Фильм

Фильм Компаньоны

A Prairie Home Companion (2006, США), IMDb: 6.7

6.8
6.7
1/9

Трагикомедия Роберта Олтмана про прощальную гастроль кантри-коллектива

Блестящий фильм Роберта Олтмана в его всегдашнем жанре множественной кутерьмы — про прощальную гастроль кантри-коллектива.

СтранаСША
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода9 июня 2006

Рецензия «Афиши» на фильм «Компаньоны»

В городке Сент-Пол, штат Миннесота — на родине писателя Фицджеральда (что имеет некоторое отношение к делу), — радиошоу «Компаньоны» дает прощальный концерт на сцене местного театра. Концертный зал служил «Компаньонам» верой и правдой тридцать лет, но теперь его снесут, чтобы построить на свободном месте парковку на тыщу с лишним мест. Финальное шоу собирает под одной крышей невозмутимого ведущего (Кейлор), следящего за порядком частного детектива по имени Гай Нуар (Клайн), дуэт экзальтированных сестриц, оставшийся от квартета (Стрип и Томлин), дочку одной из них, пишущую стихи про самоубийство (Лохан), пару ковбоев, исполняющих под гитару бесконечный номер «Дурные шутки» (Харрельсон и Рейли), ангела (Мэдсен), представителя инвесторов будущей парковки (Джонс), а также множество других персонажей, некоторые из которых глубоко беременны, а другие, наоборот, находятся при смерти.

В фильмах Олтмана зачастую трудно — как и в жизни, впрочем, — выделить главного героя; рассказчиком поначалу выступает Гай Нуар, уморительно исполненный Клайном и, очевидно, заскочивший сюда из олтмановского шедевра «Долгое прощание» — если про героя «Прощания» писали, что он, застрявший в 40-х, не заметил прихода 70-х, то Гай умудрился дотянуть до нулевых. Но когда сыщик покидает нуаровую закусочную и возвращается в театр — из которого он, как и мы, выйдет только в финале и опять ради чертовой закусочной, — фильм ступает на территорию «Нэшвилля», еще одного олтмановского tour de force, где тоже пели много кантри и дело тоже было совсем не в кантри. Хотя что там — все работы Олтмана похожи одна на другую и ни на что больше не похожи: он работает не удочкой, но сетью, всякий раз вытаскивая не одинокую рыбку, а целый клубок микроорганизмов со сложившимися отношениями и иерархией. Это могут быть прерии Дикого Запада («Буффало Билл и индейцы»), военный госпиталь в Корее («Военно-полевой госпиталь»), поместье английских аристократов («Госфорд-парк») или показ высокой моды («Высокая мода») — без разницы: всюду жизнь. Рассмотрев улов, повертев его так и этак, Олтман все равно в итоге выпускает добычу обратно в море, не трудясь довести большинство сюжетных линий до конца — ведь действительно, взял-то он их не с начала. Описание «Компаньонов» (да еще с примечанием, что речь идет о реальном радиошоу) отпугнет любого — не бойтесь. Эта жизнерадостная картина о смерти, снятая 80-летним человеком, засасывает, как воронка, и дарит два часа абсолютного счастья, а как, почему — не спрашивайте. Как-то так. Кто видел парный перформанс Стрип и Томлин на последнем «Оскаре» (где Олтману вручали приз «За выслугу»), имеет примерное представление о фильме. Выходят две немолодые тетки и начинают, перебивая друг друга, нести всякую ерунду. Но непостижимым образом запоминаешь именно это, а не тщательно отрепетированные речи лауреатов.

23 августа 2006
9

«Поющий голос прерий» - это кино о людях, у которых закрывается одна дверь, но они не впадают в депрессию и находят другую дверь, которая помогает им далее осуществлять то, о чем они мечтают!
__
20 февраля 1925 года в Канзас-Сити (штат Миссури, США) родился Роберт Олтман. Повзрослев, он окончил университет Миссури, где получил образование инженера. С 1947 года занимался документальным кино в «Calvin Company». Первым художественным фильмом стал «Правонарушитель» (1955).

По сути, «Компаньоны» - это упрощенный перевод названия старого и до сих пор чрезвычайно популярного американского радиошоу «A Home Prairie Companions». Вот уже тридцать лет, как шоу с успехом крутится по всей Америке – особо интересующиеся могут услышать его, к примеру, на цифровом радио ВВС7. Ведет его неизменный Гаррисон Кейлор – человек, придумавший не только сам формат еженедельного радио-шоу, но и целую легенду вокруг него – озеро Вобегон в Минесотте, на берегу которого живут простые фермеры, коренные норвежцы, стойкие, сильные и равнодушные к мирской суете. Кейлор еженедельно пишет свои вобегонские вести, рассказывает в своем радиошоу вобегонские истории, передает вымышленную вобегонскую рекламу, и каждый раз заканчивает его словами: «И это были новости с озера Вобегон, где все женщины стройны, все мужчины симпатичны, и все дети старше тридцати».

У «Компаньонов», быть может, самого тихого и домашнего шоу в мире, своя многомиллионная аудитория. Забавно, что основными слушателями шоу, состоящего из песен кантри вперемешку с вымышленными фермерскими историями, являются никакие не фермеры и не запоздалые в развитии ковбои – передача Кейлора пользуется огромным успехом именно в больших городах и индустриальных центрах. В Лос Анджелесе и Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, оно помогает мечтать об «идеальной Америке», потому что в сердце каждого американца, конечно, живо представление о том, что его страну строят не клерки в банках, а высокие стройные люди в широкополых шляпах, днем возделывающие землю, а вечерами ведущие мудрые и неторопливые разговоры в кафе за вишневым пирогом и чашкой черного кофе – смотри «Твин Пикс», «О где же ты, брат?» братьев Коэнов, «Великого Гетсби» и все романы Фолкнера.

Идея сделать из радио-шоу фильм, как и сценарий этого фильма, принадлежат самому Кейлору. Не то, чтобы он хотел увековечить себя и свое шоу навечно – хотя и сам Кейлор снимается в фильме как главный герой, его никак нельзя назвать звездой: он просто шаркает ногами, шамкает губами и долдит в микрофон свои не очень смешные шутки. Однажды, кстати, телевизионная запись шоу Кейлора появилась в эпизоде «Симпсонов» - в мультфильме Гомер Симпсон не выдержал и пяти секунд, вскочил и начал колотить по телевизионному изображению Кейлора, приговаривая «be funny» - будь смешным. Но нет, Кейлор вовсе не хочет быть смешным, и если бы его шутки дейтсвительно претендовали на то, чтобы быть шутками, шоу закрыли бы уже лет тридцать назад. Но он не веселит, он развлекает, выстраивая почти сказочный мир, в котором каждому американцу уютно как в колыбели. Он великий фантазер, как знает всякий, кто хоть раз слушал его шоу, но он и великий гуманист.
Компаньоны» сильны не сюжетом – он откровенно слаб: некая техасская компания, заинтересованная в получении прибыли, выкупила радиостанцию, где идет передача, и собралась закрывать ее. Поэтому шоу идет в последний раз, а помимо прочего, туда является еще ангел смерти в белом плаще (герой, которого Олтмен мечтал убрать, но, к сожалению, Кейлор переубедил его) и косит последних героев старой Америки с нежной доброй улыбкой. От фабулы, если ее пересказывать, не остается ничего. Последний фильм Олтмена – это не история, а образ. Образ настолько сильный, что история оказывается ему как бы и не нужна.

Несмотря на то, что «Компаньоны» слишком уж напоминают независимое кино, несмотря на то, что в них ничего не происходит, а простых посетителей кинотеатров фильм может привлечь разве что поющей Мерил Стрип, это кино прекрасно. И хотя ему поначалу и прочили провал в американском прокате, понемногу оно начинает набирать свое. Остается надеяться, что то же случится и в России. Потому что не так часто удается посмотреть на то, как делают кино великие гуманисты. А Гариссон Кейлор и Роберт Олтмен – это именно что великие гуманисты, ненадолго объединившиеся, чтобы немного спасти мир.

5 июля 2009
9

Роберт Олтман снял прекрасное, но страшное кино. Оно меня напугало, особенно последней сценой с ангелом… Жуткая реальность в художественном образе. Еще показалось, что это прощальный фильм мастера, что очень грустно (хотя Олтман говорит в фильме, что это нормально).
Но Компаньоны это как раз то самое кино, которое не забудут, кино которое войдет в личные списки любимого кино приличных людей.
Фильм - большой, в нем есть очень много ингредиентов, несмотря на видимое отсутствие сюжета. Совсем не драма, но как бы о главной печали. Совсем не стилизация, но смешиваются разные кино-стили. Не мюзикл, но музыка не прекращается. Фабула прямолинейна, но в целом сплошная загадочность и сомнамбуличность. Кино страшное, но и уютное одновременно. Кажется, о человеческих судьбах, но и это не так, персонажи в нем, скорее, символы, забытые фотографии. Одно имя персонажа – Нуар это, скорее, стиль, есть и другие персонажи эпохи.
Все и всё вокруг – уходящая натура...
Всё хорошо, но если смотреть одновременно с чтением «Лимонного стола» Д.Барнса, то недалеко и до суицида (и об этом есть у Р.Олтмана слова в фильме).

5 сентября 2006
9

Немного грустная история о смерти человека и смерти того, что заставляло многих людей просыпаться по утрам - любимой работы. Отличная музыка, великолепный актерский состав и такая же великолепная режиссерская работа. Фильм пронизан светлой грустью, и даже смерть в этой ленте не старуха с косой, а привлекательная женщина средних лет в белом одеянии.

