Киноафиша Москвы

Фильм «Безумие»

Sileni (2005, Чехия, Словакия)

5
Кино: «Безумие»

Главный сюрреалист Центральной Европы Шванкмайер, который в своих фильмах женит извращенные фантазии на тему классических сказок с анимацией в духе "Монти Пайтон", выступает редко, но метко. Пять лет назад он огрел всех по голове "Поленом" - фантазией о Буратино-убийце, теперь убедительно скрестил лейтмотив "Заживо погребенных" Эдгара По с фантазиями маркиза де Сада.

Актеры

Также в ролях:

Отзывы пользователей о фильме «Безумие»

Фото Vlad
отзывы:
30
оценок:
86
рейтинг:
198
7

Карета и автобус, люди как мясо и мясо как люди, жизнь из окна, где люди живут, бредут, бегут, спасаются, где жизнь суть исторжение человека из лона в грязь, ничем не лучше и не хуже смерти.
О чем этот фильм? Две темы: страх и насилие. Блюдо сдобрено смехом. Под филосовским соусом. Фильм полон символов, отсылая зрителей к монологам маркиза де Сада, и суть вольная экранизация рассказа Эдагара Алана По.
О чем этот фильм? Обо всём и ни о чём. О жизни, о нормальности. О том, что нормальность не есть страховка от насилия, напротив, насилие- это норма, сегодня это приемлимая норма. Но тогда что безумие? норма ли безумие? И вечный главный вопрос без ответа, где грань между безумием и нормой, где норма становится безумием?
После Пазолини сложно сказать, возможна ли еще тема насилия с идеями де Сада в кино, и до просмотра "Безумия" мой однозначный ответ был- нет. Но Шванкмайер эту тему не только сумел продолжить, но и развить на достойном Пазолини уровне.
О чем этот фильм? О свободе. Обратная сторона насилия, которая рождается властью.
Шекспир вроде как сказал, что "Весь мир театр". А мне кажется, что мир- это дом умалишенных, которые заблудились в его комнатах и коридорах, потерявшись во времени и пространстве, и смена ролей- врач-пациент в этом доме- дело плёвое, и происходит постоянно, но это не делает ни тех, ни других хоть чуточку не безумными. Об этом и фильм.

6
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

По мнению Яна Шванкмайера, есть два способа управления сумасшедшим домом - устроить тотальный контроль за всеми и всяк, или предоставить больным полную свободу. Точней, добавляет он тут же, есть еще один, самый страшный из всех и сочетающий методику упомянутых двух, так вот как раз в таком сумасшедшем доме мы все и живет. Так, довольно жизнеутверждающе начинается еще один фильм великого чешского аниматора, пытающегося сквозь смех и слезы найти самое важное в жизни, в психологии, в человеческой природе. На этот раз, объявив заранее фильм антиторческим ужастиком, посвященным творчеству По и де Сада, Шванкмайер начинает истязать ядкими плетьми облик современного общества, изобличая его и помещая, как и обещал, в сумасшедший дом. Делает он это, правда, настолько изощренно и изящно, что какой там де Сад. А уж что б если кто засомневался - вот вам ползущие по всему фильму вырванные языки. Как и всегда, в конце все становится на свои места и то, что казалось кошмаром, оказывается на самом деле действительно ужасом.

В центре истории находится персона странствующего по стране паренька, который только что похоронил собственную мать, сошедшую с ума в дурдоме. Да и сам он не совсем здоров - по ночам ему мерещатся два быковатых санитара, которые со сладострастными улыбками пытаются запихнуть его в смирительную рубашку, а он отмахивается от них стулом, громя по ходу дела все, что попадается под руку в комнате. А затем он встречает таинственного маркиза, который сначала угощает его, затем оказывается ярым сатанистом, потом - директором санатория для душевнобольных, а после - и вовсе пациентом, который совершил переворот в больнице и запер бывшее начальство вместе с медбратьями, предварительно изваляв их в перьях, в подвале. То есть, как и обещал автор, главный герой действительно прыгает по произведениям Эдгара Алана По и маркиза де Сада, в результате оказавшись в настоящем дурдоме, хотя и это, скажем так, скорее символ, как и остальные герои этого странноватого произведения.

Фильм просто насыщен философскими размышлениями о природе тоталитаризма, роли демократии, борьбе с собственным страхом, основами безумия, методами борьбы, веры и прочее, прочее, прочее. Безумием, конечно, можно было бы обозвать все творчество Яна Шванкмайера. По крайней мере, остальные его фильмы не менее безумны, чем этот. Но для автора на самом деле безумие - лишь плодотворная почва, на которой хорошо и быстро прорастают семена, брошенные умелой и ловкой рукой, из которых появляются плоды самых разных размеров и философских убеждений, но ровно для того, чтобы расползись по всему фильму, по пути сшибая все, что попадется.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Пожалуй, самая профессьонально снятая полнометражка Шванкмайера, а все-таки какая-то нехалявая и необязательная. Разве что можно порадоваться, что нет мерзких рож, а даже наоборот – есть довольно симпотная рыжая шлюшка. Главный герой разительно похож на молодого Романа Полански, маркиз – тоже на кого-то: на Гуннара Бьорнстранда, что ли, право, не знаю, но кого-то напоминает. Ну а доктор тогда уж, до кучи, – на Энтони Хопкинса. Ну и да – мясо очень похоже на мясо из «Влюбленного мяса». По-моему, это даже то самое мясо и есть.

0
Фото Вячеслав Андреенков
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1
7

В 1971 году Хуан Лопез Моктесума (один из соратников Алехандро Ходоровского во время съёмок "Фандо и Лиз") экранизировал рассказ Эдгара По "Поместье безумия". Получилось забавное и смешное кино для подростков. Этот же сюжет использовал Шванкмайер в 2005 году в фильме "Безумие". Получилось высказывание бесконечно более значительное, сохраняющее дух и По, и Сада, и соотносящее идеи знаменитых покойников с сегодняшними проблемами мировой цивилизации. Фильм тяжёлый, местами шокирующий, но это не "чернуха" ради завоевания дешёвой популярности, а нечто глубоко прочувствованное автором фильма. Шванкмайер - не оптимист, может быть, даже мизантроп. Но всё, что сказано Шванкмайером в предисловии к фильму, он оправдывает самим фильмом. Само появление режиссёра в кадре, публицистическое обращение к зрителю, взгляд глаза в глаза, дорогого стоит. После просмотра фильма на душе тяжко. Этого и хотел Шванкмайер.
Из актёрских работ наиболее интересен образ маркиза в исполнении Яна Триски.

0

Галерея