Фильм

Фильм Безумие

Sileni (2005, Чехия, Словакия), IMDb: 7.2

6.9
7.2
© Афиша
1/18

Главный сюрреалист Центральной Европы Шванкмайер, который в своих фильмах женит извращенные фантазии на тему классических сказок с анимацией в духе "Монти Пайтон", выступает редко, но метко. Пять лет назад он огрел всех по голове "Поленом" - фантазией о Буратино-убийце, теперь убедительно скрестил лейтмотив "Заживо погребенных" Эдгара По с фантазиями маркиза де Сада.

СтранаЧехия, Словакия
Продолжительность1 час 58 минут
Дата выхода17 ноября 2005
7

Карета и автобус, люди как мясо и мясо как люди, жизнь из окна, где люди живут, бредут, бегут, спасаются, где жизнь суть исторжение человека из лона в грязь, ничем не лучше и не хуже смерти.
О чем этот фильм? Две темы: страх и насилие. Блюдо сдобрено смехом. Под филосовским соусом. Фильм полон символов, отсылая зрителей к монологам маркиза де Сада, и суть вольная экранизация рассказа Эдагара Алана По.
О чем этот фильм? Обо всём и ни о чём. О жизни, о нормальности. О том, что нормальность не есть страховка от насилия, напротив, насилие- это норма, сегодня это приемлимая норма. Но тогда что безумие? норма ли безумие? И вечный главный вопрос без ответа, где грань между безумием и нормой, где норма становится безумием?
После Пазолини сложно сказать, возможна ли еще тема насилия с идеями де Сада в кино, и до просмотра "Безумия" мой однозначный ответ был- нет. Но Шванкмайер эту тему не только сумел продолжить, но и развить на достойном Пазолини уровне.
О чем этот фильм? О свободе. Обратная сторона насилия, которая рождается властью.
Шекспир вроде как сказал, что "Весь мир театр". А мне кажется, что мир- это дом умалишенных, которые заблудились в его комнатах и коридорах, потерявшись во времени и пространстве, и смена ролей- врач-пациент в этом доме- дело плёвое, и происходит постоянно, но это не делает ни тех, ни других хоть чуточку не безумными. Об этом и фильм.

21 марта 2010
7

По мнению Яна Шванкмайера, есть два способа управления сумасшедшим домом - устроить тотальный контроль за всеми и всяк, или предоставить больным полную свободу. Точней, добавляет он тут же, есть еще один, самый страшный из всех и сочетающий методику упомянутых двух, так вот как раз в таком сумасшедшем доме мы все и живет. Так, довольно жизнеутверждающе начинается еще один фильм великого чешского аниматора, пытающегося сквозь смех и слезы найти самое важное в жизни, в психологии, в человеческой природе. На этот раз, объявив заранее фильм антиторческим ужастиком, посвященным творчеству По и де Сада, Шванкмайер начинает истязать ядкими плетьми облик современного общества, изобличая его и помещая, как и обещал, в сумасшедший дом. Делает он это, правда, настолько изощренно и изящно, что какой там де Сад. А уж что б если кто засомневался - вот вам ползущие по всему фильму вырванные языки. Как и всегда, в конце все становится на свои места и то, что казалось кошмаром, оказывается на самом деле действительно ужасом.

В центре истории находится персона странствующего по стране паренька, который только что похоронил собственную мать, сошедшую с ума в дурдоме. Да и сам он не совсем здоров - по ночам ему мерещатся два быковатых санитара, которые со сладострастными улыбками пытаются запихнуть его в смирительную рубашку, а он отмахивается от них стулом, громя по ходу дела все, что попадается под руку в комнате. А затем он встречает таинственного маркиза, который сначала угощает его, затем оказывается ярым сатанистом, потом - директором санатория для душевнобольных, а после - и вовсе пациентом, который совершил переворот в больнице и запер бывшее начальство вместе с медбратьями, предварительно изваляв их в перьях, в подвале. То есть, как и обещал автор, главный герой действительно прыгает по произведениям Эдгара Алана По и маркиза де Сада, в результате оказавшись в настоящем дурдоме, хотя и это, скажем так, скорее символ, как и остальные герои этого странноватого произведения.

Фильм просто насыщен философскими размышлениями о природе тоталитаризма, роли демократии, борьбе с собственным страхом, основами безумия, методами борьбы, веры и прочее, прочее, прочее. Безумием, конечно, можно было бы обозвать все творчество Яна Шванкмайера. По крайней мере, остальные его фильмы не менее безумны, чем этот. Но для автора на самом деле безумие - лишь плодотворная почва, на которой хорошо и быстро прорастают семена, брошенные умелой и ловкой рукой, из которых появляются плоды самых разных размеров и философских убеждений, но ровно для того, чтобы расползись по всему фильму, по пути сшибая все, что попадется.

26 марта 2012
7

В 1971 году Хуан Лопез Моктесума (один из соратников Алехандро Ходоровского во время съёмок "Фандо и Лиз") экранизировал рассказ Эдгара По "Поместье безумия". Получилось забавное и смешное кино для подростков. Этот же сюжет использовал Шванкмайер в 2005 году в фильме "Безумие". Получилось высказывание бесконечно более значительное, сохраняющее дух и По, и Сада, и соотносящее идеи знаменитых покойников с сегодняшними проблемами мировой цивилизации. Фильм тяжёлый, местами шокирующий, но это не "чернуха" ради завоевания дешёвой популярности, а нечто глубоко прочувствованное автором фильма. Шванкмайер - не оптимист, может быть, даже мизантроп. Но всё, что сказано Шванкмайером в предисловии к фильму, он оправдывает самим фильмом. Само появление режиссёра в кадре, публицистическое обращение к зрителю, взгляд глаза в глаза, дорогого стоит. После просмотра фильма на душе тяжко. Этого и хотел Шванкмайер.
Из актёрских работ наиболее интересен образ маркиза в исполнении Яна Триски.

8 августа 2009
Все отзывы
Читайте также
20 самых страшных сериалов к Хеллоуину
20
самых страшных сериалов к Хеллоуину
27 октября 2021
«Чекист» Александра Рогожкина: просто один из самых страшных фильмов на свете
«Чекист» Александра Рогожкина: просто один из самых страшных фильмов на свете
27 октября 2021
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
Пссс… хотите посмотреть продолжение «Дюны» прямо сейчас? Есть один вариант!
27 октября 2021
Онлайн-премьеры недели: «Армия воров», «Доктор Кто», «Струны», ремейк «Четыре тысячи четыреста»
Онлайн-премьеры недели: «Армия воров», «Доктор Кто», «Струны», ремейк «Четыре тысячи четыреста»
26 октября 2021