Киноафиша Москвы

Фильм «Гамлет идет в бизнес»

Hamlet liikemaailmassa (1987, Финляндия)

4.2
Кино: «Гамлет идет в бизнес»

Гамлет наследует контрольный пакет акций отцовской компании.

После смерти отца Гамлету достается пятьдесят один процент акций его компании. Он может стать новым президентом, но у его коварного дяди Клауса свои планы.

Режиссер фильма «Гамлет идет в бизнес»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Отзывы пользователей о фильме «Гамлет идет в бизнес»

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Вообще-то не айс, конечно, но и хуйнёю фильму сию никак не обзовешь. Это уже не профанация, как каурисмяковское же «Преступленье и наказанье», но нормальная адаптация, пусть и не блещущая какими-либо откровениями. Ч/б, мьюзик и финский тормоз-стайл доставляют. Не так чтобы сильно, но всё ж таки. Узнаваемые каурисмяковские лица, его же нормальный юморок, его же легкость изложения (в данном случае – переложения) – всё это говорит о том, что фильму можно посмотреть без отвращенья, пускай и никто и ничего не потеряет, картины этой не увидев.

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
5

Еще одна черно-белая и смелая попытка пересадить ростки популярных и недорогих американских кинематографических жанров на социальную и производственную почву Финляндии, предпринятая важным финским режиссером, не в первый раз от лени берущего за основу классический сюжет и измордовывающего его до неузнаваемости.

Вероломный Клаус подсыпает яд в питье, предназначающееся отцу Гамлета и тот, как следствие, отправляется на тот свет, оставив в наследство все промышленное богатство своему сыну, который является главным держателем акций самой крупной в стране компании, а Клаус – ее президентом. Дальше разворачивается возня с переделом сфер влияния, финансовыми махинациями, сражением за рынок сбыта и прочие мега-интересные элементы бизнес-драмы. Сложно уточнить время, в которое происходят события картины. С одной стороны кажется, что это 30-е, но некоторые элементы обстановки возвращают зрителя в более актуальную современность.
Фигуры шекспировской истории узнаваемы только по именам, да родственным отношениям. Есть тут и многострадальная Гертруда, есть и Офелия (первая роль в фильмах Каурисмияки для бессменной Кати Оутинен), являющаяся дочерью Полония – старого и верного работника концерна. Однако их моральный облик резко исковеркан. Более того, никаких положительных героев тут просто нет. В некотором роде, это квинтэссенция эволюции героев фильмов-нуар. Сам Гамлет – глуп, циничен и хамоват, да и к тому же постоянно пытается переспать с Офелией, чем раздражает ее брата Лаэрта, за что оказывается отправленным в далекую и ужасную Швецию.

Не сложившиеся отношения с Офелией и логичный брак матери с Клаусом, повергает Гамлета в уныние, единственным способом выйти из которого оказывается испортить жизнь близким. Для этого он нанимает не самых талантливых актеров, который постоянно поучает, что и как надо сыграть, для того, чтобы разыграть перед своей матерью и отчимом сценку с отравлением. Параллельно с этим он хамит Офелии и та убивает себя в ванной.

Дальше фильм набирает еще более комичные и абсурдные обороты. Терзаемые страстью возмездия и желанием наказать зарвавшегося принца финского, Клаус и вернувшийся из Швеции Лаэрт, решают его отравить, для чего накачивают курицу-гриль опасным ядом, но курицу съедает Гертруда (и умирает), а вскоре конец настигает и самих отравителей, причем Лаэрту достается по голове огромным радиоприемником – самые известные кадры из фильма как раз из этой сцене, где Лаэрт стоит в комнате, а вместо головы у него – огромная радиола, что придает фильму этакий привкус сюррелистичности Линча.

То есть образ главного героя переработать чуть более, чем полностью. В этом самоуверенном, крупном человеке с неприятным и даже придурковатым лицом не узнать терзающегося бесконечными рефлексиями субтильного юношу в обтягивающем трико и пышным жабо на шее. Каурисмияки выбрал на роль главного актера одного из самых известных комиков страны Пиркку-Пекку Петелиуса, что придало еще больший толчок попытке перевернуть классическую драму в производственную комедию. Однако, и личность Гамлета оказывается не столь простой, как это кажется в самом начале. Ближе к концу становится понятно, что в его действия гораздо больше умысла, чем этого можно было бы ожидать. Но и его ждет фатальный финал.

Как и многие фильмы до и после «Гамлета», Каурисмяки обильно использует декорации индустриальных залов для того, чтобы воссоздать необходимую атмосферу. Возможно, дело в том, что в прошлом сам режиссер достаточно продолжительное время работал на бумажной фабрике, что не могло не отразиться на его стилистическом почерке уже как художественного автора в последствии.

Да, история кино буквально пресыщена темами из Гамлета. Была даже производственная драма по мотивам Шекспировских страстей – помните, у Висконти эпик «Гибели богов», созданный в антифашистком антураже, по сути вещает примерно теми же словами, что и каурисмяковский «Гамлет», однако и интонации, и направление речей, да и общая цель у финского фильма явно противоположного вектора. Каурисмяки циничен, он делает комедию с обилием предательств, отравлений и ненависти. Да и стилистически его постановка (а тут нужно вспомнить и его более ранний фильм «Союз Каламари») ближе скорее к творчеству Фассбиндера.

Сам же Каурисмяки на этом фильме исчерпывает свой интерес к высокобуржуазным темам и обращает свой взор на гораздо более низшие социальные слои. Позади останутся и его увлечение Сартром, Одзу, Брессоном. По крайней мере в столь очевидной форме. Хотя, скажем, стиль Одзу снимать диалоги для Каурисмяки окажется родной на протяжении всей творческой карьеры – слишком удачно получается таким образом передать одиночество и разобщенность беседующих, а также добавить направление разговора в какие-то более интимные области восприятия зрителя. Да и намеренно «скучная» и «невыразительная» манерность кино Брессона не будет вытравлена до конца из авторского почерка режиссера. Однако, воспользовавшись этими изначальными стилистическими и тематическими посылами, Каурисмяки начинает развивать свое собственное кино, несравнимое уже ни с кем. Аки Каурисмяки идет в бизнес!

0

Галерея