12 августа 2016
9

Последний фильм Роберта Олтмана. В этот раз «европейский американец» вновь обратился к наследию кантри-музыки, как это было тридцать лет до этого в картине «Нэшвилл», когда Олтман препарировал ни много, ни мало – целый музыкальный фестиваль. Однако в «Компаньонах», Роберт обошелся малой кровью и сосредоточился на судьбах одной радиопередачи, пусть и постоянной, с огромной историей и достижениями, но устаревшей и подлежащей закрытию ради того, чтобы дать жизнь новым росткам. Какой-нибудь более рейтинговой передаче в эфире и большой парковке на месте занимаемого помещения. Собственно, весь фильм – это один большой прощальный концерт, изредка перебиваемый пунктирным сюжетом картины. Довольно трогательно, что именно этот грустный фильм стал своего рода эпиграфом ко всему творчеству режиссера.
Вообще, сам по себе фильм – это память. Память о памяти, о воспоминаниях, о наивных и бессильных мечтателях, у которых отними все, а они все равно будут мечтать. То есть фильм очень характерен для Олтмана. Он не пытается рассказать какую-то конкретную историю, оставив место зрителю для интерпретации и индукции. Олтман сразу охватывает все явление, со всеми вытекающими, целиком. Характерна и постановка, в которой можно увидеть все кусочки олтмановской режиссуры – от целого веника сюжетных линий, камер и микрофонов, до необязательного трупа, который, до поры, нужно от всех прятать, но всё равно все всё узнают. Есть даже ангел, который ни во что, впрочем, не вмешивается, но в этот эффект «За стеклом» вносит элемент мистики и... кинематографичности.
Порой действительно начинаешь думать, что попал на какое-то кантри-шоу. Спасает разве что тексты некоторых песен, да очаровательные морды узнаваемых актеров, играющих естественно и безупречно. Мэрилл Стрип, Вуди Харрельсон, Джон Рилли, Кевин Кляйн, Томми Ли Джонс – эти ребята смогут ярко отыграть, сколь бы малой роль у них ни была. Даже Линдси Лохан досталась целая песня и несколько ужимок. Выше головы они, конечно, не прыгнула, но сыграла выше своего среднего уровня.
Сложно сказать, снимал ли Роберт Олтман этот фильм, как самый последний. Долгие и долгие годы практически никто не знал, что он был на грани смерти из-за болезни. Да и собственную смерть предсказывать – занятие не самое увлекательное. Однако совершенно очевидно, что он понимал, что время, отпущенное ему подходит к концу, потому и старался высказать все, что хочет, пока не поздно. Итак, эпиграф к творчеству Олтмана прозвучал, хотя и помнить его будут не по «Компаньонам».

5 марта 2010
7

Одна из вещей, которых Роберт Олтман делает в своих фильмах с блеском и настоящим прирожденным мастерством это наблюдение за различными людьми волей судеб находящимися в одной месте и часто, объединенных одним большим предметом. В «Компаньонах» этот предмет – Музыка, великая и эфемерная Музыка.

Можно посвятить безжалостное количество сил и бумаги (За чистую Родину!) на подробный анализ всех персонажей, это выполнимая и благородная задача, но бессмысленная, ибо главное удовольствие в «Компаньонах» - самостоятельное наблюдение за персонажами.
Если огрубить «Компаньоны» фильмы об этих самых людях, в нем крайне важны актеры. Думаю, звучит малоправдаподобно, но на мой вкус одна-единственная роль, в которой актер не в своей тарелке – Линдси Лохан. Мисс Лохан смотрелась ужасно неуверенно и неубедительно, может в некоторой степени виной тому, мое сознание, в котором Линдси Лохан прочно закрепилась, что называется, «телочкой». А все прочие – чудеса актерского лицедейства и кастинга.

Что меня неожиданно удивило, так это визуальная сторона картины. Олтман – режиссер, никогда особенно не искавший, чего-то ярче, чем его персонажи в фильма, и не зацикленный на деталях, неожиданно в «Компаньонах» дает Уэса Андерсона. Работа камеры, освещение, цвет, начальные титры и то, - верх вкуса и стиля.

Жизнь в «Компаньонах» обитает в диалогах, этих словах, шутках, фразах, шифрах, маскировках и простом трепе. Наблюдать при этом, что за старомодными понтами Гая Нуара, что за ковбойской бравадой Дасти одинаково интересно.

Итог: прекрасный фильм, показывающий один день, даже вечер, однако остающийся масштабным, в духе Старого Голливуда, чьи достоинства в совокупности, приносят удивительное, пусть и скоротечное, ощущение, легко видеть прекрасного в низком, сложного в простом.

5 мая 2008
Все отзывы
Читайте также
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Самые ожидаемые зарубежные фильмы 2022 года
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
9 запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
9
запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
9 запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
Вспоминаем, что было в первом сезоне аниме «DOTA: Кровь дракона»
Вспоминаем, что было в первом сезоне аниме «DOTA: Кровь дракона»
Вспоминаем, что было в первом сезоне аниме «DOTA: Кровь дракона»