Все отзывы о фильме

Все отзывы о фильме 13

Tzameti, Франция, Грузия, 2005
Рецензия «Афиши» на фильм
3

В черно-белом французском городке сын грузинских эмигрантов Себастьен (Баблуани, брат режиссера) латает чужую крышу, сквозь дырку в ней наблюдая за хозяином — разоренным в дым сомнамбулическим господином с криминальным, по всей видимости, прошлым (Пассон). Хозяин со дня на день ждет полосатый конверт, сулящий ему перемену финансовой участи, его же ждет и засевшая возле дома полицейская наружка. Когда конверт наконец приходит, адресат от волнения ошибается с дозировкой морфия и, как следствие, выбывает. Заветное письмо (внутри — некая инструкция и билет на поезд) сквозняк несет прямо в руки нуждающемуся в деньгах кровельщику.

Этот красивый, жестокий монохромный триллер, снятый во Франции сыном грузинского классика Теймураза Баблуани, обеспечил своему 28-летнему постановщику гром аплодисментов, сравнения с молодым Поланским, а также конвертик с билетом: если верить Variety, Баблуани-младший сейчас как раз выбирает натуру для американского авторемейка. К аплодисментам надо бы примкнуть (хотя бы в рамках гражданской акции «Я — грузин»), но не хочется кривить душой. Все достоинства налицо — штучная интрига, невероятно выразительная картинка, интересные идеи. И глупо, наверное, пускаться в придирки, чтоб объяснить, почему меня лично от «13» не прет, но не прет ведь — причем на каком-то очень фундаментальном, базовом уровне. То есть видно, что язык грузинской гуманистической школы (с его милыми символами вроде того же человека, заглядывающего сквозь дыру в потолке) и фактура европейского триллера ни в какую реакцию тут не вступают и даже не смешиваются, как не смешиваются вода и машинное масло, — но кто-то наверняка скажет, что разводы на воде — это красиво. А что пресловутая смертельная игра, предлагаемая публике во второй половине картины, скучна по геометрии и сомнительна в плане баллистики и что майка на герое чернеет от пота, а лоб у него сухой, — всем этим тоже можно пренебречь, это не главное. Важнее, что Баблуани с этим своим лжеэкспрессионистским ч/б и живописным душегубством влез на территорию, где и правда надо быть молодым Поланским, а еще лучше — Орсоном Уэллсом, пусть не в плане таланта, но в плане наглости — обязательно. Делая такой фильм, нужно считать себя первым и единственным режиссером на свете, плевать на приличия и правила, идти напролом. А перед нами — аккуратный молодой человек, как на двух стульях, сидящий на целых двух кинотрадициях; если Баблуани на кого и похож, то на Содерберга, каким тот был за 10 лет до того, как стал приличным режиссером. Я не верю ему: невозможно верить отличнику, ждущему пятерку за реферат на тему «Финальные вопросы жизни и смерти». То есть что тут сказать: писано без помарок, тема раскрыта, но в неизбежном «Садитесь, Баблуани, пять» ключевое слово будет все-таки «садитесь».

1 ноября 2006
Лучшие отзывы о фильме «13»
    • 7

      Оригинальная история о своеобразном клубе самоубийц, в который главный герой попадает из желания заработать и из которого выбирается победителем.

      Отличное сочетание игры, риска, смерти, денег - это русская рулетка на выживание, выигрыш в которой еще не гарантирует долгой и счастливой жизни. Высший балл поставить нельзя, так как видна некоторая "игра со зрителем", которая выглядит скорее как школьный эксперимент, а не большое кино.

      В любом случае, прекрасный дебют эмигранта из Грузии, живущего во Франции, в некотором роде семейный подряд (главного героя играет брат, семью главного героя - настоящая семья Баблуани). Папа у него, кстати, тоже режиссер ("Наследство").

      10 января 2010
    • 7

      Себастьен работает кровельщиком, чинит крышу клиенту, у которого, похоже, нет денег, чтобы заплатить за работу, и через дырку в этой крыше подслушивает его разговоры. Из разговоров следует, что только что полученное письмо поможет решить финансовые проблемы.
      Беда только в том, что клиент сидит на наркотиках и некстати умирает от передозировки. За работу кровельщику никто платить не собирается. Случай даёт возможность Себастьену прочесть письмо и попытаться воспользоваться преполагаемыми благами.
      Если не брать в расчёт детективную первую треть (которая впрочем в контексте фильма не является притянутой за уши, а работает на нагнетание напряжения), фильм отсылает к "Кровавому спорту" с ван Даммом. Хотел того режиссёр или не хотел, но я воспринял "13" как очень жёсткую пародию/сатиру на подобные "Кровавому спорту" опусы. С другой стороны, Баблуани, видимо, делал свой фильм вполне всерьёз, вероятно, разрабатывал его как оригинальное произведение и вряд ли рассчитывал на подобные ассоциации. В связи с этим требовалась точная работа с актёрами и хорошая "достоверная" игра самих актёров. Что тут можно сказать. Верю. Хотя несложно догадаться, чем всё закончится (последние минут пять почти формальность, по сути фильм заканчивается раньше), всё-таки саспенс режиссёру удаётся. Но так как никакго месседжа жанр фильма не предполагает, саспенсом всё и ограничивается. В данном случае, наверно, всё-таки хорошо, что Баблуани не пытается выйти за рамки жанра и нагрузить фильм дополнительным содержанием.

      29 апреля 2008
Фильмы про выживание
Фильмы про выживание
Фильмы про выживание
Лучшие триллеры
Лучшие триллеры
Лучшие триллеры
20 сериалов апреля
20
сериалов апреля
20 сериалов апреля
7 книг о том, как рассказать детям об «этом»
7
книг о том, как рассказать детям об «этом»
7 книг о том, как рассказать детям об «этом»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость