Фильм

Фильм Огни городских окраин

Laitakaupungin valot (2006, Франция, Германия, Финляндия, Италия, Швеция), IMDb: 6.8

6.9
6.8
Огни городских окраин – афиша
1/21

Одинокий ночной сторож оказывается в центре криминальной интриги, попав в сети коварной незнакомки.

СтранаФранция, Германия, Финляндия, Италия, Швеция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 18 минут
Дата выхода3 февраля 2006
Возрастное ограничение14+
Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям. Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм «Огни городских окраин»

Гражданин Койстинен (Хютияйнен), молчаливый мужчина лет сорока, работает ночным охранником в торговом центре (где — важно заметить — имеется ювелирный магазин), но считает, что это временно — однажды он откроет собственную охранную фирму. Симпатиями окружающих Койстинен, взаправду несимпатичный, не пользуется — за исключением продавщицы сосисок. Поэтому когда в баре к нему подсаживается блондинка с утиным лицом (Хейсканен), первым делом он предлагает ей жениться. Однако у блондинок — свои резоны.

Банальность говорит, что все большие художники так или иначе всю жизнь снимают один и тот же фильм, — но ведь самые большие еще каким-то чудом умудряются делать так, что это не бросается в глаза. Каурисмяки — что в «Человеке без прошлого», что здесь — повторяется уже как-то не очень элегантно; человек с прошлым. Я, наверное, сейчас скажу кощунство, но «Огни городской окраины» — того, длинноваты. Притом что хронометраж детский — минут 70. И все вроде на месте: ветер на длинном общем плане раскачивает хельсинкские многоэтажки; звучит песня «На позицию девушка провожала бойца», и трое подвыпивших русских немедленно после титров сообщают, что «жизнь великого русского писателя Максима Горького была очень тяжела»; печальный человек сидит в кафе, подперев щеку кулаком. Но несмотря даже на традиционное обилие задушевных финских композиций (плюс Карлос Гардель), трагическая нота, скажем, «Девушки со спичечной фабрики» (Кати Оутинен, кстати, появляется в эпизодической роли кассирши) уже не берется, а сухой юмор выглядит совсем усталым — ну да, Каурисмяки по-прежнему cool, но все больше в смысле «холодный».

1 ноября 2006
7

От «Огней городской окраины» Аки Каурисмяки я много не ждал, потому что не верую в скандинавский кинематограф, а уж с такой стороны как Финляндия и подавно ничего хорошего не ждешь. Тем не менее, предо мной предстал замечательный образец кино середины 20-ого века, с серьезной всеобъемлющей темой и без лишней эпатажности, с претензией войти в классику. Аки Каурисмяки не старается зацепить зрителя откровенностью или жестокостью, даже действие у него снижено до минус 10 градусов по Цельсию, когда уже мозг начинает притормаживать. Планомерно он повествует о маленьком человеке на окраине Хельсинки, и даже вызывает желание задуматься, что происходит последнее время крайне редко.

В чем загадка, я не знаю, но при всей пассивности главного героя Койнстенена равнодушно смотреть на него невозможно. Вот он, неприметный охранник, неразговорчивый и, кажется, совсем пустой. Маленький-премаленький, да о чем-то все же мечтает. Девушку красивую хочет, бизнес открыть и вообще хоть как-то по-человечески устроиться, и может быть все бы у него получилось, если бы не подвела Вселенская флегматичность, которая не чужда всем героям фильма. Без эмоций его подставляют, без эмоций он идет в тюрьму. А правда, чего рыпаться, год-другой, и можно дальше тихо себе жить и никому не мешать. Надежды, как их не топчи, не умирают же, если не особо о них распространяться. С похвальным стоицизмом Койнстенен проходит через все испытания, и даже упрекнуть его ни в чем не хочется, но лезет на язык один вопрос: «Что человеку нужно..?» И вертится, и вертится, и каждый раз, когда видишь замечательную женщину из закусочной, которая тоже тихо проживает свою жизнь и тихо, ненавязчиво его любит, так и хочется ему по башке дать, чтобы он обратил на нее внимание.

