Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Маяк

Россия, Армения, Нидерланды, 2006
О фильме
Драма
14+
Мария Саакян
1 июня 2006
1 июня 2006
1 час 20 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Марии Саакян

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

3
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
9 мая 2007

Столичная барышня (театральная артистка Капалева) приезжает в полумертвый кавказский городок, брошенный между фронтами вялотекущей локальной войны, в надежде увезти оттуда в Москву бабушку с дедушкой (Чиаурели и Саркисян) и застревает — на станции давка, поезда с людьми в камуфляже на подножках идут не останавливаясь. Старушка родственница бьет стекла в собственном доме, чтоб к ней не пришли мародеры. «Как вы тут живете?!» — ужасается барышня. «Вах, как мы тут живем», — сардонически подхватывает Чиаурели.

Треск журавлиных крыльев, переходящий в автоматные очереди, цветы на голых ветках, путник на пыльной дороге, городской дурачок с каланчу ростом — для кавказского магического реализма дебют 27-летней армянки Саакян по сценарию 28-летнего грузина Шавгулидзе — это, наверно, то же самое, что Звягинцев для русской духоискательской традиции. Картину явно ждет счастливая фестивальная судьба, пусть и в меньших, чем звягинцевские, масштабах, и чуть более прохладный прием дома. Как и в случае с «Возвращением», припадание к истокам тут происходит несколько нарочито, но если уж выбирать из наследников национальных кинотрадиций, Саакян лично мне в сто раз милее Звягинцева. И потому, что она (ну или сценарист) очевидно подключает к работе какой-то собственный живой опыт и переживания, и потому, почему из наследников кинотрадиций фамильных София Коппола по умолчанию предпочтительней Федора Бондарчука: девушкам, даже когда они украшательствуют и привирают, веры все равно больше.

3
0

Отзывы

5
scenarist
50 отзывов, 120 оценок, рейтинг 349
25 августа 2008

Фильм специально посмотрел в период недавней пятидневной войны в Южной Осетии.

Общие ощущения от него остались довольно странные. С одной стороны, это неплохой и очень типичный образец современного авторского кино: неспешный, тихий, наполненный символами и условностями, говорящий со зрителем полунамеками и полушопотом.

Но это и угнетает: уж очень нарочито он неспешный, символичный и тихий. Режиссура М. Саакян слишком уж выхолощена, в течение всего просмотра не оставляет ощущения, что весь этот туман, на самом-то деле, напускной.

Поэтому задуманного, видимо, эффекта фильм не производит: героев не очень-то жалко, война не вызывает ужаса, а всё в целом не рождает серьезных философских размышлений о сложной человеческой природе. В итоге "Маяк" оставляет чувство, что вместо сочной травы тебе подсунули задубевшую от первых заморозков солому.

Общий вывод
: безвкусный, но технически приличный фильм с плохо реализованным замыслом.

5
0
?
Яковлев
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 1
12 июня 2007

Самому осторожному киноману рекомендуется забыть, в принципе, о всяких отечественных фильмах, именуемых продуктом, ибо здесь зритель попадает
в мир глаз, полных искренности. Это действительно Маяк. В том смысле, что после "Эйфории" движение в сторону знака, раздробленного кадра и отсутствия скорости можно воспринимать как почерк новой, давно ожидаемой, волны. Волны человека, а не хозяина жизни.
Фильм прост и красив.А таких сейчас в нашем Отечестве, по пальцам считай. Выразительное молчание желаемо. Я вглядываюсь в тишину, в туман и понимаю что-то главное и легкое. Как пух тех птиц, благословленных небом.
Замечу, что картина не прикрывается формой - снимем такое странное авторское кино. Я давно хочу видеть людей в кадре, таких же. Хочу видеть людей, а не ярлыки.(Спасался исключительно Ван-Сентом) И теперь я вижу. Я склоняю голову и благодарю артистов, оператора, режиссера. Спасибо всем. За свет от Маяка.

1
0
7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
26 мая 2012

Несмотря на очевидный спрос кинолент о кавказских войнах, по-настоящему талантливых среди них не так много. Планка-максимум, которую ставят себе режиссеры — это рассказать о конфликте, увлечь боевыми действиями и внести стандартные нотки о любви, дружбе и предательстве. Искренности и хорошего морализаторства, которые были свойственны кинематографу СССР, в них обычно нет, зато есть желание выполнить план ко дню защитника Отечества и, по возможности, заработать денег. Прямо противоположным этой схеме стал дебют 23-летней выпускницы ВГИКа, армянского режиссера Марии Саакян. При поддержке фонда Роттердамского кинофестиваля и кинокомпании «Андреевский флаг» она сняла картину о любви к малой родине, погруженной в хаос войны. Любви, проникнутой каким-то воинствующим смирением, когда ты не берешь в руки ружье, чтобы защищать чью-то шкуру наверху, но хранишь его под кроватью, чтобы отстоять свой ветхий домик и близких людей, пока взрывы за углом сотрясают горы.

Волоокая Лена (Анна Капалева) возвращается из Москвы в родной аул, где в эпицентре очередной антитеррористической операции оказались ее бабушка с дедушкой. Где они именно находятся, один Бог ведает, потому что вначале 90-х весь Кавказ превратился в сплошную болевую точку на карте мира. Что характерно, сценарий к фильму писал грузин Гиви Шавгулидзе, вложив часть собственных впечатление о своей родине, что, в конечном счете, размывает всякие этнические границы и выносит на первый план именно историю людей в практически несовместимых с жизнью условиях. Спустя некоторое время, напуганная героиня пытается вернуться в Москву, но все сообщения с внешним миром оказываются разорваны. Лишь пессимистичное радио да вертолеты с гуманитарной помощью достигают ее. Иного выхода, как приспособиться к новой жизни, у Лены нет, и вскоре она задает себе вопрос, а так ли спасителен побег.

Под тревожную музыку финского аккордеониста-виртуоза Киммо Похйонена, Мария Саакян открывают своему зрителю красоту Кавказских гор и разоренных деревень, забавных людей с застывшими от страха глазами. Ни одного кадра насилия в «Маяке» нет, лишь старая бабушка регулярно бьет окна, потому что боится мародеров. Это фильм не о войне, а о том, как жить в ее условиях — так же стирать, так же ужинать, частенько менять лампочку из-за перебоев с электричеством и на всякий случай хранить свечку. Наименее стойкие переселятся на вокзал, чтобы в скором времени получить статуса беженца, а старики, повидавшие многое, так и будут доживать свои дни в гранатном зареве. Быть может, мир вернется в эту землю.

В конечном счете, «Маяк» едва ли ожидали акции протеста, частенько сопровождающие подобные фильмы, мол, режиссер ведет пропагандистскую деятельность в целях дискредитации такой-то и такой-то стороны, чего не избежала, например, Анджелина Джоли («В краю крови и меда») и Ясмила Жбанич («Грбавица»). Единственным противником для Марии Сааякн становится война, слишком сильным, чтобы с ней бороться напрямую. Оттого и нет в картине четко структурированного сюжета. Эпизоды следуют один за другим и лишь отдаленно намекают на связь между ними. Есть точка входа (Лена приезжает), но точки выхода, кажется, и нет. Лена адаптируется, и сумасшедшие пейзажи и патриархальная теплота втягиваются в нее и стирают печаль с лица, заменяя скорбной, понимающей улыбкой. Настоящая поэзия практически всегда рождается на стыке отчаяния и надежды.

0
0

Подборки Афиши
Все