Киноафиша Москвы

Фильм «Горит, моя барышня»

Horí, má panenko (1967, Италия, Чехословакия)

4.7
Кино: «Горит, моя барышня»
  • 12+ 1 час 11 минут
  • жанр
    Комедия
  • Дата выхода:

Комедия про пожарное управление маленького городка, которое готовится к пышному празднованию 86-летия своего отставного начальника.

Режиссер фильма «Горит, моя барышня»

Отзывы пользователей о фильме «Горит, моя барышня»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Один из лучших фильмов чешской «новой волны», да и вообще, в чешском кинематографе. В далеком провинциальном небольшом городке пожарные собираются на ежегодный бал, где будет живая музыка, много выпивки, еды, вещевая лотерея, а также конкурс красоты, победительница которой вручит начальнику бригады памятный подарок – топорик. Дело в том, что лучше было бы, конечно, подарить в прошлом году – был юбилей, красивая дата, но как-то не сложилось. А до следующего юбилея он может уже не дожить – болеет, хотя об этом еще не знает. Бал как-то не задался с самой подготовки к нему. Призы с фонда лотереи начали пропадать еще гораздо до того, как пришли гости бала. Пока разбирались с пропажей, с лестницы бахнулся оформитель вывески, а сама вывеска сгорела дотла. С конкурсом красоты тоже возникла заминка – красивые девушки не захотели в нем участвовать, а страшненьких жюри само испугалось. А потом и вовсе пришло известие, что загорелся дом в деревне, который сгорел, пока к нему добирались. Добрались, надо отметить, с удобствами – даже лоток с припасами на продажу выставили, и дедушку из этого дома поближе к огню подвинули, что б не мерз. Практически «Гараж» на чешский лад. Или «Ангел истребления» - тут уж у кого какая система координат.

Великий фильм, который не претендует на величие, не выказывая амбиций, но при этом являясь настоящим шедевром. Шедевром, который попал на экран прямо перед вводом советских танков в Прагу. Фильм с проката сняли, забанили «навсегда», а Форману грозило 10 лет, если бы смогли поймать. Дело в том, что он в тот момент был в Париже, поэтому решил не возвращаться. Такой большой срок ему грозил не только потому, что он довел до белого каления цензуру, которую жестоко обманул, кстати – те утверждали совсем не тот сценарий, который попал в фильм. Посадить его хотели потому, что итальянский продюсер Карло Понти отказался выплачивать деньги, которые обещал дать на съемки, испугавшись изменения в политической обстановке в стране, поэтому вся финансовая тяжесть легла на режиссера. И все бы кончилось плачевно, если бы не вмешательство Франсуа Трюффо и Клаудио Берри, которые выкупили картину и пустили в мировой прокат, добившись даже номинацию на «Оскар», где в то время очень любили чешское кино и совершенно справедливо.

Сам Форман решил иммигрировать в Америку, где довольно быстро устроился работать режиссером, благо его портфолио из ранних работ выглядело превосходно. Но при этом долгое время, видимо опасаясь преследования, не признавал, что пытался своим творчеством уколоть побольней советский строй и коммунистические принципы. Дело в том, говорил он, что в основе фильма лежит реальная история, которая произошла с ним, а также другом-писателем Ярославом Попоушеком во время работы над их предыдущим фильмом «Любовные похождения блондинки». Они приехали в какой-то городок, где совершенно случайно попали на бал пожарных. В голову пришла идея написать сценарий, который они в последствии и экранизировали.

Так что Форман какое-то время не признавал аллегории на советское общество. Хотя и его понять можно было. Известен факт, что цензоры просто бесились от некоторых сцен этого фильма, которые они, конечно же, запретили, но режиссер и сценарист решили пойти на риск и проигнорировать указания цензуры. На самом деле его позицию можно понять не только потому, что он был вынужден так говорить – годы спустя он все-таки признался, что имел дулю в кармане, когда работал над фильмом, и многое целенаправленно создавал именно таким острым. Дело в том, что Форман действительно не высмеивает героев. Он высмеивает всю систему, весь принцип построения общества, и тот результат, к которому оно привело. И это, конечно, жутко обижало тех, против кого этот фильм был снят.

В целом же эта прекрасная лента Формана продолжает устанавливать принципы восточноевропейского авторского кинематографа, в котором в трагикомичной форме истории маленьких людей сплетаются, а-то и сплетают, большое глобальное представление о жизни в стране. В качестве актеров Форман вновь берет непрофессионалов – на этот раз самых настоящих пожарных, но которые играют так шикарно, что поверить в их «любительскую» природу просто очень сложно. Тот факт, что фильм снят по подсмотренному пожарному балу, при использовании настоящих пожарных, приводит к некоторому недоумению после того, как узнаешь о том, что автор был вынужден был извиняться перед пожарными перед тем, как уехать. Видимо, заставили. Так или иначе, фильм не такой уж и политический, поэтому он сохранил свою свежесть, оригинальность и юмор даже если отсюда выбросить всю социальную критику. А это уже показатель того, что снимал фильм большой мастер.

Фото scheet
отзывы:
596
оценок:
597
рейтинг:
96
5

Форман чешского периода явно более авангарден, хотя и менее смел. Его "бал пожарных" сначала пылает комедией, потом сатирой, потом драмой, а потом и некоторым подобием философии. Правда всё это смотрится сухо: ну, явно не Гашек перед вами! Общее ощущение - работа сыровата. Похоже на то, что вот тренировался Форман на социалистической киностудийной реальности, не знал, ЧТО потом сможет или не может воплотить в жизнь, боялся перегнуть палку свободы и вызвать раньше времени недружественное к себе отношение... И вот, так и творил. Ох уж этот социалистический лагерь...

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Крайне занудная и несмешная т. н. комедия. Явный шаг назад для автора «Черного Петра» и «Блондинки». Фильмы про стариков – они вообще же, как правило, хуёвые. Понятно, что «Старики-разбойники» и даже «Семь стариков и одна девушка» входят в фонд того кина, которое, даже при всём желании, не забудется никогда. А «Бал», бля, – забудется. Смею думать, даже и чехами. Ибо – над чем здесь смеется Форман? Над старостью? Скушно. В «Разбойничьих стариках» Рязанов, как и всегда в своем прелестном раннем творчестве, осторожно смеялся над совком. Даже в «Семи стариках» смех распространялся не столько на тщетность всяческих потуг и дохлость старичья, сколько на молодого долбоёба, не без замечательности сыгранного Смирнитским. А в «Бале» – смех, хоть и сквозь слезы, а всё одно – бессмысленный. Финальный статичный план красив, спору нет. Но всё, что до него, – даже и не кино, на мой очень пристрастный в этом (киношном) плане взгляд.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить