Фильм

Фильм Такешиз

Takeshis', Япония, 2005

6.7
6.3
Такешиз – афиша
1/17

Трагикомедия Такеши Китано про творческий кризис

Режиссер Китано, испытывающий творческий кризис, встречает неудачливого артиста Китано, которого никто не хочет снимать в кино. Оба видят удивительные сны. «8 1/2» в вольном пересказе режиссера Китано, явно переживающего творческий кризис, но от того не менее прекрасного.

СтранаЯпония
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода2 сентября 2005

Самые ожидаемые события

Японский актер, который во всех своих работах (кроме режиссерских) подписывается как Бит Такеши — в дань памяти о комическом дуэте «Два Бита», в котором он когда-то состоял. Первая его большая роль была в «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, а режиссерский дебют состоялся в «Жестоком полицейском», которого изначально должен был снимать Киндзи Фукасаку (позднее Китано все-таки сыграет у него в дилогии «Королевская битва»). Окончательно авторский стиль Такеши оформился в «Точке кипения» (шокирующая жестокость, причудливый черный юмор, долгие стоп-кадры), при этом фатализм главного героя в «Сонатине» тоже стал визитной карточкой режиссера. В середине 90-х Китано разбился на мотоцикле — с тех пор запрещает снимать себя с правой стороны, так как эта часть его лица оказалась парализована. Сразу после выздоровления поставил фильм с символическим названием «Ребята возвращаются», в дальнейшем у картин Китано была разная судьба: «Фейерверк» удостоился приза Венецианского фестиваля, а «Кикуджиро» — десятиминутной стоячей овации в Каннах. «Брат якудза» был тепло принят в США, а «Затоичи» стал наиболее коммерчески успешным фильмом режиссера в Японии. Одной из самых визуально привлекательных картин Китано принято считать «Куклы», хотя сам он считает, что ее неправильно поняли. Переборов в нулевые творческий кризис, Такеши продолжает снимать и сниматься, в том числе и в американских фильмах, но на Западе почему-то актеру предлагают роли в основном в киберпанке — «Джонни Мнемоник» и «Призрак в доспехах» тому в подтверждение.

Рецензия «Афиши» на фильм «Такешиз»

7

Под утро режиссеру Такеши Китано, как обычно, приснилось, что его контузило американским снарядом, а большой страшный морпех стоит над ним с винтовкой и сейчас добьет. После завтрака он проиграл в маджонг кучу денег и пообещал какому-то козлу из якудза снять того в кино. Потом на вишневом «роллс-ройсе» с ассистенткой и двумя холуями поехал в телецентр. Нахамил старому другу. Утерся, когда его самого унизил холуй крупной теленачальницы. Подумал, что, наверное, интересно было бы переспать с ассистенткой и что в честь последнего дня съемок ему сейчас опять подарят уродливый букет, а лучше бы денег дали. Потом к нему в гримерку привели скособоченного, крашенного перекисью типа — тот, стесняясь, попросил автограф, а на вопрос, как его зовут, ответил: «Китано» — и дернулся в нервном тике. «Надо же, как похож, — сказал Китано, тоже дернув глазом. — И фамилия такая же».

Три года назад, когда вышел «Затоичи», было отчетливое ощущение, что Китано кончился. Что его дальнейший удел — именно вот такой очень остроумный, мастерски сделанный, абсолютно бездушный поп-арт, собирающий кассу дома и вызывающий бурное оживление у просвещенной заграничной аудитории («Ах-ах, какая прелесть — самураи бьют чечетку»). Сейчас за свои тогдашние подозрения стыдно. Китано не устал и не продался: в его удивительной многозадачной голове, которая по четным неделям занимается большим искусством, а по нечетным работает в телевизоре японским Андреем Малаховым, наверное, вообще не существует таких категорий. Он прогулялся в мультиплексы, вернулся обратно, и, судя по новому фильму, с ним все в порядке — настолько, насколько вообще может быть с большим режиссером в почти 60 лет: прошлое в руинах, на холодном взморье, где прежде игрались пьесы про жизненный финал, два толстяка методично долбят огромную гусеницу головой о землю, жизнь продолжается.

