Киноафиша Москвы

Фильм «Кирпич»

Brick (2005, США)

7.2
0:00 / 0:00
0:00

brick_h

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 50 минут
  • жанр
    Триллер
  • Дата выхода:

Триллер про старшеклассника, пытающегося распутать историю о мертвой девушке.

Замечательный «черный фильм» про старшеклассника, пытающегося распутать историю о мертвой девушке и некой штуке под названием кирпич.

Актеры

Режиссер фильма «Кирпич»

44 года Фильмов: 4

Снимать кино Райана Джонсона вдохновила «Энни Холл» Вуди Аллена — фильм, нарушивший многие правила сюжетостроения. К слову, картины Джонсона тоже не вписываются в привычные рамки: режиссер много экспериментирует с формой, будь то школьный нуар «Кирпич», косящая под Уэса Андерсона мошенническая трагикомедия «Братья Блум», олдскульная фантастика «Петля времени» или сериал «Во все тяжкие», в котором Райан поставил самую формалистскую серию «Муха». В «Breaking Bad» Джонсон также отметился эпизодом «Озимандия», считающимся одним из лучших на ТВ. Неудивительно, что после всего этого режиссера позвали ставить восьмой эпизод «Звездных войн», к которому он самолично написал сценарий. Критики высоко оценили его креативный подход в «Последних джедаях», а продюсер франшизы Кэтлин Кеннеди предложила Райану снять еще три фильма из вселенной «Star Wars». Примечательно, что Джонсон известен не только как режиссер, но и как фолк-певец и игрок на банджо. Вместе с кузеном Нейтаном, который написал музыку почти ко всем фильмам Райана, у него есть фолк-дуэт под названием «Консервы».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18172

Сперва мы видим ботинки, хорошие старомодные ботинки не первой молодости. Потом их обладателя — очкастого юношу, который сидит на корточках возле заброшенного тоннеля. В нескольких метрах от него лежит тело: сперва, опять же, стоптанные туфли, затем спутанные светлые волосы, наконец — синий браслет на руке.

За два дня до этого Брендан (Джозеф Гордон-Левитт, жертва педофилии из «Загадочной кожи») говорил по телефону со своей бывшей подружкой Эмили (Эмили де Рейвин, беременная из сериала «Остаться в живых»). Та была взволнованна, упоминала какого-то Штыря, который разозлился на какого-то «бедного Фриско» из-за какого-то кирпича, и теперь она по уши в дерьме.

Брендан пытается найти ее и не без труда находит, сначала — дрожащую от страха и путающуюся в словах, а чуть позже — лежащую возле тоннеля. Теперь он хочет узнать, кто такой Штырь, что такое кирпич и при чем здесь чертов Фриско.

Ярлык «нуар» сегодня принято вешать на любой фильм, где герой носит шляпу, а у героини задние мысли. Но нуара-то никакого нет, нуар умер еще в младенчестве, в 50-е, поскольку его иммунная система не была готова к встрече со светом и цветом. Принятая в нуаре степень условности — когда Богарт, метр в кепке, укладывал красавицу в постель движением бровей и пощечиной отправлял громилу в нокаут, — романтизм нуара, его ребячливость очень быстро исчерпали себя, оказались абсолютно неконвертируемы. И в последние 50 лет нуар — за блестящими исключениями, которые можно пересчитать по пальцам, — это всегда пародия: чем лучше ты это понимаешь, тем меньше у тебя шансов оказаться в дураках (пример чего только что, увы, продемонстрировала милейшая «Черная орхидея»).

Дебютант Райан Джонсон, автор «Кирпича», расправился с неразрешимой проблемой просто и остроумно: в этой игре он перешел на следующий уровень. Нуар сегодня — комический жанр, о’кей. А теперь мы берем эту комедию и, отсмеявшись, разыгрываем ее всерьез.

«Кирпич» — кино про старших школьников, но боже упаси прописывать его по ведомству «Багси Мэлоун», где гангстеров времен Депрессии изображали десятилетки. Пародийны только заданные обстоятельства. Вместо городских трущоб — школьная парковка, вместо обычных типажей нуара — их едва совершеннолетние эквиваленты. Измученный жизнью сыщик — нахохлившийся юноша с упрямой челюстью, femme fatale — красивая стерва из старшего класса, осведомитель — «ботаник» по кличке Мозг с кубиком Рубика в руках, закон — помощник директора, гангстерский босс — местный драгдилер. Желая разузнать детали о нужном человеке, герой спрашивает: «С кем она ходит на обед?» Помощнику директора бросает в лицо: «Увидимся на родительском собрании» — так, словно речь идет о зале суда.

Но обстоятельства — дело в конечном счете десятое, а в главном режиссер ни на секунду не позволяет себе иронизировать. Он счастливым образом избегает соблазна стилизации там, где это не нужно: никаких плащей и шляп, никакого дождя, никаких теней на стене и неона сквозь жалюзи. Из классического нуара позаимствованы лишь сущностные вещи: персонажи, сюжетное построение и, конечно, язык — короткие, отскакивающие от зубов реплики, которых Хэммет с Чандлером, страшно сказать, не постеснялись бы.

И этот мир, где нет места ерничеству, а есть — двойной игре и хорошей зуботычине, вдруг оказывается живым. Разницу между семнадцатью и тридцатью семью люди вообще склонны преувеличивать, а уж в категориях нуара — смерть, любовь, алчность, предательство — она и вовсе несущественна. «Жизнь всегда такая тяжелая или только в детстве?» — интересовалась несовершеннолетняя femme fatale из другого фильма. В «Кирпиче», как и положено, вопросов немного больше, чем ответов. Но ведь что такое, в конце концов, нуар? Это всего лишь детектив, в любви к которому не стыдно признаться.

29

Отзывы пользователей о фильме «Кирпич»

Фото Alexey  Bochkarev
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
6

Фильм сделан только ради того, чтобы нарезать из него эффектных трэйлеров и заманить человека в зал под пафосным предлогом того, что это "кино не для всех". Кино абсолютно ни о чем и без сюжета. Это как бы Линч, но от Линча нет ничего, кроме желания юных авторов подражать ему. Кругом мистика, саспенс и недосказанность, болезненные лица героев, кто-то постоянно кашляет - вобщем чистый нуар, но без смысла, одна атрибутика нуара. Псевдоинтеллектуализм, псевдонепонятность, а по сути просто чуть более длинный рекламный ролик к этому же фильму. Полный ноль. Пожалейте денег - лучше выпейте пару пива.

6
Фото vzrosvkos
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
6
9

Зрителю, не особенно сочувствующему жанру нуар и детективным фильмам, но имеющему свое представление, как должен выглядеть детектив и без чего он обойтись не может ни в коем случае, Кирпич кажется подозрительным и уязвимым. И, вправду, вроде бы хрестоматийно заявленное начало с трупом девушки и сосредоточенным героем над ним в гидротехнических декорациях, пахнущих нечистотами и грязными делишками. Потом мы отматываем на пару дней назад, где следуют наш герой в телефонном автомате, нервный женский голос на другом конце и черный автомобиль, вселяющий страх и трепет на всех, кроме нашего героя в поношенной обувке. Слишком много вопросов и нужно наводить справки, которые нашему пока ничего не ведающему герою предоставит башковитый друг, который в курсе всех новостей, происходящих в школе…Да, именно в школе, именно здесь и начинается вся заварушка, в серьезности притязаний которой на звание “нехилого детективного замеса” мы будем сомневаться на протяжения всего фильма, поскольку слишком это все... как то, ну, не серьезно что ли? Но так ли это? Это одна из основных интриг кирпича наряду с тем, кто за всем стоит, кому в итоге попадет, а кто окажется молодцом и т.д. В чем же, вызов Кирпича. Неужели так трудно поверить, что за всеми этими смехотворными персонажами, их самобытной манерой говорить и не соответствием высоким гангстерским идеалам действительно стоит первоклассная история, которая потянет на миллион. В том то и дело, что это так. Взять, хотя бы Тага, ведь он просто смешон в своем аляповатом наряде, это его постоянное мелькание на своей неуклюжей черной тачке, старомодная привычка разбираться во всем самостоятельно, без подручных, вечное размахивание кулаками и не желание приложить хоть каплю ума к решению проблемы. Но при всей своей однобокой палитре, это один из самых запоминающихся персонажей. Что сказать о Пине, это также весьма придурковатый персонаж, колченогий толкинист в разных ботинках и привычкой обращаться ко всем не иначе, как солдат, так, будто у него за плечами корейская война. Ну, а вместе, с тем, он вполне криминогенен и внушителен, чтобы держать в повиновении таких взрывоопасных ребят, как Таг и контролировать наркотраффик на всем калифорнийском побережье. Так и со всеми персонажами, торчки здесь действительно торчки, хоть и не вмазывающие себе по вене при каждом удобном случае, школьная элита, хоть и не играет в футбол, а отдается театру, при всем при этом грешит всеми присущими воображалам – старшеклассникам грехами.

Всего этого забавного мира с его поразительно курьезными персонажами было бы достаточно, чтобы заявить, что кирпич снят не зря. Но ведь, это еще не все. Ведь вся история держится на прочном основании внятного проработанного сценария, где каждая вещь на своем месте. Мотивы поступков героев не сводятся к одной возможной версии, а проводят нити к другим сторонам их натур, которые вытекают из того, какими героя предстают на экране, но не проявленными в полной мере в силу отсутствия значения для истории в целом. Это дает возможность зрителю при желании трактовать все по своему, а самому фильму придает шарм недоговоренности и загадочности.

Кирпич Райана Джонсона это история, где все функционирует по законам жанра, где сюжет строится вокруг благородного персонажа, чья репутация не подвергается сомнению, и именно поэтому он выходит победителем в игре, в которой цена ошибки стоит жизни. А то, что для этого выбирается не традиционная атрибутика, вовсе не сказывается на правдоподобии истории, в которой героями движут все те же помыслы, что и в истории, выдержанной в привычном антураже. Можете проверить.

