Неполноценно полнометражный экзерсис сказал "а", но не сказал "б". То ли шутка, то ли бред сумасшедшего члена семьи юбиляра конечно запомнился, но из этого не вышел полноценный конфликт. И совершенно всё забывшие неиспугавшиеся гости, уныло поедающие еду, всю вторую половину фильма нагоняли такую же унылую тоску. Также как весь этот неожиданно кончившийся фильм, в конце которого так и не нашли ушедшего гостя. Зрелище к тому же застряло на распутье правдоподобности: на притчу без указания места действия фильм полноценно как-то не тянет - уж больно чешские уши отовсюду торчат. А на реальную историю тоже не похоже, социализм уже победил, и подобные великосветские приёмы в новой стране не могли быть по определению.
Наверное, главный фильм Яна Немеца, который он успел снять, живя на родине. Группа молодых людей счастливо проводит время на пикнике в лесу. Где-то рядом гуляет толпа людей – играют свадьбу. Неожиданно отдыхающие встречают еще одну группу, которая их окружает и силой ведет на какую-то дорожку. Их больше и они агрессивней. Их цели непонятны. Руководит ими какой-то нервный садист, который постоянно взрывается истериками, после чего долго и нудно извиняется, однако людей никуда не отпускают. После появляется виновник торжества в прямом смысле этого слова. Оказывается, он празднует тут собственный день рождения, и хочет, чтобы отдыхающие разделили праздник с ним, даже если они этого не очень хотят. Дабы избежать кровопролития, люди решают отправиться на поляну, где уже стоят столы и сидят гости со свадьбы, которые не выглядят особо счастливо, однако, в гуляниях принимают непосредственное участие. Впрочем, не все хотят гулять на этом принудительном торжестве, один из гостей решает уйти, что вызывает у руководства праздника гнев, выливающийся в охоту за ушедшим молодым человеком. Невероятно точная и сильная политическая сатира о вторжении в жизнь небольших государств одного очень большого и очень вероломного.
Один из последних фильмов, который Ян Немец успел снять в Чехословакии. Уже в то время он испытывал определенные сложности, так как он хотел снимать на довольно неудобные для ставленников СССР темы. А когда советские танки войдут в столицу Чехословакии в 1968 году, снимать ему запретят вовсе, в результате Немец будет вынужден снимать на телевидении первые музыкальные клипа, а после и вовсе покинуть страну. Этот фильм замечательно объясняет не только то, почему Немец является невероятно важным автором «чехословацкой новой волны», но и почему он был очень неудобен для просоветского правительства. Напрямую ни о каких коммунистах речь не идет, но нужно быть окончательным медведем, чтобы не понять это яркую и сочную аллегорию.
Несмотря на то, что фильм целиком и полностью снят на натуре, в лесу и на поляне близ реки, картина получилась невероятно камерной, что требует выразительной актерской игры. Наиболее интересным получился начальник охраны именинника Рудольф в исполнении Яна Клусака, шикарно меняющего настроение прямо на глазах. Весьма уверенно Немец балансирует и на грани абсурдизма в духе Бунюэля и, конечно, Кафки. Казалось бы, еще чуть-чуть, и история потеряет связь с реальностью, но в последний момент безумие с лиц исчезает, все становится серьезно, и от этого еще страшней. Звучат тут и шекспировские нотки – отношения Калибана и Просперо в образе двух главных празднующих. Впрочем, возможно показалось. Так или иначе, аллегории и параллели лишь помогают постичь сложность, глупость и жестокость этого нелепого положения, в которое попали герои картины.
Фильм снят в классических чешских кинематографических традициях, с известной долей абсурда и черного юмора, который пытается хоть как-то прикрыть кричащую несправедливость и нетактичность событий, раскрытых в истории. К сожалению, в мире Ян Немец не так популярен и известен, как его соратники по кино того времени – Хитилова, Менцель, Форман. Однако его творчество, по крайней мере то, что приходится на годы до вторжения стран Варшавского договора, требует к себе пристального внимания и исследования не только политически помешанным киноманам, но и просто, поклонникам хорошего кино. Хотя, конечно, кто бы мог подумать, что полвека спустя, когда наступит, казалось бы, новый мир, в котором нет места таким вероломным «торжествам», фильм Яна Немеца окажется вновь невероятно актуальным и хлестким, причем организаторы «праздника» все те же. Хоть снова запрещайте.