Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.6

Фильм
Секс и философия

Sex o phalsapheh, Франция, Иран, Таджикистан, 2005
О фильме
  • Секс и философия – афиша
  • Секс и философия – афиша
  • Секс и философия – афиша
  • Секс и философия – афиша
  • Секс и философия – афиша
Драма
Мохсен Махмальбаф
29 мая 2005
23 июня 2007
1 час 45 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Мохсена Махмальбафа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
25 июля 2007

Джон, учитель танцев из Душанбе (таджикский бард Далер Назаров, кроме прочего — автор музыки к «Лунному папе»), в 40-й день рождения назначает одновременное (и большей частью воображаемое) свидание четырем своим возлюбленным — запускает их в пляс, а после признается, что «имеет с ними отношения одновременно». Возлюбленные, явившиеся с символическими атрибутами (бутылкой вина, виниловым диском, самая пламенная — с розой в зубах), понятно, возмущены, но не настолько, чтоб ломать хореографию. Единственная пощечина тут звучит лишь в самом конце (и, кстати, достается не герою), а героини выходят вон строго по очереди — и не раньше, чем каждая оттанцует, отговорит и оттрепещет ресницами свою партию.

Флагман «новой иранской волны», Махмальбаф, изгнанный неоконсерваторами с родины, превратил свое изгнание в культурный проект: до того он работал в Афганистане, самый последний фильм сделал в Индии, но, кажется, именно на руинах «Таджикфильма», снимая на чужом для него русском, раскрылся по-настоящему. Персонажи естественнейшим образом с Омара Хайяма в подстрочнике переходят на кондовый советский канцелярит, а потом обратно к Хайяму. Сочащийся добротой лирический герой сражает неприступную стюардессу рассказом о бабочке, живущей лишь один день (но какой!). Шутит с девушкой-врачом про понос и тут же, не меняя проникновенной интонации, интересуется: «А кстати, вы стихи любите?» Камера пускается в надмирный полет вслед за влюбленными, но, кажется, застревает в ветвях, и влюбленные, слыша окрик режиссера, поворачиваются и бегут в обратную сторону. В 2005-м, когда фильм снимался, Махмальбафу еще не было и 50, так что его обращение к заповедному жанру альцгеймерической элегии (или в его случае — к альцгеймерическим рубаи) несколько преждевременно, но, с другой стороны, всякий настоящий поэт живет по собственным часам. Иными словами: яд, мудрецом тебе предложенный, прими.

8
0

Отзывы

7
chukotkasun
25 отзывов, 297 оценок, рейтинг 53
6 декабря 2009

Мохсен Махмальбаф – режиссер-диссидент (у себя на родине в Иране он еще в молодости отсидел четыре года в тюрьме за борьбу с шахским режимом, но и к сторонникам нынешней власти себя не относит), однако и из своего диссидентства ему удалось сделать своеобразный творческий проект: не имея возможности снимать ни в Европе, в совершенно чуждой для себя атмосфере, ни, тем более, в Иране, он ездит по разным странам Ближнего Востока и ставит свои картины там, накладывая собственные идеи на местные умонастроения и колорит.
Фильм «Секс и философия», участник многих международных фестивалей, был снят в Таджикистане, но при этом на 95% на русском языке. Даже во время разговоров на таджикском главный герой говорит: «Давай по-русски скажу, мне так проще».
Герою исполняется сорок лет. Он едет в большой белой машине с открытым верхом, выставив перед лобовым стеклом сорок зажженных свечей, сажает к себе уличных музыкантов – звучит аккордеон. Однако не стоит обманываться таким началом: стиль Махмальбафа едва ли имеет что-то общее с характерным стилем Кустурицы, с его не восточной, а балканской экзотикой.
Герой обзванивает всех своих женщин, которых у него оказывается одновременно четыре, приглашая их прийти к одному и тому же времени в танц-класс – он хореограф, – сообщая, что там их ждет сюрприз. Собираясь в назначенном месте, женщины узнают о существовании друг друга, но не устраивают выяснения отношений, а вместе с героем поочередно вспоминают каждая свою историю любви, заново высказывая свои взгляды на этот вопрос.
Сцены «современных» событий чередуются со сценами воспоминаний. Но, что примечательно, герои не переодеваются, и «тогда» и «теперь» они выглядят одинаково, более того, у каждой героини свой наряд – довольно простой, но подчеркивающий только ее индивидуальность, заметно отличающий от трех других героинь. Сам Махмальбаф говорит, что по его замыслу, эти четыре женщины на самом деле олицетворяют одну женщину, «проходящую четыре разных фазы эволюции любви в женском опыте: период романтической невинности, период любовных мщений, период потакания сексу, когда любовь отходит на задний план и период меланхоличной зрелости и возвращения любви». На протяжении всего фильма в кадре регулярно присутствует секундомер: с помощью него герой считает счастливые часы своей жизни, говорит, собрал их всего сорок: по одному на год жизни.
Оригинальное название фильма звучит как «Пол и философия». То, под которым он выходит в наш прокат, было выбрано, видимо, как более привлекательное для зрителя. Однако никакого секса в картине нет, как, впрочем, и философии (в полном смысле этого слова). Герои – главный герой в первую очередь – рассуждают о любви, демонстрируя порой некоторую наивность восприятия (ей вообще пронизан весь фильм), они не делают никаких окончательных выводов, порой противоречат сами себе и приходят к несколько неожиданному (в рамках фильма) итогу.
Безусловно, фильм необычный: это не привычное западное кино, но и совсем не такое восточное, которое знакомо зрителю в основном по работам корейских и японских режиссеров. Снятый иранский режиссером в Таджикистане, фильм лишен пестрой экзотики и бросающегося в глаза национального колорита (но все-таки это восточное кино: что позволено мужчине, как оказывается в конце, совершенно недозволительно для женщины). Герои говорят на русском языке, без ярко выраженного акцента, но порой не правильно произнося отдельные слова (однако «холодное кофе» и ему подобные не режут слух, как, казалось бы, проявления вопиющей безграмотности) и используя совсем непривычные, особенно для кино, интонации.
Вопреки названию, «Секс и философия» - это фильм о любви, от и до о любви, но совсем не такой фильм, как большинство фильмов на эту тему, и не совсем о такой любви, какой она показывается в других фильмах.

1
0
1
Андрюс Венцлова
24 отзыва, 282 оценки, рейтинг 27
31 августа 2007

Я клюнул на производителя Франция-Иран, указанного на сайте Дома Кино. Думал в худшем случае будет что-нибудь типа Иоселиани. Но это намного круче! Такого "параллельного кино" я давно не видел. Вначале хотел уйти, но потом втянулся и посмеялся от души. Восток дело тонкое!

0
0
3
PR_nastya
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 августа 2007

Этот "потрясающий опус" о любви под музыку и пляски, сдобренный сумашедшим листопадом, украшенный грамофоном, смотреть не то чтобы скучно, просто не понятно, "зачем?". Столько нарочитого символизма, в расчете на один кадр - это слишком. Есть несколько очень красивых моментов, но стоит ли тратить из-за них 2 часа жизни, не ясно. Слово "секс", так открыто заявленное в названии, звучит в фильме один раз. Не то чтобы только ради этого сеё творение смотрелось, но фильм с провокационным названием для традиций снявшего этот шедевр человека просто не мог не раскрыть тему. При всем вышеперечисленном, фильм сделан с достаточно серьезной претенцией.

0
0

Подборки Афиши
Все