Если «Такешиз» и лишен нерукотворного минималистского свечения, свойственного лучшим работам Китано, то только потому, что ну сколько можно? Внутри фильма у него есть дико смешная и обидная пародия на классического себя: перед компьютерным задником, изображающим окинавский пляж, герой палит из пистолета сперва в кузнечика, потом в подружку, потом фирменным жестом вдавливает ствол в висок и, скорчив рожу на крик «Снято!», понимает — все это какая-то лажа. Фильм отчасти как раз про то, что старые приемы уже не работают. Если раньше для решения любой художественной задачи Китано хватало пары слепых выстрелов с близкого расстояния, то тут он палит безостановочно: в четыре руки, обойма за обоймой, в одних и тех же, без всякой, что характерно, пользы: убитые все равно встают и просят подвезти, дать денег, устроить прослушивание. Китано в отчаянии лупит чечетку на железнодорожном переезде — но и тут вместо локомотива из темноты на него выезжает какая-то глупость. Смерть, с которой он флиртовал всю жизнь, больше ему не подруга — она нашла кого-то помоложе и покрасивее или просто на пару с бывшим китановским композитором Хисайси переключилась на фильмы с более высоким бюджетом. Поставленный перед необходимостью жить, лирический герой Китано чувствует себя неприкаянным и лишним: отсюда и его затюканный двойник, Китано-2, который бесконечно пробуется на эпизодические роли в фильме Китано-1, получает в ответ лишь пинки и зуботычины, забредает в отчаянии все дальше в дефрагментированное режиссерское подсознание, где главная неприятность это не пуля, а собственные глупые пальцы, которые никогда не умеют расстегнуть нужную пуговку — то на сценическом костюме, то на джинсах беспринципной красотки.

Очень может быть, вы все это уже где-то видели, но, как всякий наивный художник, Китано живет по собственным часам: у него сейчас время снимать свои «8 1/2», а кому не нравится, те могут со спокойным сердцем идти к черту. Тот же Феллини, когда его спрашивали про навязчивую автобиографичность его фильмов и кому, кроме него самого, это все надо, скромно отвечал, что всякая жемчужина — автобиография устрицы. Китано когда-то определил свою аудиторию как узкую прослойку из «людей очень умных или совсем уже полных дураков». Причем про умных он, конечно, добавил для красного словца: его фильмы в первую очередь обращены все-таки к тем, кто воспринимает их буквально. Вот и сейчас он имеет в виду ровно то, что говорит: как же так, пуговка не расстегивается, ай-ай-ай.

28 августа 2006
5Драма абсурда

Бит Такеши (брюнет) - звезда экрана, разъезжающий на "Роллс-Ройсе" с симпатичной подругой. Играет в основном бандитов якудза. Пользуется массовым уважением.

Китано (блондин) - безуспешно ходящий по кастингам кассир. Живет один. Очень на него похожий Бит Такеши - его кумир.

В один день, видимо, спутав со звездой, блондину дарят фигурку какого-то мужичка. После этого события и ряда других глупостей кассиру начинает казаться, что он и есть Бит. Это сопровождается галлюциногенным потоком образов из жизни знаменитого актера.

"Такешиз", напоминающий одновременно многие картины именитого режиссера, больше склоняется к малоизвестному фильму Китано - "Снял кого-нибудь?". Здесь тот же абсурдизм, то же необузданное воображение. Учитывая привычное мастерство съемки, ожидаешь чего-то уморительного или, быть может, трагического.

Однако фильм не оправдывает таких ожиданий. Несмотря на красочное буйство, по сути "Такешиз" пресноват; такое чувство, что Китано просто еще раз решил продемонстрировать некоторые свои приемы. Приемы, конечно, хороши - но это ведь уже было.

Если "Снял кого-нибудь?" был странен и смешон, то эта картина - просто странна. И сентиментальный финал не вполне способен поправить положение.