Ненавязчивость, вообще отличительное свойство «Огней городской окраины», огни ведь в пригороде и правда ненавязчивые, не то что, в большом городе, хоть ослепни от неона. Вот и жизни здесь люди не навязываются, и не цепляются за нее. Странно конечно, но вокруг полно «лишних» людей, не любящих привлекать к себе внимание. По крайней мере, Койстинен этому вниманию явно не обрадовался. И когда живет человек, ничего для себя не требуя, а с ним вот так, то огромную драматичность обретает момент, когда он берется за нож. Здесь, пожалуй, и истерика настолько сильно не смотрелась бы.

Снимая свой фильм совсем уж по-скандинавски, и свет используя приглушенный, и сюжет чуточку абсурдный, и лица простые, и жизнь у них не блеск, в серых городах, Аки Каурисмяки таинственным образом поднимается выше своих собратьев-режиссеров Скандинавского региона, наверное тем, что не халтурит, и в адресаты записывает не часть маргинализированного населения, а людей в их всеобщем, ведь все мы в душе «маленькие».

22 ноября 2010
5

Еще один невероятно характерный для финского режиссера фильм, снятый сразу после «Человека без прошлого», но разительно отличающийся от него во многом — от образа поведения главного героя, до эмоциональной атмосферы.

Действие картины происходит на окраине Хельсинки, но не в привычных разваливающихся трущобах, а наоборот, посреди высокотехнологичных новостроек, что по мнению режиссера является, конечно же, еще большим кошмаром. Где-то там работает охранником Койстинен (Янне Хюйтиянен), мечтая о собственном деле, но по глазам его видно, что ничего ему не светит, как ты не ходи на невероятно полезные курсы молодого бизнесмена. Так оно и получается. Одиночка по социальному статусу, он становится объектом травли не только банкира, который отказывает ему в кредите, мотивируя это тем, что проситель — мусор, но и собственных коллег. Вскоре он знакомится с очаровательной блондинкой Мирьей (Мария Ярвенхелми), но жизнь, вместо того, чтобы пойти к светлому будущему, катится в тартарары.

Герой Хюйтиянена довольно интересен с точки зрения ретроспективы и эволюции главных героев фильмов Аки Каурисмияки. Пожалуй, что в первый раз режиссер рассказывает историю не собственного ровесника, а человека из нового поколения, попавшего, впрочем, примерно на те же жестокие ухабы судьбы. Он такой же маргинал, как и можно было бы ожидать — друзей у него нет, веселиться он не умеет, а первый его визит в бар и попытка познакомиться с девушкой заканчивается тем, что она его использует и не только его свобода, но и жизнь его ставится под угрозу. Так что понять его в принципе можно.

Но довольно неожиданно его поведение в сложившейся ситуации. Оно разительно отличается от образа действий героя предыдущей картины — человека без имени из «Человека без прошлого». Вместо того, чтобы карабкаться из ужасно складывающейся ситуации, он смиренно и терпеливо смотрит, как рушится вокруг его жизнь. Более того, даже выйдя из заключения, беды на этом не заканчиваются.

Не совсем характерен и образ главной героини — Мирьи. Чуть ли не первый раз это не очередной социальный отщепенец и не последняя юдоль для другого социального отщепенца. Это целиком и полностью фам-фаталь, перенесенная из так любимого Каурисмияки эстетического жанра фильмов-нуар полувековой давности. Он даже ее для пущей убедительности и аутентичности переносит с правильным цветом волос. Кстати, решение использовать самый страстный и роковой образ из всех известных жанров был принят довольно скептически, ведь он подразумевал под собой буйство страстей и ярость предательства, но подобный шквал эмоций в фильме режиссера, который отворачивает камеру, когда люди в кадре начинают целоваться, конечно просто не возможен по исключительно понятным причинам.

Отношение Койстинена к Мирьи несколько напоминают другого современного северного автора — Триера с его «Рассекающей волны». Та же обреченность доведенная до фатализма и полное пренебрежение к собственной судьбе в пользу объекта любви. Но там, где датчанин ржавым скальпелем ковыряет в ране, финн прикладывает мази.