2
Фото Сема
отзывы:
49
оценок:
56
рейтинг:
32
9

Это шедевр, е-е-е-е, старые нуары пусть динозавры смотрят. В яйце. Динозавры. Динокрок, Халк Хоган. Ура!

2
Фото сергей коновалов
отзывы:
853
оценок:
996
рейтинг:
638
5

Школьный детектив с претензией на взрослость

Слабовидящий социопат расследует странные обстоятельства смерти своей бывшей школьной гёрлфрэндши, подсевшей на героин и связавшейся не с той компанией. Скоро он выходит на готического калеку Штыря (с внешностью Коли Герасимова), его атлетичного партнёра Тага - и навязчивую девушку Лору. История - надуманна, актёры – уровня школьного театра, концовка – отсутствует. Месседж – всё тайное станет явным. Похоже на творческое портфолио к последнему звонку в школе N.

1
Фото Joseph_Mon
отзывы:
62
оценок:
63
рейтинг:
40
9

Читая отзывы, комментарии, рецензии на этот фильм на других сервисах, видишь, что все крутится вокруг одной темы, которая выступает главным художественным приемом. И зрителю никуда от него не уйти, как ни смотри, как ни вглядывайся на разных уровнях восприятия фильма, все равно упрешься в интерпретированный нуар, в его переосмысление, даже некое преувеличение, по мнению некоторых.

Детектив — ключевое слово во всем! Нуар — это, по сути, стилизация, которая крутится вокруг жанра, усиливает его основу. Но в фильме режиссер не создает нуар, а играет с ним, возможно, даже исследует его возможности в рамках современной действительности. И поэтому то фильм оказывается столь притягательным, сложным и при этом легко визуально воспринимается.

Для начала режиссер преподносит нео-нуар как среду обитания американской молодежи, с ее играми в наркотики с прессованными кирпичами, в жизнь-смерть, когда человека могут «замочить» когда заблагорассудится, что с некоторыми и происходит. То есть ребята живут в придуманном режиссером мире, но это их неонуаровский мир, они в его играют, они его создали.

Затем ты понимаешь, что есть еще оболочка нео-нуара самого фильма, в которой как раз и созданы четкие характеры всех героев, их манера, стиль, форма общения — та самая, четкая, краткая, нераскрытыми фразами, что заставит зрителя быть внимательным. И оба эти слоя никак друг другу не мешают. В этом и есть вся прелесть того, что видит и чувствует «глаз» зрителя на поверхности.

Но внутри это детектив, в оригинальной форме, с оригинальными трактовками, на современный манер. Есть убийство, его раскрывают по ходу фильма. Делается это в соответствии с канонами — герой-одиночка (почти), плохая девочка, которая замазывает глаза герою своей ядовитой красотой, ряд приключений на пути к истине, обязательные встречные синяки. Кстати, сцены, где главному герою «вставляют» кулаком по лицу, а он встает и снова нарывается, невероятно реалистичны. И хоть внутри это чистый детектив, но в новосозданной оболочке переосмысленного нео-нуара, он выглядит совсем другим.

Отдельная тема — главный герой фильма. Как бы то ни было, но убери его из фильма и все исчезнет. В фильме есть некая аллюзия на «Алису в стране чудес». Есть и на Линча («Твин Пикс», «Синий бархат»), и кто-то даже нашел на «Бойцовский клуб». Казалось бы, ее можно применить к любому детективу, но в «Кирпиче» она явная. Есть Алиса (персонаж Гордон-Левитта — Брэндон), есть кролик — pin, которого он (она) ищет. Конечно, сюжет не подводился под историю с любопытствующей девочкой, но иногда перекликается. Да и композиция соответствующая есть Emily’s Theme 2 (The White Rabbit) — Nathan Johnson. Кто знает, о чем думал режиссер, фильм многосторонний, делался долго…

Герой Левитта живет своей зажатой жизнью, о нем почти ничего не известно, видно только его повадки (психологию поведения), немного прошлого, и друга по имени Брэйн мозг). Тут еще одна увлекательная вещь. Это на экране друг выглядит таковым — помогает разрешать задачки, сложности, возникающие у Брэндона, но возникло предположение, что «мозг» — это не имя человека, а некий образ, друг как образ мозга самого главного героя. Этой мысли не возникло бы, если бы персонаж Брэйна был более самостоятельным как персонаж, но он везде завязан на главном герое, в кадре часто перемещается и держится как тень, отражение, да и функциональная роль у него ограничивается именно мозговыми особенностями — передать, проследить, сообщить. Ох, как интересно.

И все это действо сопровождается funk и инди-джаз композициями, с завораживающими перезвонами, протяжными однотонными мелодиями, а иногда и джазовыми вариациями. Так что нигде не расслабишься…


1

Галерея