30 апреля 2011
7

Если у Вас нет желания разбираться в дебрях сознания пожилого японца - не ходите на этот фильм.
Вчера, когда за первый час фильма сеанс покинула половина зала, стало ясно, что кризис Такеши Китано далеко не всем интересен.
По завершении сеанса я выдавила из себя "поразительно!", так как сказать "я ничего не поняла" было слегка неловко.
Фильму ставлю пять с минусом.
Очень многие сюжетные линии завязаны на его старые картины, поэтому многим могут быть непонятны.
Отбивающие чечётку японцы, и впрямь, очень трогательны.
Только что дают мне скитания по собственному сознанию Такеши? Ровным счётом ничего. Как, думаю, и большинству потенциальных зрителей.

27 августа 2006

До "Такешиз" я смотрел только один фильм Китано - "Затоичи", и, прочитав рецензию на Афише, ожидал увидеть боевичок с элементами психологии (как же, встреча двух Такеши). Этого там нет. Что есть - это абсурд. Убитые оживают, непонятные персонажи танцуют чечетку, и все это перемежается крупным кадром гусеницы в букете, и потом группой людей, переодетых этой гусеницей и танцующих на сцене. Сюжет пересказать невозможно, потому что его нет.

Фильм щедро сдобрен несмешными шуточками, которые вызываюь только зевоту. Окончание фильма ожидается с нетерпением, но действо очень затянуто. Общее впечатление - недоумение с сожалением за потраченные деньги и время.

27 августа 2006

Поиски звучания японских барабанов привели нас именно к этой ленте. Китано отбивает так, словно всё его творчество можно уложить в один сценарий, кульминацией которого и является «Такешиз».

Когда так откровенно швыряешься находками, когда монтаж нарочито не рассчитан на оптимизацию для лучшего переваривания, когда вот так просто плюёшь всем в лицо и при этом срываешь куш, понимаешь – аудитория доросла до твоей гениальности. Китано наконец решил не скромничать и сказать открыто, как перед зеркалом: «Я – гений». И не потому что пора. Не стаж, не выслуга лет. Китано даёт массе лишь одно знание, которое не скрыто в трясине контекста – он сообщает о своей гениальности. А уж только потом, эта самая масса будет делиться и размножаться, словно раковая клетка, на «аудиторию за» и «аудиторию против». А те, в свою очередь, тоже будут делиться. Начинается безостановочный процесс деления и размножения мнений, абсолютное большинство которых – заведомо неверно. Перечислять критерии деления смысла нет, т.к. гениальность творца является не предметом спора, а догмой. И я не устану повторять слово «гений». Хорошо, когда гений не скрывает в себе гения, а наоборот выносит его в массу. Не на суд, а на констатацию!
- Неожиданно смелый коллаж, Такеши Сан, - выдавил чёрный Китано своему белому отражению в зеркале. Кто из них отражение, а кто нет, и является главным спором-проблемой ленты. Поток образов бесконечен, как и бесконечен рассказ о них. Задача, которая якобы ставилась самим маэстро, определить, кто же из двух Такеши право имеет – не имеет решения.
И спрашивается, как же тогда, чёрт бы вас всех побрал, вы хотите понять то, что для самого автора не является предметом, что нужно понять. Угомонитесь, вдохните и насладитесь замечательной постановкой. Феерия!

29 августа 2006
9Уморительное и жестокое кино про себя

Как часто вы смотритесь в зеркало? Один, может быть два раза в неделю?
На самом деле - каждый Божий день, и вам ваше отражение там ой как не
нравится. Таков и наш старый знакомый режиссёр по имени Такеши.

Когда вы боретесь, вы чаще всего боретесь сами с собой: со своими
внутренними проблемами, несбывшимися мечтами, рухнувшими надеждами.
Иногда придётся всерьёз браться за оружие и стрелять, но в стрелять в себя.

Вы будете на вершине пирамиды Маслоу, и всё равно найдётся кучка ублюдков,
которая будет мешать вам жить. Это не хорошо и не плохо. Это суровая правда
жизни. Такеши Китано показал нам её без купюр. Браво, мэтр!

9 марта 2011
Все отзывы
Читайте также
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
Кинопремьеры недели: «Треугольник печали», «Двойная петля» и «Елки-9»
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20
стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость