Киноафиша Москвы

Фильм «Урок Фауста»

Faust (1994, Франция, Великобритания, Чехия)
5.3
оценить
Кино: «Урок Фауста»
Кино: «Урок Фауста»

«Фауст» с куклами

Главный герой блуждает по Праге с мистической картой в руках. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и «Фауста» Гете посередине комнаты.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
79
оценок:
79
рейтинг:
1527
9

Безымянный пражанин (Чепек) оказывается в заколдованном пространстве, где ему предлагают сыграть роль Доктора Фауста в кукольном спектакле. Примерив на себя мантию чернокнижника и подписав договор с деревянным Мефистофелем, со временем герой осознает, что расплачиваться придется всерьез.

Важнейший фильм чешского сюрреалиста Шванкмайера — аниматора и скульптора, начинавшего с авангардных кукольных мультфильмов, надолго отстраненного от профессии в советские времена и лишь во время перестройки впервые снявшего полнометражную картину. Пользуясь формой традиционного кукольного спектакля о докторе Фаусте, автор смешивает в едином алхимическом тигле немецкую «Народную книгу», трагедию Марло и поэму Гете, парадоксально сочетая высокий литературный штиль с низменными карнавальными прибаутками. Пластилиновый Гомункул здесь оказывается двойником Доктора, вместо Маргариты — мнимо-Прекрасная Елена, в самый ответственный момент принимающая обличье уродливой деревянной марионетки. Зато адское пламя в финале — настоящее, и надежд на чудесное избавление никаких. Самое же жуткое — то, что Фаусты поставлены на поток: стоит одному провалиться в преисподнюю, и на пороге возникает его преемник. Вряд ли существуют более мрачные интерпретации легенды, но и более забавных не отыскать. Почти все действие разворачивается в интерьерах, за облезлыми кулисами театра и в кустарных аляповатых декорациях, и все равно «Урок Фауста» (вопреки названию, начисто лишенный любой назидательности) — страшноватая сказка о Праге, городе Моцарта, Кафки и Голема, в каждом из которых, похоже, была частичка ДНК амбициозного Доктора.

0

Отзывы пользователей о фильме «Урок Фауста»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Вольная интерпретация произведения Гете, но еще более вольная, чем то было с предыдущим полнометражным фильмом Шванкмайера - "Алисой", поставленной по книге Льюиса Кэрролла. Обыденная жизнь главного героя фильма внезапно меняется, когда он получает таинственным образом странную карту города Праги, на которой крестиком указан чердак одного из зданий, где он находит старинный фолиант "Фауста", а также самодвижущийся кукольный театр. В гримерке он находит костюм и парик, облачившись в которые шутки ради он получается вроде как Фаустом. Однако, почти сразу, ткань реальности дает трещину и героя засасывает в водоворот пугающе непонятных событий, не имеющих с реальностью ничего общего - пробив пол, Фауст попадает в алхимическую лабораторию, где ему предстоит оживить гомункулуса (или голема тут уж по какой из связанной с Прагой мифологии трактовать эпизод), погоня за романтическими отношениями оборачивается судорогами на деревянной кукле, а путешествие в дворец короля и вовсе оборачивается бурной вспышкой кошмарного сна.

Понятное дело, что анимация Шванкмайера - это продукт для тех, кто в теме. То есть, если вам нравится анимация вообще, совершенно не факт, что этот фильм будет оценен по достоинству - технически, анимации тут не так много. Да и в целом, уровень абсурда, сююреалистичности и путанности повествования настолько требователен к зрителю, что неподготовленный человек может и вовсе не уловить, о чем же, собственно, тут речь. У некоторых агрессивных субъектов подобное бесцеремонное обращение с их обласканным мятой и патокой мозгом может вызвать и вовсе приступ паники, который обязательно выльется в обвинения.

На самом деле фильм действительно самый сложный из всей фильмографии чешского режиссера. По крайней мере со стороны повествования, сюжета, он выглядит именно таким. Да и если говорить о событийной стороне, то Шванкмайер умудрился охватить не только то, что закладывалось в оригинальное произведение, но и нечто большее. Мир зла, назовем это так, на самом деле очень близок и находится за стеной, гораздо тоньше, чем ткань мироздания. Чтобы попасть туда, особых усилий не требуется, да и никаких контрактов подписывать не обязательно - просто живи так, как того требуют те силы, которые невидимыми руками дергают тебя за невидимые нити, будто марионетку в уличном кукольном театре. Но особо обольщаться тоже не стоит - все свалившиеся прелести бытия на самом деле лишь часть пьесы и в конце использованный материал будет вышвырнут на помойку. Для новой постановки нужен новый герой. Не первый и не последний раз.

С технической точки зрения, фильм поставлен с использованием технологий, которые автор использует на протяжении десятилетий - то есть использование кадров с натуральным движением и мультипликационная покадровая съемка. Техника, придуманная не Шванкмайером, но именно им используемая в столь широком спектре и пользующаяся столь большой популярностью. В результате видеоряд фильма имеет достаточно реалистическую основу, но скорее в том виде, насколько "реалистичным" может быть сон или кошмар, когда вроде бы реальные предметы начинают вести себя нелогичным образом, а последовательность повествования постоянно нарушается, перенося смотрящего в совершенно непонятные места каким-то нелогичным способом.

При всем том, что фильм действительно непрост в осмыслении, сделан он просто шикарно. И речь даже не о технической стороне - другие работы режиссера могут похвастаться столь же отточенным уровнем владения техникой, а в том же фильме "Полено" и с более точными целями. Речь идет о том, что всегда спасало и выделяло творчество Яна Шванкмайера из подобных ему авторов, любящих работать на сюрреалистическом материале - чех знает меру как в длительности собственных произведений, так и в наполнении сцены. Да и чувство юмора у него всегда было на высоте. Глядя подобное нагромождение постоянно что-то символизирующих образов, улыбнуться всегда приятно.

0
Фото 17x17
отзывы:
258
оценок:
257
рейтинг:
171
7

Не шедевр, но посмотреть стоит.

Обыкновенным брючкам и пиджачку (Petr Čepek) выходящим из метро, всучивают какую-то странную бумажку с картой. Машинально ее скомкав и выбросив, он идет домой. Забирает почту из ящика. Делает сытный бутерброд. С наслаждением ест. В оставшейся буханке - яйцо. Вытаскивает. Разбивает. Оно - пустое! Мистика подогревается сильным ветром и распахнувшимся окном. Странные люди на улице. Есть контакт. Мефистофель уже рядом...

"Уроки Фауста" - второй полнометражный фильм чешского аниматора Яна Шванкмайера (Jan Švankmajer). Как и "Алиса" он тоже базируется на известнейшем сюжете. Слегка его перелопатив и добавив пару кукольных персонажей из фольклора, Шванкмайер являет нам философскую притчу, в которой своей знаменитой стоп-кадр анимацией он искусно переплетает действительность с вымышленным, кукольным миром. Гротескные марионетки и гомонкул, португальский король, Мефисто и его свита - сюрреализма и абсурда тут хватает с избытком. Сама обезличенность зла только подчеркивает мастерство режиссера находить его среди обычных жизненных ситуаций и предметов.
Вот Фауст проглатывает предложенное злом и заключает сделку, вот он уже пляшет по мановению рук кукловода, а вот уже пытается слезть с крючка, но это не так просто. Поэтому он первые 12 лет проводит актером, а вторые - марионеткой. Разве этого он хотел? Разве не были другими его намерения? Конечно нет, но у него не хватает сил даже чтобы сопротивляться, поэтому он просто в страхе убегает. А в дверь тем временем заходят уже другие брючки с пиджачком - любопытство все-таки идеальный крючок, не правда ли?

В общем, как говорил один классик, "весь мир - театр, а люди в нем актеры". Вот только жалко что роли достаются не всегда хорошие.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Кукольный спектакль, притворяющийся фильмом. Преунылый, конечно. Вот то ли дело был давным-давно у Шванкмайера мульт «Дон Жуан» – вот это было то, чё надо. А это – хуйня. На постном, так сказать, масле. Некоторые моменты, конечно, отзывают некоторым Бунюэлем (особливо отличный эпизод с балеринами на сенокосе), ну да не в таких же моментах тут вся и соль. В иных ведь. Так чё по итогу прехуёвый фильм вышел. По ходу, худшая полнометражка Шванкмайера (да и средь его короткометражек я столь же занудных фильм не припомню).

0

Галерея