Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Фильм
Неуместный человек

Den brysomme mannen, Норвегия, Исландия, 2006
Остроумное норвежское кино про попытку улизнуть из рая

Человек, бросившись под поезд в метро, попадает в рай, организованный по принципам скандинавской корпоративной культуры. Остроумная, печальная и странным образом крайне жизнеутверждающая картина.

  • Неуместный человек – афиша
  • Неуместный человек – афиша
  • Неуместный человек – афиша
  • Неуместный человек – афиша
  • Неуместный человек – афиша
Трагикомедия
16+
Йенс Льен
26 мая 2006
1 час 30 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Йенса Льена

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
30 ноября 2006

Вид влюбленных, присосавшихся друг к другу на платформе метро, стал последней каплей для не то чтобы несчастного, но как-то фатально заскучавшего от жизни Андреаса (Эурвог), и тот с кислым лицом шагнул под поезд. На том свете оказалось примерно так же, как на этом, только почище и везде играла «Песня Сольвейг» Грига. Андреаса встретили трогательным транспарантом «Добро пожаловать» и определили на службу, где надо было совсем немножко что-то считать на калькуляторе, а платили при этом столько, что аванса хватило на спорткар с откидным верхом. Сослуживцы и начальство были милейшими людьми. Палец, из любопытства сунутый под канцелярский резак, на следующее утро вырос обратно. Малознакомая красавица (артистка Баркер, при виде которой ахнут те, кто в детстве видел ее в советско-норвежском боевике «И на камнях растут деревья») переспала с Андреасом, даже не дожидаясь первого свидания, а когда Андреас устал от нее, на противоположном конце офисного кафетерия тут же нарисовалась альтернатива. При таких раскладах, наверно, странно было не стать счастливым, но у Андреаса — получилось.

Экзистенциальное отчаяние — вещь сама по себе не то чтобы дико смешная. Комедии на эту тему удаются только Джармушу и скандинавам, которые, видимо, на генетическом уровне все немного джармуши. В своем втором по счету (и первом, попавшем в более-менее международный прокат) фильме норвежец Йенс Льен, в прошлом рок-музыкант, берется исполнить вариацию на мотив отчаявшегося сердца, но выводит ее флегматично и ловко, будто играет на пиле: сам способ звукоизвлечения тут так занятен, что неизбежно отвлекает от душераздирающих свойств мелодии. Эффект удивительный — даже любопытно узнать, что за рок-н-ролл играл этот Йенс, прежде чем пойти учиться в киношколу.

При поверхностном рассмотрении «Неуместный человек» получается такой сатирой на победивший скандинавский социализм, доэволюционировавший путем неуклонного повышения уровня качества жизни до чего-то типа райских кущ. Главная и единственная тема для застольных разговоров в здешнем раю — новый каталог IKEA, уровень счастья населения заботливо отслеживают люди из отдела кадров (заходят в конце рабочего дня и спрашивают — «Ну как, вы счастливы?»), попытка суицида дурацким образом наталкивается на повышенную прочность телесной оболочки: настроившись по старой привычке решить все свои проблемы повторным броском под поезд, герой следующие минут пять с трагикомическими воплями наматывается на колеса локомотива, но погибнуть никак не может. Притом, как и положено по-настоящему хорошей абсурдистской работе, кино это сделано так невозмутимо и так всерьез, что иронический прищур автора толком регистрируешь лишь к середине фильма, а с тем, на чей именно счет его отнести, не можешь определиться до самого конца — как не получается с полной уверенностью понять, в раю происходит дело или все-таки в аду с высокой степенью социальной защиты. И по мере того как изначально довольно приятный артист Эурвог приобретает все более разительное сходство с линчевским Головой-ластиком («Ластик» — логичным образом — любимый фильм режиссера Льена), как-то очень естественно понимаешь, что пресловутое экзистенциальное отчаяние ничуть не почтенней разговоров о каталоге IKEA. И какое это, в сущности, забавное, праздное искусство — находить в заботливо подстраивающемся под тебя мире поводы для несчастья и из принципа, из глупого капризного упрямства (главная претензия героя к раю — что там недостаточно сильно пахнет свежими булочками) отправляться погибать в такие снега, куда ни одна, даже самая мотивированная и резвая Сольвейг не прибежит за тобой на лыжах.

18
0

Отзывы

9
cinemare
23 отзыва, 262 оценки, рейтинг 23
11 февраля 2009

Если Вы устали от боли и страданий, населяющих мир или надрывающих Ваше сердце, можно сесть в автобус и отправиться в город вечного счастья. Автобус привезет Вас к заброшенной автозаправке, расположенной в местности, более всего напоминающей пустыни Аризоны. Человек на заправке, предварительно свернув обмахрившийся от неустанного ветра приветственный баннер "Velkommen", посадит Вас в машину и отвезет в тот самый город. Там Вам предоставят вполне приличное жилье, назначат работать бухгалтером в опрятном офисном здании и даже выделят определенную сумму денег на первое время. Все чинно и гладко. Нет причин беспокоиться. Люди вокруг все приветливые и довольные. Но что-то не так...
Андреас, по воле норвежского режиссера Йенса Льена попавший в эту безоблачную страну (где и дождя-то никогда не бывает), постепенно начинает замечать это "не так". Что-то не так со вкусами, запахами, улыбками, поцелуями. Еда безвкусна, вино не пьянит, секс оборачивается лишь гимнастикой без объятий. Все, мало-мальски могущие быть так названными, эмоции жителей города вызваны чтением каталогов мебели, покупкой оной или ремонтом в собственном жилище, которое язык не повернется назвать сколь-нибудь обжитым. Кроме всего, в этом городе бесчувствия наблюдается полное отсутствие детей.
Желание хоть как-то "оживить" собственную жизнь приводит Андреаса, вернее его указательный палец, под нож одной из офисных машин. Реакция коллег, не замечающих его окровавленную руку (режиссер, кажется, намеренно утрирует сцену кровопотери), лишь укрепляет его подозрения.
Безрезультатная попытка самоубийства, совершаемая от отвращения к самому пластмассовому поцелую в истории кино, соглядатаем которого он стал, приводит Андреаса к ужасающему выводу - в этом городе нет не только вкусов и запахов, любви и боли, но даже смерти. Счастье-то беспросветное! Из него не вырваться...
В поисках путей к побегу Андреас оказывается в доме своего давнего случайного знакомца, с которым они когда-то раньше сошлись во мнении о ненастоящести здешнего алкоголя. Путеводной звездой для совершаемого ими подкопа служит маленькая дырочка в стене подвала, из которой доносится музыка и детские голоса.
Эта попытка побега привела к выдворению Андреаса из города. Оказывается, никто его здесь и не держал. А его упорное желание сбежать из города счастья вызывает искреннее недоумение: "Большинство людей здесь счастливы, Андреас! Большинству здесь нравится" - такими словами провожают его в обратный путь люди в серых костюмах, должно быть, управляющие "счастливым" городом.
Обратный путь лежит через ту же заправку, а потом - тот же автобус, но уже не просторный салон, в котором гостей привозили строго по одному, а тесное багажное отделение, нашпигованное проводами и трубками с выхлопными газами. Абсолютное страдание - чистая эмоция! Получите, чего хотели, господин Андреас, - подлинный ад!
Режиссер Йенс Льен не назидает и не агитирует. Затронутые в фильме вопросы так и остаются без ответов, поиски которых режиссер доверяет зрителю. Собственно, так до конца и не понятно, куда попал Андреас - в комфортабельную тюрьму, из которой непросто выбраться, но из которой легко выставляют неисправимых маргиналов, или в некую модель рая, в которой люди избавлены от страданий, равно как и от подлинных радостей. Я все же больше склоняюсь к модели рая, попав в который каждый получает прививку анестезии чувств, тем самым освобождаясь от земных страданий. Иначе, с какой стати власти так охраняют покой "осчастливленных" заключенных? Еще один довод в пользу версии о рае - невозможность смерти в городе счастья. Но это все домыслы...
Ясно лишь, что в режиссерском видении антитезой бесчувственному счастью служит абсолютное страдание. Но далеко не бесспорно, что это страдание - справедливая цена за отказ от анестезии чувств.
В конце концов, в земном мире с горем соседствует радость, с ненавистью любовь, со смертью рождение, тем самым придавая смысл и направление нашему упорному движению. Хотя проживание жизни во всей полноте, безусловно, требует немалого мужества.

3
0
7
Елена Кононова
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
28 сентября 2010

Неуместная рецензия.

Добро пожаловать в грустный и неутешительный мир Кафки по-норвежски.

Выхолощенная, мертвая, убогая ежедневная жизнь стала реальностью для большинства из нас. Мир изменился. Мир окончательно изменился, и уже никогда не станет прежним. Между тем, Кафка, чуткий предвестник дня сегодняшнего, еще жил совсем в другом мире, в мире, где обычный человек только начинал превращаться в обезличенный и бесплодный винтик бездушной машины общества, государства. Но Рубикон перейден. Фильм Йенса Лиена «Неуместный человек» со всей отстраненной объективностью холодного скандинавского ума демонстрирует нам наши же чаяния и идеалы, наши стремления и желания, нашу жизнь, нашу бессмысленную жизнь.

Мир, в который попадает герой фильма Андреас, для большинства из нас является недостижимым идеальным миром, пределом всех земных мечтаний. То место в пространстве, в которое попал Андреас, представляется аллегорией идеального офиса, как райского места, или хотя бы чистилища. И в этом раю для избранных, т.е. стерильных и антибактериальных офисных служащих, нет места сомнениям, размышлениям, рефлексиям. Впрочем, нет места и болезням, смертям, и прочим напастям. Главное условие – безоговорочно принимать правила этого мира и не допускать каких бы то ни было размышлений о себе, как об индивидуальности. Отныне – вы маленькая часть живого организма, чье нормальное функционирование напрямую зависит от ваших ощущений. Ничто не остается незамеченным организмом-матрицей: устали ли вы, довольны ли, мучаетесь – все мгновенно регистрируется и влияет на весь организм в целом. Большинство жителей этого места всем довольны, это подтверждает и тетенька-мэр. Она так и говорит: «Большинство наших жителей всем довольны. И счастливы. И мы гордимся этим».

Остается добавить, что они не только гордятся этим, но еще и пытаются создать действительно комфортные условия существования в этом месте. Местечко это чистое и красивое, люди опрятны и благообразны, интерьеры в домах безупречны в своем изящном минимализме, еда, хоть и не имеет вкуса и запаха, сервирована, как в фешенебельных европейских ресторанах. И много зелени, а то можно было бы подумать об этаком урбанистическом сером пространстве без зеленого цвета. Напротив, местные пейзажи радуют глаз, у каждого жителя в доме имеются красивые ухоженные растения, у Андреаса такой цветок стоит в его рабочем кабинете – подарок его девушки.

Стоит ли говорить, что, например для среднестатистического российского жителя такая жизнь и взаправду идеальна? И недостижима. Скорее всего, и для среднестатистического жителя Европы такая жизнь представляется желанной. И кто посмеет бросить в них камень? Ведь наша жизнь, со всеми ее трудностями и горестями, болезнями и смертями, и при этом с вкусной и ароматной пищей, не более осмысленна и ценна, чем жизнь муравья, пчелиной матки или лемура обыкновенного. Менее всего создатели фильма хотели насмеяться над той реальностью, в которую попал Андреас.

История, рассказанная в фильме, в сущности, лишний раз напоминает нам о том, что человек не в силах ничего изменить, меняться может только отношение человека к происходящему.
О старое доброе христианство, мы его утратили. Душа больше не христианка. Добра и зла, в привычном понимании больше нет. И восточные концепции кармы и мира по заслугам вызывают у нас смутное приятие и понимание. Мир безличен и жесток, а майя, она и в чистилище майя.

2
0
7
Александр Моисеев
18 отзывов, 30 оценок, рейтинг 69
15 ноября 2007

"Большенство людей здесь счастливы. Они думают - это хороший город. У них есть всё, что нужно. Люди СЧАСТЛИВЫ!".
Счастливым людям просмотр противопоказан! (не поймут)
Фильм повествует об идеальном городе, в котором все доброжелательны, обеспечены, улыбчивы. Главный герой непонятным образом попадает в этот рай. Всё замечательно. Работа, жильё, машина, девушка... Всё чисто и безупречно. Без лишних эмоций и чувств. Именно это и настораживает нашёго героя. Однажды он слышит музыку и идёт ей навстречу. И добравшись до истины, уже не сможет от неё отказаться.
Удивляет тот факт, что фильм снять в Норвегии и Исландии - этих рафинированных странах, больше всего напоминающих этот самый рай.

2
0
?
george
40 отзывов, 64 оценки, рейтинг 24
21 февраля 2007

правда, на любителя... мне очень понравился, в нем есть все, что порой испытывает человек. И эта запертость, безразличие, мир, из которого невозможно вырваться, и все без вкуса....но надежда умирает последней... блин, невозможно его описать, не может быть достойного на него отзыва...

2
0
?
simpatichnaya
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 3
21 декабря 2006

Фильм странный?....
Да, пожалуй
Но, кстати, говоря, я такие идеи не в первый раз встречаю,довелось почитать Замятина "Мы" и Оруэлла "1984"
Как быть, когда вокруг ни у кого нет души, а у тебя - есть. И откуда это она у тебя есть? атавизм? мутация? вирус? что это? ну явно что-то очень опасное, раз это так настораживает людей в фургончике и встречает такую стену непонимания у окружающих
Да-да-да, сделать жизнь человека идеальной - не значит, сделать его счастливым
Приторное счастье
Хочется помереть, даже помереть не можешь....

Вывод: пока грудные кости чувствуют внутри душу, живите и радуйтесь! мы привыкли, что это как-то само собой дано, душа никуда мол не денется, а вот вам нате фантазии на тему, как это может быть без души
И, как ни странно, во всех этих антиутопиях - социалистическое общество
К чему бы это?.... зависть?.... или предчувствие начала конца?.....

2
0

Подборки Афиши
Все