В целом фильм снят в том же ключе, что и многие предыдущие картины, используя уже наработанные сюжетные и постановочные приемы. Многие обвиняли даже режиссера в том, что он уже снимает фильмы на автопилоте. Отчасти это обоснованная претензия — ничего особо нового тут увидеть вряд ли удастся, но и это не повод просмотреть некоторые довольно важные и интересные находки. Так, к примеру, привычная операторская палитра в «Огнях городской окраины» превращается, будто в фильме Дэвида Линча или Питера Гринэвея, в элемент повествовательного и символического арсенала — очень интересно следить за сменой платьев, а точнее их цветов, на актрисе Ярвенхелми и эмоциональным окрасом соответствующих сцен.

Кроме того, невооруженным взглядом видно, что Аки Каурисмияки явно отказался от привычных на тот момент шуточек и хохм, за которые его фильмы любимы многими в том числе и прессой. «Огни городской окраины» оказался самым мрачным, не смешным и горьким фильмом в фильмографии режиссера, за что картину очень тяжело приняли и даже пытались ругать. Кто-то даже пошутил, что это первый фильм, который Аки снял трезвым. Так или иначе, тут он ближе всего к начале своего творческого пути и снова хочется вспомнить Брессона с его аскетизмом и стоицизмом, пусть и без религиозного подтекста.

Финал, как этого можно было бы ожидать, приводит всех на местную свалку, бывшую местом для невероятной судьбы безымянного героя в «Человеке без прошлого», но в этот раз над мусоркой висят более мрачные облака. Проигравшие проигрывают вновь и вновь и их необоримая надежда и вера в людей и общество не иссякнет никогда. Или, по крайней мере, до тех пор, пока кровь может капать из ран.

12 июня 2011
5

Сюжет «Огней городской окраины» незамысловат, даже тривиален. «Маленький человек», а проще говоря, типичный неудачник Койстинен мало того, что работает на плохой работе, на которой его никто не уважает, так еще и становится жертвой уголовной интриги и оказывается замешан в ограблении ювелирного магазина, за что и попадает в тюрьму, правда, отчасти по своей же вине – его смиренный характер библейского Иова не позволяет ему выдать женщину, подставившую его.
Но гораздо больше, чем фабулы, в «Огнях городской окраины» пауз. Пустые безлюдные кадры. Нет уличной толпы, нет автомобилей. Есть только Койстинен и его одиночество. И ряд подсобных персонажей, нужных для того, чтобы сделать это одиночество оголенным и нестерпимым. Койстинен сидит на диване – несколько секунд неподвижного лица без всякого выражения – это одиночество во плоти. Весь Койстинен и весь мир, окружающий его – сгущенное одиночество. Койстинена избивают раз и другой – его лицо не выражает ни злости, ни даже страдания. Но у него брови Пьеро, и он никогда не улыбается – вот отражение его страдания.
Таков стиль режиссера. За счет внешней пустоты должна создаваться внутренняя полнота, и многие говорят, что она создается. Что однозначно создается, так это невероятная длительность – кажется, что этот семидесятипятиминутный фильм идет никак не меньше трех часов. Не хватает терпения дождаться даже конца эпизода, не то что конца фильма; и даже возникает зловредное желание – пусть все кончится плохо, так ему и надо, впредь не будь тряпкой. Но даже и этой надежды фильм не оправдывает – финал как раз оказывается спасительным для Койстинена – добрая душа, продавщица из киоска «гриль» не оставляет своего злосчастного друга в беде.

18 марта 2009
5

Монотонная история о маленьком человеке, который лишается работы и попадает в тюрму из за своего желания любить и быть любимым.

3 декабря 2008
3

Фильм так себе, как и все фильмы скандинавского полуострова, в особенности фильмы Каурисмяки. Актёры даже не играют. Какие-то северные отмороженые холодом роботы. Ни чувств ни эмоций. Сюжетец тоже не замысловатый. Фильмец понравится раздолбаям, таким же как и главный герой, ничего не хотящим от жизни, ни к чему не стремящимся, или как называет их мой друг "людям, независящим от денег".

17 июля 2008
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
23 кинопремьеры июля
23
кинопремьеры июля
23 кинопремьеры июля
12 лучших фильмов с Томом Крузом
12
лучших фильмов с Томом Крузом
12 лучших фильмов с Томом Крузом
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость