В тихом провинциальном городке гимназист Антон, которого все зовут Тонечкой, начитавшись «Первой любви» Тургенева, влюблен, сразу и идеально и плотски, в горничную своих родителей Пашу и роковую соседку Серафиму. В это время разворачивается кровавая драма в доме местного кузнеца, кучер гибнет на рогах у быка, а на улице кипит шестнадцатая Тонечкина весна.
Свой получасовой opus magnum ярославский мультипликатор Александр Петров снял по роману Ивана Шмелева «История любовная». Картина русского взросления на рубеже прошлого и позапрошлого веков передана режиссером в его патентованной манере: масляная живопись по стеклу, в общих чертах наносимая пальцами, а потом прорисованная кисточкой. Как и все три предыдущих фильма Петрова, «Моя любовь» была выдвинута на «Оскара» в категории короткометражной анимации, принеся автору очередную пачку восторженных отзывов, в которых иностранцы объявляли его Дега, Моне и Тернером от анимации. Русский зритель, однако, узнает в манере «Моей любви» прежде всего Константина Коровина плюс Саврасова, Левитана, иногда Петрова-Водкина — художников, сформировавших наш образ того времени. В этом, собственно, и есть главное отличие «Любви» от предшественников — фантастическая техника Петрова наконец соединилась с соответствующим по времени и месту сюжетом, став из мультипликаторского приема художественным воплощением текста. Даже обидно, что «Оскара» Петрову уже дали за мультфильм «Старик и море» — этот фильм достоин его куда больше, но на две награды подряд Американская киноакадемия не расщедрилась.
Собственно, во всех достоинствах «Моей любви» многие уже убедились в эфире спродюсировавшего ленту Первого канала. Те же, кто телевизор не смотрит, имеют возможность увидеть весь петровский канон зараз в кинотеатре «35ММ» — заодно и сравните.
Беспрецедентно вдохновенная картина. Неописуемой красоты киноистория, снятая с лёгким сердцем и исполненная пальцами в краске по стеклу. Новая работа выдающегося российского мультипликатора Александра Петрова и вероятно самый изящный короткометражный мультфильм за последнюю пятилетку.
Впрочем, это не совсем мультфильм в заурядном понимании, это в общем и целом – с ума сойти, какое кропотливое искусство. Здесь как в мастерской художника: за эпизодами скрываются тысячи предварительных эскизов, множество подготовительных набросков карандашом и пастелью, каждый финальный кадр пририсован на стекле масляными красками и зафиксирован на кинопленку, но самое поразительное, что каждая секунда анимационного фильма соответствует примерно 12 авторским картинам. Что ни говори, а сложно структурированная техника «ожившей живописи» организована настолько сложно, что мерить ее киношными определениями и современными стандартами вроде Оскара - просто кощунственно.
Снятая по шмелевскому роману-первоисточнику, «Моя любовь» с ее тончайшими цветовыми переходами, волшебными оттенками и порошковыми, словно электрические помехи, контурами бескомпромиссно топит зрителя в сюрреалистическом мире отчаяния пятнадцатилетнего гимназиста. Речь тут идет о первой пробуждающейся юношеской любви, которая словно бумажный кораблик недолго кружится на воде, промокает насквозь и вскоре размокает на части. Главная ценность петровской анимации – чувственность, глубина исследования характеров и фантасмагорические переходы из одной реальности в другую. Удивительны в этой связи две вещи. Во-первых, как после 26 минут ты умудряешь заново родиться. Во-вторых, почему трогательные и душевные творения Петрова повсеместно показывают в Японии, в США их доставляют в IMAX, а у нас крутят в одном единственном кинотеатре «35ММ» или где-нибудь на фестивале под Суздалем?
Было бы можно - поставил бы "10 звезд"...
Если говорить об исполнении - это настоящее искусство.
Если о смысле - то это глубокая, и в тоже время удивительно простая история. История о любви. Настоящей жертвенной Любви!
Я уже давно не мальчик и сразу даже не вспомнить когда у меня так дух перехватывало от эмоций. Хотя и дома смотрел, на DVD. Лучше, конечно, на большом экране.
Шедевр! Обязательно посмотреть!
Даже удивительно, что в наше время кто-то способен делать такое чудо. Мульт, сделанный вручную, отличается от компьютерного так же, как живой человек от резиновой куклы - они дышат. Там вода прозрачна и тяжела, дерево - тепло и шершаво, облака пронизаны светом, а провинциальная сирень цветет так, что, кажется, слышишь ее запах. Обязательно покажу что-то из доступных петровских мультов ребенку, не "Мою любовь", но м.б. "Русалку" или "Старика и море", чтобы приучать с детства отличать настоящее от подделки. Чудо это, просто чудо! Серебряный век какой-то, сегодня такой нежности, хрупкости, беззащитности не бывает.
И еще меня совершенно поразила "Корова". Я давно не видела режиссеров, которые бы так чувствовали человека, живущего на земле. Для кого крестьянин - не быдло, дурак и алкаш, а представитель глубокой и своеобразной культуры. Может быть, только в "Земле" Довженко, в "Ивановом детстве" Тарковского, ну и у Шукшина. А тут этот мальчик, который хочет заменить корове убитого теленка...Просто мурашки по коже.
Потрясающая находка!
Этот видео ряд играет на стунах души. Нет. Не нервов, именно, души.
О чём? о юношеских романтических порывах, о нравах прошлого времени, о мечтах, о преданности и обманчивой действительности, о первых и не первых увлечениях...
И всё это красиво, стильно, с потрясающей анимацией, невероятной грацией персонажей, с пышущими образами юношеской фантазии.
Мульт говорит просто о любви разной.
С технической стороны - неклассичная раскадровка, интересный переход планов, неожиданные перерождения образов...
И всё это написано пальцами на стекле!!! Именно написано.
Каждый кадр - продукт истинной живописи!
И зовут мастерового Александр Петров.
Александ Петров без излишеств, буржуйских завитков и нелепого пафоса. Очевидно, этот человек с душой, как и именем, истинно русской.
Спасибо ему.