Москва

Фильм
Это случилось рядом с вами

C'est arrivé près de chez vous (1992, Бельгия, Франция), IMDb: 7.5

6.9
оценить
1 час 36 минут
Дата выхода в мире
20 августа 1992

Актеры

Режиссеры фильма «Это случилось рядом с вами»
Реми Бельво
фильмов: 1
Андре Бонзел
фильмов: 1
Бенуа Пельворд
56 лет
фильмов: 31
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Это случилось рядом с вами»

Фото Artur Sumarokov
Фото Artur Sumarokov
отзывы: 714
оценки: 2570
рейтинг: 727
9
Это случилось рядом с Вами

Бен — обычный бельгиец. Он образован, эрудирован и обаятелен. Бен живет вместе с родителями, но они даже не догадываются, что он является серийным убийцей. Впрочем, группа журналистов решила снять документальный фильм о жизни Бена и теперь, дорогой зритель, ты сможешь увидеть будни обычного бельгийского убийцы и маньяка.
Фильм «Человек кусает собаку» бельгийских режиссеров Реми Бельво, Андре Бонзеля и Бенуа Польвурда наделал немало шуму в 1992 году на многих престижных европейских кинофестивалях, став в одночасье новаторским открытием и радикальным воплощением нового европейского кино, который пришел на смену бунтарству приснопамятной французской «новой волны». Собственно, именно с этой, чрезвычайно циничной, гиперреалистической и натуралистической ленты, в своей жанровой палитре искусно совмещающей элементы дикой черной комедии, острой социальной сатиры и классического маньяческого хоррора, начался новый этап во всем франкофонном кинематографе, расслабленном в период обросших длинной бородой буржуазности тихих 80-х годов, преисполненных сытости и конформизма. Картина «Человек кусает собаку», в оригинале же именуемая без иносказательности прямолинейно «Это случилось рядом с Вами», стремится во что бы то ни стало(и это, впрочем, картине удается блестяще) поколебать и разрушить привычный обыденный миропорядок среднестатистического европейца, показав ему и зрителям, что Зло в преимущественном своем числе лишено всяких знаковых примет. Оно, как и Бен, хитро и простодушно, лишено наносной умозрительности, но при этом выпукло в своей беззастенчивой, лишь слегка скрываемой за маской обыкновенности, жестокости. Таких людей, как Бен, много больше, чем традиционный легион, и таковыми — монстрами без страха и упрека, для которых мораль есть штукой незначительной и шуткой балаганной — их сделало само общество, пребывающее в состоянии не то полной зазомбированности, не то тотального всеразлагающего изнутри равнодушия, ведущего в свою очередь к безнаказанности тех, кто и как и Бен, творит все, что вздумается и как вздумается. Это случилось рядом с Вами, только вот Вы ЭТОГО не замечали и не замечаете впредь в то сладкое упоительное время, когда Бен в очередной раз насилует фемину, душит кабелем ребенка или топит в ванне старика.

Снятый в псевдодокументальной и чрезвычайно гнетущей манере, фильм представляет собой весьма циничный и пропитанный черным юмором и сатирой репортаж о буднях серийного убийцы и журналистов, невольно ставших соучастниками его злодеяний. Фильм, отталкиваясь от избранного авторами сложного киноязыка, полного определенных визуальных условностей при броском, кричащем даже натурализме насилия, стремится в резкой и необычной форме так же показать циничность современных журналистов, охотящихся за различными горячими сенсациями и преступающими подчас все нормы, по сути становясь на равных с обыкновенным маньяком Беном, и даже в своем цинизме и аморальности переплевывая его. Подобная тема в подобно же семантическом ключе присутствовала и в культовом «Аде каннибалов«, в котором главенствовала идея цивилизационного противостояния. «Человек кусает собаку» практически с такой же высокой долей антропологичности выносит убийственный приговор современной цивилизации, потерявшей саму себя в давящем мраке мегаполисов. В картине Бельво, Понзеля и Польвурда нет цивилизации вообще; есть почти-что-люди и нелюди, главным среди которых является Бен со своей жестокой философией жизни и смерти. Но он не хитрит и не изворачивается, как журналисты, рискнувшие сделать о нем репортаж. Он честен, он сродни извращенной версии «героя нашего времени», поскольку наше время — это время безвременья, пустоты, нигилизма, лжи и превращенной в фарс политики, время жестоких и беспощадных, а Бен лишь маленькая часть большого мира, давно живущего по не по законам совести, а заветам жести. Одновременно в ленте, переполненной и прямыми отсылками к «Заводному апельсину«, попутно предвосхищая «Прирожденных убийц» и «Американского психопата«, и незавуалированными цитатами из Кьеркегора, Камю и Кафки (что не есть все происходящее в картине, как вселенский кошмар бессмысленности) показано, что в современном обществе насилие становится все более привычной, будничной частью жизни. Документальная манера съемки становится в рамках фильма своеобразным зеркалом, отражающим, как в кривом зеркале, весь современный социум, неизлечимо уже пораженный проказой дегуманизации. Когда человек кусает собаку, он сам становится собакой — дикой, бешеной, борзой. Когда человек кусает собаку, это немыслимо страшно, но этим ли человеком является Бен? Или все-таки той самой метафорической собакой, разорвавшей в одночасье все цепи немыслимых условностей?
Человек, рожденный толпой, притворяющийся очень искусно её неотъемлемой частью, тем не менее бунтует против её растворяющей власти, поднимаясь над толпой, в то время как она падает все ниже в своём чертовом слепом паскудстве, в своей слепоте масс и немоте каждого. И этот его бунт иррационален, хаотичен, но не бессмысленен. Бунт монстра против своего прародителя, бунт единицы против масс.

1
0
...
23 февраля 2015
Фото Golyanovsky
Фото Golyanovsky
отзывы: 5
оценки: 7
рейтинг: 10
9

Этот фильм не из тех, что шокирует сценами насилия, как скажем «Funny games». Здесь скорее изумляет остроумный взгляд авторов на эпоху голливудского кино, где насилие так или иначе проявлялось почти в любом состоявшемся фильме.

Если вкратце: фильм — попытка молодых бельгийских режиссеров создать псевдодокументальный репортаж про очень милого и очаровательного убийцу, про его жизнь, быт, привычки. Камера на протяжении всей ленты, почти без отвлечений на сторонних персонажей следует за главным героем — Беном.

Не думаю, что целью авторов являлось вызвать у зрителя отвращение к насилию, слишком банально. Да и фильм настолько пропитан черным юмором, что в это просто не верится. Взять даже сцену, где Бен расписывает роль красного кирпича, используемого для строительства дешевых высоток, в стремлении людей к жестокости, перед тем, как он до смерти пугает старушку в её же собственной квартире.

С одной стороны эта черная сатира на непрерывное насилие, льющееся рекой с экранов кинотеатров и телевизоров. Но с другой стороны, все не так просто. Убийства, выстрелы, кровь — стали для зрителя обыденностью. Именно об этом и думаешь, когда в середине просмотра, понимаешь, что тебя совсем не шокировала сцена, где подушкой душат ребенка. Задушили, и пошли в ресторанчик выпить. Это нормально.

Да и главный герой — такой очаровашка. И в принципе, что в нем плохого, ну кроме того, что убивает людей? Вроде как разбирается в искусстве, имеет свои соображения по поводу улучшения жизни общества и не боится их высказывать, душа компании, ну разве что пить не умеет. Да, пожалуй он лучше большинства из нас. Просто он переступил некую невидимую черту, через которую мы в силу тех или иных причин еще не переступили. Но ведь это совсем не сложно. Ты постепенно, по ходу фильма привыкаешь к убийствам, к крови, становишься таким же добровольным соучастником преступлений главного героя Бена, как и съемочная группа, неотступно следующая за ним, и надо сказать, безотказно оказывающая ему помощь в том, чтобы прикончить своих коллег по цеху или изнасиловать женщину на глазах у мужа.

Так чего достаточно для того, чтобы совершить нечто ужасное? А нужен всего-то очаровательный наставник, который такой же как мы, только чуточку лучше. Он харизматично посмотрит на тебя, расскажет что-нибудь интересное и скажет: «Делай как я».

Однажды придет день, и человек на экране с пистолетом в руке посмотрит в камеру и скажет: «Делай как я». А потом спустит курок.

1
0
...
6 сентября 2009
Фото kadaffy
Фото kadaffy
отзывы: 12
оценки: 646
рейтинг: 16
9

Это малоизвестный шедевр бельгийских нонконформистов. Возможно первое реалити-шоу в кино. Фильм не только несет в себе черную критику телевидения — без души и без совести, но так же смотрит в нутро самого общества, лицемерного и псевдо-цивилизованного. В своей естественности фильм гениален, к середине возникает эффект «Ведьмы из Блэр» — начинает казаться что все это взаправду. Даже юмор чернеет настолько, что больше ужасает чем смешит. Вообщем это кино, которое надо смотреть обязательно, ибо это классика жанра, жаль что название жанру я дать пока не решусь...

1
0
...
11 июля 2008