тех же Канн.
7

Культовый фильм культового французского режиссера от которого зашлись, да и заходятся до сих пор, в восторге как серьезные режиссеры, так и простые зрители. Построенный как современное переложение «Метаморфоз» Апулея, фильм концентрируется на истории осла, которого добрые дети Мария и Жак растили и лелеяли, как лучшего своего друга, и дали ему столь странное имя - Бальтазар. Но времена меняются, мама Жака умирает, его отец в горе покидает деревню, оставляя все на попечение родителей Марии, которые завязли в собственных проблемах и грехах. Ферма банкротится и ослика продают, где чуть не убивают, если бы не спасший его местный алкоголик. Бальтазару предстоит стать знаменитым цирковым артистом, простым тягловым животным и пройти весь тяжелый путь на заклание, а все из-за человеческих глупостей, злобы и жестокости. Но ослик вынесет все с великим терпением, на которое ни одно приземленное человеческое существо не оказывается способным. Трогательная, сильная притча, полная аллюзий и метафор.

Фильм оказался очень необычным для Брессона, если судить о нем с позиции знакомства с более ранним творчеством, рассматривая его в тематической или нарративной плоскости. В «Бальтазаре» нет не только какой-то четкой центральной фигуры и связанной с ней повествовательной системой, но и Брессон умудряется сделать основным персонажем животное, заведомо отрезая себе пути к удобной повествовательной системе. Опять же, ни один фильм до этого не охватывал столь продолжительный период времени, как целая жизнь одного из героев. С другой стороны, как и в более ранних работах режиссера, судьба ослика предначертана до самого трагического финала и идет он по своей жизни, будто ведомый за поводок, что придает образу Бальтазара дополнительный смысл, более общего характера, который можно распространить и на первую половину творчества французского автора.

Еще одну зацепку с творчеством Брессона того периода можно увидеть в фигуре девушки Марии, которая до некоторой степени повторяет образы девушек Мушетт и Жанны Д’Арк, становясь еще одной брессонской девственницей, вокруг которой режиссер аккуратно раскладывает материи, подпитывающиеся силами одновременно как от поля сексуального напряжения, так и из символизма. Есть тут и вечно витающие в воздухе идеи Достоевского, который представлен в данной истории отголосками некоторых историй князя Мышкина. Правда, автор в этот раз столь тонко и органично сплетает сразу несколько важных источников, не обходя вниманием и библейские, что говорить о каком-то отдельном ключе вдохновения не приходится.

Но наибольший эффект неузнавания приходится на кинематографическую сторону фильма. Если прежние фильмы были плотно сконцентрированы вокруг той или иной персоналии, то внимание режиссера в «Бальтазаре» рассеивается на целую группу героев, а действия рассыпаются на набор событий, не так очевидно связанных друг с другом, которые, следуя эстетике построения мизансцены Брессона и вовсе норовят выпасть из кадра и произойти за областью видимости. Да и сама атмосфера и без того невеселых предыдущих лент автора сгущается до совсем уж мрачных оттенков. Смерть и безысходность источают эманации на протяжении всей длительности фильма. Количество диалогов сводится к необходимому минимуму, а за отсутствием привычного голоса за кадром, нужного для повествования от первого лица, что применял Брессон ранее, и вовсе оглушает.

Зато с самими сценами Брессон обходится более чем чутко. Длинные двухминутные ракурсы, взятые с разных углов и разными камерами. Что тоже весьма нехарактерно для его ранних работ, где режиссер мог вообще не переключать фокус на события, оставляя зрителя в кадре с главным героем, что вновь было продиктовано по большому счету выбором нарративной системы в совокупности с эстетическими предпочтениями самого Робера Брессона, что и делало его фильмы столь узнаваемыми и драматургически важными. То есть, подводя небольшой итог, французский режиссер снял весьма важный не только для себя, но и для мирового кинонаследия фильм, который очень для него нехарактерен. Что ж, бывает и такое. Это ведь не отрицает важность наличия других работ в его фильмографии, а лишь только придает им больший вес и объем понимания значения фигуры Брессона для кино.

2 июня 2013
Все отзывы
Читайте также
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
После «Семи»: зарубежные и российские триллеры про маньяков на советском пространстве
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
Сериал «Amore More»: эротическая трагикомедия против полиамории
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость