Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.1

Фильм
Красная борода

Akahige, Япония, 1965
О фильме
Драма
16+
Акира Куросава
3 апреля 1965
3 часа 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Акиры Куросавы

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
pop_art
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
29 января 2008

Красная борoдa - это прoзвище врача больницы для бедных, в котoрую после унивeрситетa попадает молодoй и честoлюбивый доктор Ясумото. Он не принимает порядков, царящих в больнице, строгого и порой грубого доктора Нииде.

Однако постепенно Ясумото понимает, что за жесткостью и суровостью Красной бороды скрывается безграничная доброта, высокая нравственность и подлинное милосердие. Молодой специалист постигает истинное предназначение врача, начинает видеть в пациентах людей, которые нуждаются в его помощи.

1
0
9
scheet
618 отзывов, 619 оценок, рейтинг 102
24 января 2015

Чёрно-белый японский фильм 50-летней давности, в котором рассказывается о больнице в пригороде японского города середины 19 века. Да и ещё идущий 3 часа. Нормального человека такая предыстория наверное отпугнёт. Но в дело вмешались столпы японского кинематографа: Тосиро Мифунэ, и конечно маэстро Куросава. В итоге получился редкий по своей степени вселенского гуманизма фильм. Чего стоит одна лишь история умирающего. А как в целом фильм разложен по полочкам! Несмотря на скучный вроде бы антураж удалось пережить и нешуточную борьбу характера и внутренних эмоций врача Мацумото, увидеть проработанные роли второго плана, и даже сцену единоборств. Да и что отличает Мастера - улыбнуться в паре эпизодов тоже можно. Ну а роль "Красной Бороды" получилась степенной, безусловно вызывающей доверие, положительной до мозга костей, но и без капли слащавости или какого-то перебора, что очень важно. Словом, как фильм на околомедицинскую тематику, "бороду" можно однозначно записать в шедевры. Ну а как просто зрительский фильм, конечно тоже. Во всяком случае жанровость выдержана на все 100.

0
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
27 октября 2011

В обычной и ничем не примечательной больнице (что не мешает ей быть надеждой и опорой для каждого в округе – от самого главного босса, до простого босяка), работает не совсем обычный директор – доктор Нииде (Тосиро Мифуне), которого все за глаза, а-то и в глаза, называют не иначе как Красная Борода – слишком рыжая у него растительность на челюсти, чтобы искать другие клички. Необычность его заключается в том, что он до последней секунды своей жизни готов посвятить себя своим больным, отдать последнюю рубашку, но при этом он невероятно уравновешен, относится к жизни философски и не дает эмоциям подтолкнуть руку, держащую скальпель. Тем временем в больницу прибывает молодой и амбициозный Ясумото Мобуру (Юдзо Каяма), который считает, что попал сюда по ошибке, ибо это не слишком-то престижное заведение, в котором вообще разбогатеть невозможно. Но вскоре он понимает, что единственный способ стать доктором – это идти след в след Красной Бороде, да и иные пути – какие-то все неправильные и глупые. Последний черно-белый фильм Акиры Куросавы и настоящий бенефис Тосиро Мифуне, сыгравшего свою последнюю роль в фильмах японского мастера.

На самом деле в том, что Мифуне играет тут доктора, есть своя доля иронии, ибо начинал он свою карьеру у Куросавы сначала в роли больного, а затем и самого доктора в следующем же фильме. Красивая, но вряд ли предсказуемая, закрывающая сотрудничество скобка одного из самых известных японских актеров и одного из самых важных режиссеров этой самой страны.

Фильм особняком стоит в творчестве Куросавы по многим, в том числе и уже упомянутым причинам. Но уникальность его на этом не ограничивается. Это самый духовный фильм Куросавы, что он снял вообще. Даже в «Додескадене» он не добивался такого отрыва мысли от материальности, как тут. А ведь все его творчество отличается именно привязкой к каким-то исключительно земным проблемам, играя на исторических, социальных, даже личностных мотивах, но практически никогда не отрываясь от контекста. Это одна из отличительных черт, по которой принято отделять его от еще одного японского кино-классика – Ясудзиро Одзу (если не брать в расчет, понятное дело, еще и стилистические особенности режиссерского почерка), который как раз тяготел к трансцендентальности. И вот Куросава снимает фильм, который прямо заявляет о мире, за гранью видимых ощущений, о мире эмоциональности, проявляющимся в краткие минуты внутреннего прозрения. И практически все, что умел и чем славился Куросава, было принесено в жертву для достижения подобной цели. Этого мало кто ожидал и это стало новой ступенькой в его пути.

Фильм снимали два года, что оказалось слишком тяжелым испытанием для Мифуне и он решил, что пути их с Куросавой на этом расходятся. Понятное дело, что отснятого материала спокойно хватило на трехчасовой фильм. Впрочем, проблема восприятия картины заключалась не только и не столько в длительности. Те же «Семь самураев» не намного короче, однако там все действие поставлено в одной колее, что повторяло принятые Голливудом правила игры в кино. А тут Куросава создает очень сложный повествовательный узор, который доработает в «Додескадене» пять лет спустя и который в некоторой степени прославит американский режиссер Роберт Олтман со своим «сетевым нарративом» позже. То есть действие «Красной Бороды» одновременно происходит с многими персонажами и в самых разных направлениях, охватывая не только жизнь врачей и пациентов, но и их прошлое.

За это, конечно, Куросаву неоднократно ругали, называя структуру фильма «бесформенной», но тем самым лишь проявляя собственное непонимание и неготовность к новым и непривычным повествовательным механизмам. А с другой – не понимали из-за того, что в это время в мире бушевала «новая волна», добравшаяся даже до Японии, в которой молодые и наглые режиссеры повергали на лопатки канонический нарратив и оспаривали главенство рассказа над стилем. Причем ведь сам-то Куросава тоже был не прочь ни до этого фильма, ни после, поэкспериментировать с формой и побросать вызовы шаблонам в кино.

Еще одной увязкой со своим творческим прошлым является явная тенденция следовать Достоевскому в этом своем фильме. Довольно давно Куросава не проявлял столь большого почтения к одному из своих любимых писателей и даже при попытке охарактеризовать жанрово фильм как банальную «драму» сразу попадешь в неудобное положение, ибо придется туда совать и русского писателя заодно.

Большую новизну Куросава проявляет и в отношении бедности. В отличие от своих прошлых фильмов, бедняки страдают в больнице молча, практически неподвижно, а в результате умирают. Они больше не являются какими-то политическими или социальными символами. Их образ больше не симптоматика какой-то болезни. Они сами – болезнь. Или способ очищения. Если воспринимать эту страшную идею относительно смерти.

Кончено же нельзя и сказать о том, что Куросава полностью избавился от социального контекста, без этого никуда. И все эти разговоры о том, что от болезни нет лекарств очень хорошо идеологически рифмуются с тем, что от бедности лекарство тоже не изобрели. Но больные персонажи «Красной Бороды» оторваны от общественного контекста так, как они оторваны от самого общества. Это даже не слепок общества, как было проделано в картине «На дне». Это асоциальное собрание больных, в том числе и психически, отработанных социальных материалов.

Изменениям подверглись и стилистические приемы. Если прежде Куросава снимал так, что сама идея движения у него следовала из системы трансформации от одного состояния к другому, то в данном фильме Куросава пытается передать нестабильность состояния и при помощи визуальных решений. К примеру, используется такая техника, при которой в одном кадре персонаж идет в одну сторону, кадр склеивается движущейся в обратную сторону «шторкой» с кадром, в котором другой персонаж идет в ином направлении. Или строгие и линейные движения сменяются движением от камеры, которая начинала двигаться горизонтально. Или же статичные или просто медленные сцены, появляются перед или после вспышек эмоций, снятых с использованием частых склеек. И при всем этом явное стремление избегать повторяющихся обстановок или ракурсов, что еще более сбивает зрителя, так как он все время оказывается в новой обстановке.

Судьба у фильма оказалась неоднозначная. С одной стороны – ряд фестивальных и просто кинематографических наград, в том числе и за пределами в Японии (номинации на Золотой Глобус, конкурсная программа в Венеции, где Мифуны получил приз за лучшую мужскую роль), но с другой стороны фильм дался так тяжело, что следующий появился только пять лет спустя.

0
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
11 ноября 2010

Фильм отличный, ни капельки не затянутый.. Японская действительность воспринимается не как экзотика, а как жизнь людей просто немножко как не на твоей улице.. Все люди со своими недостатками и стремлением к счастью..
Цени что имеешь и не будь эгоистом.. Чтоб были желающие в трудный момент рвать глотку, крича в колодец о продлении твоей жизни..
Играют актеры прекрасно, единственное жалко, Тосиро Мифунэ здесь с бородой и уже не молод.. Это грустно..
180 минут нисколько не длинно - таких фильмов много не бывает..

0
0

Подборки Афиши
Все