Москва

Фильм Пьяный ангел

Yoidore tenshi (1948, Япония), IMDb: 7.7

6.7
оценить
1 час 38 минут
Дата выхода в мире
27 апреля 1948
В ролях
Режиссер фильма «Пьяный ангел»
Акира Куросава
Умер в 1998 году в возрасте 88 лет
фильмов: 28
Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого). Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Пьяный ангел»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
7

Вероятно, первый по серьезному авторский фильм Акиры Куросавы. По крайней мере все важные особенности почерка и стиля в фильме проявляется в должной мере, равно как тематика картины становится гораздо ближе к той, о чем хотел говорить сам Куросава, а не то, что от него хотели услышать на студии. История, развернувшаяся на улицах послевоенной Японии, наполненных бандитами и прочими непорядочными людьми, рассказывает о противоположности двух людей, двух характеров. Доктор Санада (Такаси Симура) вытаскивает пулю из раны бандита Мацунаги (Тосиро Мифуне) и в результате операции обнаруживает, что его пациент болен туберкулезом и советует тому не тянуть с лечением. Однако Мацунаги на советы доктора внимания не обращает и возвращается к своей гангстерской жизни. Так начинается система сложных отношений доктора и бандита и эволюция их судеб. Доктор понимает, что сам он не далеко ушел от тех, кого презирает и именно это презрение и умение лечить держит его на плаву. Гангстер решает коренным образом изменить свою жизнь и для этого измениться самому. Но испорченное общество делает задачи обоих мужчин практически невыполнимыми.

В первую очередь фильм интересен тем, что на этот раз очередная реконструкция послевоенной действительности, что пронизывает все творчество Куросавы (да и многих режиссеров того времени) совмещена с поиском и нахождением формы собственного киноязыка. Классические для уже нового периода творчества режиссера персонажи и нарративная система помещены на улицы разрушенного войной города, отсюда и пагубное желание сравнить стиль Куросавы в этом фильме с творчеством итальянских неореалистов, что даст довольно мало плодов. Итальянцы старались как можно меньше влезать с редактурой и монтажом в фильмы, которые делали, что придавало их творчеству более тесную связь с документальным кино. Чего нельзя сказать о фильме Куросавы – монтаж поставлен на широкую ногу; различные постановочные приемы встречаются в разы чаще, чем в неореализме; актеры играют, опираясь на театральную школу, а не стараются делать вид, что они простые люди из толпы. Иными словами, в тех же самых условиях, Куросава слишком много значения придает стилю, что никак не может роднить его с неореализмом. Более того, проблемы народа его не тревожат нисколько. Духовные и моральные кризисы для него интереснее, чем судьба похитителя велосипедов. Уже тогда Куросаву тревожили скорее темы Достоевского, что несколько лет выльется в экранизации его произведений.

Вся нарративная структура фильма построена вокруг одного большого болота, сливной ямы, в которую стекаются «все отходы города», откуда торчит зонтик, остатки велосипеда, детские игрушки. Время от времени рассказ сталкивается с этим болотом, будто намекая, что попытки доктора побороть болезнь равносильны попытке осушить это болото, что в свою очередь параллелью возносится к общем новым моральным порядкам в обществе Японии. Причем тон и общие моральные моменты задаются в первой же сцене – болото, как символ испорченности общества, вьющиеся вокруг него мухи (бандиты и проститутки). Есть тут и гитарист, который выполняет весьма важную повествовательную функцию – он играет, когда Матцунага в начале истории приходит к Санаге; играет, когда выпускают из тюрьмы Окада, отражая тон рассказа и его дальнейшее направление.

Болото это будет сопровождать героев фильма, ограничивая их кинематографическое пространство, на протяжении всей картины, не только символизируя, но и связывая сцены, работая на руку одному из излюбленных постановочных приемов режиссера – повторению. Сцены с болотом обрамляют и разделяют сцены встреч Санады и Мацунаги, в течении которых доктор пытается вылечить больного, хотя совершенно ясно, что болезнь эта не физического и персонального характера – заражено все общество.

Опять же, отношения доктора и пациента сильно смахивают на связь учителя-ученика, что будет являться для творчества Куросавы очень важным связующим элементом в нарративной структуре. Образ общения Санады по отношению к молодому гангстеру напоминает скорее учителя, который бьет своего ученика по голове за то, что тот сказал что-то неправильное, чем на доктора, который печется о физическом состоянии своего пациента. Тут же прослеживается и чуть более глубокая нить отношений – отказ доктора дать обезболивающее своему пациенту есть ни что иное, как решительность по отношению к больному послевоенному поколению, которое должно взглянуть в глаза своей болезни без каких-либо обезболивающих.

С другой стороны отношений Мацунаги находится его связь учитель-ученик по отношению к Окаде, якудза, который оставил Мацунаги охранять собственную территорию, пока тот находится в застенках. Однако намерения и отношения Окады к Мацунаги разнятся с намерениями Санады. Начиная от того, что Окада предлагает Мацунаги выпить за его освобождение, тогда как Санада строго запретил тому пить. Заканчивая тем, что Окада на самом деле хочет уничтожить Мацунаги, поскольку тут свыкся с идеей быть главным в районе.

Самой сильной сценой в фильме является грязная драка, снятая ярко, на аккуратно. С одной стороны Куросава использует богатый выбор ракурсов, актеры изображают на лицах злость и страх. Но с другой стороны – режиссер сознательно избегает любых драматических приемов, будь то визуальных или звуковых, которые могли бы романтизировать драку. В результате эпизод превращается не только в очень реальный и на долгие годы обгоняющий культуру съемок подобных сцен, но и показывает отношение автора к этой необходимой, но варварской поножовщине – извалявшись в краске драчуны выглядят странно и дико, и умирают в одиночестве.

В целом фильм рассказывает о потере собственного я, положения в обществе. С одной стороны, доктор Санада является своего рода отщепенцем в мире «докторов». Он встречает своего одноклассника, который живет богато и счастливо, тогда как единственное утешение одинокого и заброшенного Санады – алкоголь и попытка спасти хоть пару тройку душ от губительного туберкулеза. Мацунаги подтверждает эту тенденцию – он ненавидит докторов, потому что те врут за деньги. Санада же напротив, бесплатно страдает за то, что говорит правду, в том числе и Мацунаги, отказывая тому в легкой видимости лечения и настаивая на серьезном очищении организма и образа жизни. В этой своей потере личности и профессионального облика Куросава видит исключительно положительный и героический момент.

Но второй путь «разрушения» личности – более трагичен и охватывает целиком всю нацию, только что разбомбленную бомбами и наводненную не только американскими товарами, но и культурой, образом жизни, морали. Смешение в умах существовало на всех уровнях общества, «национальная шизофрения» поразила тело нации и грозила ее уничтожить, о чем, собственно, и символизирует умирающий Мацунаги посреди гниющего болота.

Таким образом, Куросава голосом доктора Санады кричит о беззащитности общества перед мафией, проституцией, коррупцией, черным рынком и упадком моральных достоинств в целом. Он призывает Японию измениться, но не предлагает при этом никаких решений в сторону чего стоит меняться. Борьба с болезнью в фильме носит самодостаточный и скорее даже дидактический характер. Единственный человек, который в фильме не разрушает, а спасает – глубоко несчастный и одинокий человек, ищущий забвение в работе и вине.

0
0
...
11 августа 2011
Фото Очень Злой Монтажер
Фото Очень Злой Монтажер
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 93
9

Я люблю фильмы Куросавы.
Вот объясните мне, как можно снять на общем плане, когда герой, гнавшийся за соперником, барахтается в луже белой краски, и его нечеловечески жалко, глядя, как он пытается встать, падает, снова встает, снова падает. И все это, подчеркиваю, на общем длинном плане. С соответствующей нервной музыкой.
Почему симпатичен врач-пьяница, с его вечными перебранками со служанкой. "Я в шоке не была."
И почему планы пузырящейся лужи воспринимаются, не как перебивка, а как герой фильма, наряду с остальными.
В общем, вышенаписанное все-есть вопросы риторические.
Кино, конечно, тоже идет вперед, новые технологии, формы и все такое...
Но не грех и историю знать

0
0
...
24 апреля 2011
Фото Leonid Nikiforov
Фото Leonid Nikiforov
отзывы: 14
оценки: 17
рейтинг: 5
9
Чудовищная свобода. "ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ механистичности бытия"

Когда смотрите кино, уважаемый Читатель (Зритель) , было ли с Вами, что экранный образ одновременно напоминает совершенно разные впечатления Вашей жизни - и утренний рассвет, и работающий трактор, и речи раздухарившегося отца и лучшее лакомство в детстве, и даже зажигательный рок-н-ролл, и - звук мотоцикла, и - очарование темного заката, и даже - радость от фотографии дочки?

Всё это непостижимым образом слилось в главном герое "Пьяного ангела" Акиры Куросавы.
Если вместить смысл фильма и роли Такаси Симура, то это есть суть "ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ механистичности бытия",
причем остальные персонажи настолько плоские по сравнению с ним, что как одинокий кустарник перед фудзиямой,
а еще вернее - плоская 2-мерная тропа к Фудзияме.

Механистичность плоских персонажей бандитов Куросава даже подчеркивает их преднамеренную заданность, когда доктор пытается вытянуть из 2-х мерного мафиоззо-якудзы // Тосиро Мифунэ// "сердце и совесть". -
вот чего не хватает в синематографе нынешнего времени, когда вместо этого душу заменили на "успешность".
Как американская зоциаль-успешность, так и ублюдочная "успешность" РФ_синематографа, где давно запамятовали про эти ""странные категории,

весь фильм начинающего Куросавы вроде бы такой простенький, особенно если пытаться смотреть с "высоты" "Фудзиямы европоцентризма",
впрочем, я - почтительно кланяюсь таланту Художника, ощущая себя лишь одиноким путником перед Фудзиямой неизведанной страны и -
перед Фудзиямой сердца и человечности главного героя,
и совершенно не зря над ней - милый и ласковый рассвет очень маленького эпизодического женского персонажа в конце фильма.

0
0
...
17 апреля 2011